ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13 мая 2014 года N 141-р


[О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 7 МАРТА 2013 ГОДА N 83-Р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)""]

1. Внести в распоряжение Правительства Орловской области от 7 марта 2013 года N 83-р следующие изменения:

1) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на исполняющего обязанности заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития О.Н. Ревякина.";

2) приложение изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Департаменту финансов Орловской области (В.А. Тарасов) обеспечить выделение средств в соответствии с Законом Орловской области от 6 декабря 2013 года N 1563-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в части финансирования мероприятий, предусмотренных "дорожной картой".

3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на исполняющего обязанности заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития О.Н. Ревякина.


Временно исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Орловской области
В.В.ПОТОМСКИЙ





Приложение
к распоряжению
Правительства Орловской области
от 13 мая 2014 года N 141-р

Приложение
к распоряжению
Правительства Орловской области
от 7 марта 2013 года N 83-р

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)"


 I. Общее описание "дорожной карты"

1. Реализация Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Орловской области (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") призвана обеспечить доступность, повысить эффективность и качество предоставления населению услуг в сфере социальной защиты населения.

Для полного удовлетворения потребностей населения в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходимы модернизация и развитие системы социального обслуживания, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям.

Численность населения Орловской области на 1 января 2014 года по официальным статистическим данным составляет 775,9 тысячи человек.

В Орловской области наблюдается тенденция роста численности граждан нетрудоспособного возраста, которая составляла: в 2008 году - 196,2 тысячи человек, в 2009 году - 196,7 тысячи человек, в 2010 году - 199,2 тысячи человек, в 2011 году - 201,1 тысячи человек, в 2012 году - 204,7 тысячи человек, в 2013 году - 206,6 тысячи человек, в том числе более 44,6% из них - граждане в возрасте 70 лет и старше.

В 30 муниципальных образованиях области функционируют организации социального обслуживания, имеющие в своей структуре отделения:

социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, в которых обслуживается около 8 тысяч пожилых граждан;

специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуживающие более 600 пенсионеров, имеющих группу инвалидности, частично утративших способность к самообслуживанию;

временного (постоянного) проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в которых проживают 447 одиноких пожилых граждан;

срочного социального обслуживания населения, в которых ежегодно получают различные виды социальной помощи (денежной, натуральной) и социально-бытовых услуг более 78 тысяч человек;

дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов, где более 5 тысяч пенсионеров занимаются в различных кружках по интересам.

В связи с проводимой в течение 2011 - 2013 годов оптимизацией организаций социального обслуживания в составе центров социального обслуживания населения созданы отделения социально-консультативной помощи; социально-психологической помощи семье и детям; реабилитации детей с ограниченными умственными способностями и физическими возможностями; психолого-педагогической помощи семье и детям; дневного пребывания детей; профилактики безнадзорности несовершеннолетних детей и подростков.

В процессе перепрофилирования организаций социального обслуживания, предоставляющих услуги семьям и детям, в 2011 году в Орловской области открылся центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями. В 2012 году открыто бюджетное учреждение Орловской области "Кризисный центр помощи женщинам и детям "Орловский", в составе центра созданы стационарные отделения, организованы экстренная помощь для населения всей Орловской области, мобильные бригады. В 2013 году 3 учреждения, имеющие статус центров социальной помощи семье и детям, были перепрофилированы в социально-реабилитационные центры, 1 центр социальной помощи семье и детям, не имеющий стационарного отделения, в ходе реорганизационных мероприятий вошел в состав комплексного центра структурным подразделением.

За 2013 год учреждениями социальной сферы обслужено 67842 семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в том числе на социальном патронате находилось 3055 семей, также 35423 несовершеннолетних получили различные виды социальных услуг. В стационарных отделениях детских учреждений обслужено 1716 детей, в отделениях дневного пребывания курс реабилитации прошли 1192 несовершеннолетних.

