(Мероприятие N 1 в соответствии с Приказом Минфина России от 19 сентября 2008 года N 453)
Анализ исходного состояния. Переход к планированию расходов бюджета через призму предоставления государственных услуг начался в Российской Федерации всего несколько лет назад. Данный подход был избран как для федерального, так и для регионального и муниципального уровней. Основная суть такого перехода заключалась в том, что планирование расходов на финансирование бюджетных учреждений (а по некоторым трактовкам, и органов государственной власти) должно осуществляться исходя из качества и количества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг. Вместе с тем, неопределенность понятия "государственная услуга", требований к качеству государственной услуги, роли государственного задания в бюджетном процессе замедлила процесс перехода к новой схеме бюджетирования. В результате в большинстве субъектов Российской Федерации, а также в Орловской области планирование расходов на финансирование бюджетных учреждений и органов власти осуществляется по старой схеме в расчете "от прошлых периодов".
Тем не менее, вопросы изменения подходов к планированию расходов в свете последних изменений Бюджетного кодекса Российской Федерации, проводимой административной реформы и работ, проводимых в данной области федеральным центром, стали крайне актуальными. Именно поэтому данная Концепция реформирования содержит целый комплекс мероприятий, касающихся совершенствования практики управления государственными услугами. В первую очередь, внимание будет уделено формированию системы оценки потребности в предоставлении государственных услуг на территории Орловской области.
План реформирования. На первом этапе реформирования предполагается сформулировать перечни (реестры) государственных услуг юридическим и физическим лицам по четырем основным отраслям: образование, здравоохранение, социальная политика, культура. Указанные реестры должны соответствовать требованиям Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и постановления Коллегии области от 10 сентября 2008 года N 290 "О порядке формирования, ведения и использования реестра государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Орловской области". В дальнейшем именно этот перечень государственных услуг ляжет в основу для разработки системы оценки потребности в государственных услугах, требований к качеству предоставления услуг, формирования государственных заданий и т.д.
В рамках первого этапа реформирования предполагается также сформировать систему оценки потребности в предоставляемых государственных услугах путем разработки порядка мониторинга потребности и порядка осуществления стоимостной оценки данной потребности. Кроме того, будет установлен порядок учета результатов мониторинга потребности в государственных услугах юридическим и физическим лицам при формировании проекта бюджета Орловской области. С учетом утвержденных порядков в Орловской области будет проведена сравнительная оценка потребности в предоставляемых услугах и фактических предоставленных услуг.
На втором этапе реформирования предполагается организовать публикацию в средствах массовой информации и сети Интернет результатов проводимого мониторинга потребности на регулярной основе.
В дальнейшей практике предполагается распространение положительного опыта по указанным четырем отраслям на все остальные виды государственных услуг Орловской области.
Анализ рисков мероприятия. Основные риски реализации данного мероприятия заключаются в следующем:
- сложность определения степени детализации предоставляемых услуг для формирования необходимого перечня;
- сложность оценки реальной потребности в предоставлении государственных услуг в стоимостном выражении.
Для минимизации данных рисков будет изучен опыт других субъектов Российской Федерации, привлечены научно-консультационные организации.