Сегодня одним из ключевых факторов, влияющих на социально-экономическое развитие, здоровье населения, демографическую ситуацию, становятся ресурсы поверхностных и подземных вод в рамках речных бассейнов. Без их рационального использования, сохранения рек и водоемов сам принцип устойчивого развития теряет свой смысл.
Мировой опыт свидетельствует, что экологически безопасное водопользование, сохранение чистоты вод зависят далеко не только от уровня технологий инженерных систем водоотведения и очистки. В значительной мере они обусловлены совершенствованием действующих механизмов государственного управления в области рационального использования, охраны и восстановления природных ресурсов.
В последние десятилетия внимание к процессам, происходящим на водосборах, во многом обусловлено неудовлетворительным экологическим состоянием водных объектов. Являясь замыкающим звеном в системе "водосбор - пойма - русло", малые реки служат интегральным индикатором сложных природно-антропогенных процессов, происходящих на их водосборах. При антропогенном преобразовании ландшафта естественное равновесие в балансе наносов в системах "водосбор - пойма - русло" и "эрозия - транспорт - аккумуляция наносов" оказывается нарушенным, что вызывает деградацию речной сети (сокращение длины водотоков, ухудшение качества воды, что отражается в системе гидрологических и гидрохимических показателей, снижение биоразнообразия). При этом, чем меньше река, тем в большей степени ее жизнеспособность зависит от характера и интенсивности проявления эрозионно-аккумулятивных процессов на водосборе.
Концепция бассейнового природопользования в Белгородской области (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р, Концепцией федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2011 года N 1316-р, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, Стратегией социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 27-пп, постановлением правительства Белгородской области от 31 мая 2010 года N 202-пп "Об утверждении Положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области", иными нормативными правовыми актами в сфере природопользования и охраны окружающей среды, и не противоречит им.
В соответствии с этими документами приоритетным направлением государственного управления является реализация следующих предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации механизмов:
- разработка схем комплексного использования и охраны водных объектов;
- разработка нормативов допустимого воздействия на водные объекты, учитывающих региональные особенности и индивидуальные характеристики водных объектов;
- рациональное использование и регулирование антропогенной нагрузки на природные ресурсы;
- разработка нормативов допустимого воздействия на водные объекты, учитывающих региональные особенности и индивидуальные характеристики и цели использования водных объектов;
- охрана, сохранение и устойчивое использование компонентов биологического разнообразия;
- ведение государственного мониторинга водных объектов;
- формирование единой информационно-аналитической системы управления водохозяйственным комплексом на основе Российского регистра гидротехнических сооружений и государственного водного реестра.
Задачи планирования природопользования в Белгородской области предлагается решать исходя из инновационного, научно обоснованного подхода к управлению природопользованием в границах целостной природной системы - водного (водосборного) бассейна.