В Орловской области на современном этапе функционирует 70 организаций социального обслуживания, в том числе 2 казенных учреждения и 68 бюджетных учреждений социального обслуживания населения, из них 56 - с круглосуточным пребыванием престарелых граждан, инвалидов и детей.

В области функционируют:

30 центров социального обслуживания населения, в том числе 20 домов ветеранов без статуса юридического лица;

16 домов-интернатов;

1 центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий;

15 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, в том числе 4 межрайонных центра;

1 кризисный центр помощи женщинам и детям;

1 реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями;

2 центра социальной профилактики и реабилитации инвалидов;

1 реабилитационно-спортивный центр инвалидов;

1 центр социально-психологической реабилитации жителей Орловской области, пострадавших от радиационных аварий и катастроф;

2 учреждения социальной защиты населения.

В целях рационального использования денежных средств на развитие и укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания, а также повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания населения в 2014 году будет продолжена оптимизация сети учреждений социального обслуживания населения путем слияния с сокращением административно-управленческого аппарата и ликвидацией малоэффективных структурных подразделений.

С целью сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социального работника необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.

Реформирование и дальнейшее развитие системы социального обслуживания населения возможны лишь на обновленной законодательной базе, состоящей из федерального и регионального законодательства, гармоничное развитие которых должно представлять собой взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс.

Нормативно-правовое обеспечение социальной защищенности пожилых людей предусматривает совершенствование нормативно-правовой базы в сфере социального обслуживания населения в Орловской области.

2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения.

2.1. В организациях социального обслуживания наблюдается некоторый дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда социальных работников и других категорий персонала, не соответствующим напряженности и интенсивности их труда.

Штатная численность работников организаций социального обслуживания Орловской области составляет 6474 единицы, фактическая среднесписочная численность за 2012 год - 6114 человек, за 2013 год - 5445 человек.

Фактическая численность социальных работников организаций социального обслуживания Орловской области составляла в 2011 - 2013 годах 1775 человек при штатной численности 1821 единица.

В 2011 году размер среднемесячной заработной платы социальных работников составил 5578 рублей или 38,4% к уровню среднемесячной заработной платы по Орловской области. По итогам 2012 года средняя зарплата социальных работников фактически составила 6 тысяч рублей или 36,6% к уровню средней зарплаты по Орловской области.

В соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 25 июля 2012 года N 262 "О введении новой системы оплаты труда работников бюджетных и казенных учреждений социального обслуживания населения и социальной защиты населения Орловской области" с 1 октября 2012 года в учреждениях введена отраслевая система оплаты труда, что позволило значительно улучшить материальное обеспечение всех категорий работников социальных учреждений.

Так, в IV квартале 2012 года уровень среднемесячной заработной платы работников бюджетных учреждений социального обслуживания населения Орловской области фактически составил 9575 рублей, что выше на 33% уровня средней заработной платы по Единой тарифной сетке за 9 месяцев 2012 года.

В целом по итогам 2012 года среднемесячная заработная плата по отрасли сложилась на уровне 7719 рублей, что на 14% выше, чем в 2011 году.

По итогам 2013 года средняя заработная плата работников бюджетных учреждений социального обслуживания возросла более чем в 1,5 раза по сравнению с 2012 годом и составила 10205 рублей.

Средняя заработная плата социального работника в 2013 году сложилась в сумме 9434 рубля. Соотношение средней заработной платы социальных работников со средней заработной платой по Орловской области составило в 2013 году 49,2%, что на 1,7% больше планового значения на 2013 год.

2.2. Материально-техническая база организаций социального обслуживания населения нуждается в модернизации.

Необходимы мероприятия, направленные на укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания населения, создание более комфортных условий для клиентов социальных служб, расширение набора предоставляемых услуг (в том числе дополнительных платных), обеспечение равной доступности в получении необходимых для жизнеобеспечения социальных услуг независимо от места их проживания, степени самообслуживания и передвижения, организацию качественной социальной помощи и реабилитации, на создание доступной среды для маломобильных групп, повышение общего уровня комфортности среды жизнедеятельности для граждан пожилого возраста и инвалидов.

В целях повышения качества и расширения спектра социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам (в том числе детям-инвалидам), в течение 2010 - 2013 годов в 56 организациях социального обслуживания населения были проведены мероприятия по укреплению материально-технической базы на общую сумму 87,4 миллиона рублей.

Вместе с тем вопросы открытия новых отделений организаций социального обслуживания населения и укрепления материально-технической базы действующих организаций социального обслуживания населения, создания для пожилых людей более комфортных условий проживания, обслуживания, предоставления услуг медико-социальной, реабилитационной, социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей, являются актуальными.

В стационарных учреждениях социального обслуживания постоянно проживают более 2,5 тысячи престарелых граждан и инвалидов, из которых около 30% нуждаются в постоянном постороннем уходе.

Условия проживания граждан в организациях социального обслуживания населения соответствуют противопожарным и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Очередь на оказание услуги по помещению в стационарные учреждения социального обслуживания общего типа (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома ветеранов) отсутствует.

Обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов местами в стационарных учреждениях социального обслуживания составляет 93,7%.

На 1 января 2014 года 165 граждан состоят в очереди для помещения в психоневрологические стационарные учреждения социального обслуживания, что составляет 7,1% от числа получающих социальные услуги в стационарных учреждениях социального обслуживания.

На балансе учреждений социального обслуживания населения по состоянию на 1 января 2013 года находится 205 зданий.

Инфраструктура 17 стационарных учреждений социального обслуживания включает 57 зданий социального и хозяйственного назначений, в том числе 20 спальных корпусов.

В перспективе до 2018 года планируется открыть дополнительные отделения милосердия на 100 койко-мест в стационарных учреждениях социального обслуживания, хосписное отделение в одном из центров социального обслуживания населения, а также ввести в действие реабилитационное отделение для инвалидов, страдающих психическими заболеваниями, и строительство пристройки к психоневрологическому интернату, что позволит удовлетворить потребность граждан в данной услуге.

2.3. Недостаточно развит рынок социальных услуг. Незначительно участие в предоставлении социальных услуг негосударственного сектора, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев.

В настоящее время из общего числа учреждений социального обслуживания населения, оказывающих государственные услуги пожилым гражданам и инвалидам, детям, основная часть (70 учреждений или 97,3%) находится в ведении органов государственной власти Орловской области и только 2 учреждения (2,7%) являются негосударственными.

В Орловской области осуществляется социальное партнерство с региональным Фондом социальной поддержки населения в части организации культурной, спортивной и экскурсионной деятельности для несовершеннолетних подростков, пожилых граждан и инвалидов, Фондом общественного здоровья "Выбор" - по реализации программы по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни среди подростков, Фондом "Вера и возрождение" - по реабилитации детей с ограниченными возможностями с перспективой расширения количества организаций, работающих в данном направлении.

3. Целями "дорожной карты" являются:

1) совершенствование правового регулирования сферы социальной защиты населения;

2) принятие законодательной и нормативной правовой базы, регулирующей правоотношения в сфере социального обслуживания населения, в связи с принятием нового Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", вступающего в силу с 1 января 2015 года;

3) оптимизация структуры и штатной численности учреждений социального обслуживания населения путем внедрения комплексного подхода к созданию многопрофильных организаций социального обслуживания населения в целях концентрации источников финансового обеспечения, ликвидации неэффективных подразделений, проведения эффективной кадровой политики;

4) переподготовка и повышение квалификации работников учреждений социального обслуживания, повышение заинтересованности работников в труде и поднятие престижа профессии социального работника;

5) повышение в 2017 году средней заработной платы социальных работников до 100% от средней заработной платы в Орловской области;

6) укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;

7) развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;

8) предоставление гражданину, нуждающемуся в получении социальных услуг, права выбора организации социального обслуживания или индивидуального предпринимателя для получения социальных услуг.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»