ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 мая 2014 года N 163-р
[О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29 МАРТА 2013 ГОДА N 132-Р]
В целях совершенствования мероприятий и уточнения показателей, направленных на повышение качества образования в Орловской области:
1. Внести в распоряжение Правительства Орловской области от 29 марта 2013 года N 132-р следующие изменения:
1.1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития О.Н. Ревякина.".
1.2. Изложить приложение в новой редакции согласно приложению.
2. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития О.Н. Ревякина.
Исполняющий обязанности
временно исполняющего обязанности
Председателя Правительства
Орловской области
В.В.СОКОЛОВ
Приложение
к распоряжению
Правительства Орловской области
от 30 мая 2014 года N 163-р
Приложение
к распоряжению
Правительства Орловской области
от 29 марта 2013 года N 132-р
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
В 2013 году муниципальными образованиями практически завершена оптимизация сети муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе и за счет создания крупных образовательных комплексов на базе лучших образовательных учреждений путем присоединения к ним неконкурентоспособных общеобразовательных учреждений.
Муниципальными образованиями в 2010 - 2013 годах проведена:
реорганизация 111 образовательных организаций (в том числе 38 в качестве структурных подразделений и филиалов);
ликвидация 22 образовательных организаций;
ликвидация 45 структурных подразделений и филиалов образовательных организаций;
13 детских садов выделены в самостоятельные юридические лица.
В 2014 году муниципальными образованиями планируется провести:
реорганизацию 30 образовательных организаций;
ликвидацию 2 структурных подразделений и филиалов образовательных организаций.
В 2010 - 2013 годах одновременно проведена оптимизация сети областных учреждений, подведомственных Департаменту образования и молодежной политики Орловской области:
ликвидировано 1 учреждение начального профессионального образования;
6 учреждений начального профессионального образования переименованы в учреждения среднего профессионального образования;
реорганизованы 2 учреждения среднего профессионального образования путем присоединения в качестве филиалов;
6 учреждений начального профессионального образования реорганизованы путем присоединения к учреждениям среднего профессионального образования в качестве филиалов;
2 учреждения дополнительного образования детей реорганизованы путем слияния;
2 учреждения с круглосуточным пребыванием детей реорганизованы путем присоединения.
В 2014 году в целях дальнейшего повышения качества предоставления образовательных услуг Департаментом образования и молодежной политики Орловской области подготовлены предложения:
по реорганизации 6 учреждений НПО путем присоединения в качестве филиалов к учреждениям СПО;
ликвидации 2 детских домов.
В 2015 году планируется:
ликвидация 2 детских домов;
ликвидация 1 учреждения дополнительного образования;
ликвидация 1 филиала СПО.
В 2016 году планируется:
реорганизация 3 учреждений дополнительного образования путем слияния и создания Центра дополнительного образования;
ликвидация 2 филиалов СПО.
В 2017 году планируется ликвидация 3 филиалов СПО.
В 2018 году планируется ликвидация 2 филиалов СПО.
Изменения в дошкольном образовании, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту
I. Основные направления
Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации, включает в себя:
доступность дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования для всех категорий граждан независимо от социального и имущественного статуса и состояния здоровья;
создание дополнительных мест в муниципальных образовательных организациях различных типов, а также развитие вариативных форм дошкольного образования;
мониторинг выполнения требований к условиям предоставления услуг дошкольного образования и мониторинг их выполнения;
создание условий для привлечения негосударственных организаций в сферу дошкольного образования.
Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования включает в себя:
внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
кадровое обеспечение системы дошкольного образования;
внедрение системы оценки качества дошкольного образования;
проведение аттестации педагогических работников организаций дошкольного образования с последующим их переводом на эффективный контракт.
Введение эффективного контракта в дошкольном образовании (в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р) включает в себя:
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дошкольного образования;
внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций дошкольного образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации дошкольного образования;
информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.
II. Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации, предусматривает обеспечение всех детей в возрасте от 3 до 7 лет возможностью получать услуги дошкольного образования, в том числе за счет развития негосударственного сектора дошкольного образования.
Обеспечение качества услуг дошкольного образования предусматривает:
обновление основных образовательных программ дошкольного образования с учетом требований стандартов дошкольного образования;
введение оценки деятельности организаций дошкольного образования на основе показателей эффективности их деятельности.
Введение эффективного контракта в дошкольном образовании предусматривает обеспечение обновления кадрового состава и привлечение молодых талантливых педагогов для работы в дошкольном образовании.
III. Основные количественные характеристики системы дошкольного образования
Показатель | Единица измерения | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Численность детей в возрасте от одного года до семи лет | тыс. человек | 54,10 | 55,82 | 57,02 | 57,35 | 57,19 | 56,70 | 56,07 |
Охват детей программами дошкольного образования | процентов | 64,8 | 64,8 | 64,9 | 66,2 | 67,5 | 68,8 | 70,0 |
Численность воспитанников дошкольных образовательных организаций | тыс. человек | 30,137 | 31,207 | 32,052 | 32,942 | 33,442 | 33,742 | 33,892 |
Численность детей в возрасте от трех до семи лет, поставленных на учет для получения дошкольного образования | тыс. человек | 0,872 | 0,543 | 0,350 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования | процентов | 96,7 | 98,1 | 98,8 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Удельный вес численности воспитанников дошкольных образовательных организаций в возрасте от 3 до 7 лет, охваченных образовательными программами, соответствующими федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования | процентов | 0 | 0 | 0 | 20 | 100 | 100 | 100 |
Потребность в увеличении числа мест в дошкольных образовательных организациях | тыс. мест | 2,632 | 1,893 | 1,195 | 0,890 | 0,500 | 0,300 | 0,150 |
Инструменты сокращения очереди в дошкольные образовательные организации (ежегодно), всего, в том числе: | тыс. мест | 1,760 | 1,350 | 0,845 | 0,890 | 0,500 | 0,300 | 0,150 |
Количество мест, созданных в ходе мероприятий по обеспечению к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования: | тыс. мест | 1,760 | 1,350 | 0,845 | 0,890 | 0,500 | 0,300 | 0,150 |
в т.ч. высокозатратные места (строительство и пристрои) | тыс. мест | 0,260 | 0,300 | 0,515 | 0,820 | 0,500 | 0,300 | 0,150 |
за счет развития негосударственного сектора | тыс. мест | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
иные формы создания мест | тыс. мест | 1,500 | 1,050 | 0,330 | 0,070 | 0 | 0 | 0 |
Численность работников дошкольных образовательных организаций, всего | тыс. человек | 7,266 | 7,287 | 7,353 | 7,393 | 7,344 | 7,357 | 7,357 |
в том числе: | ||||||||
педагогические работники | тыс. человек | 3,040 | 3,269 | 3,304 | 3,327 | 3,310 | 3,320 | 3,325 |
Удельный вес численности работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников дошкольных образовательных организаций | процентов | 58,2 | 55,1 | 55,1 | 55,0 | 54,9 | 54,9 | 54,8 |
Число воспитанников организаций дошкольного образования в расчете на 1 педагогического работника | человек | 9,91 | 9,55 | 9,70 | 9,90 | 10,10 | 10,16 | 10,19 |
Доля педагогических работников дошкольных образовательных организаций, которым при прохождении аттестации присвоена первая или высшая категория | процентов | - | 52,9 | 55,6 | 58,7 | 61,4 | 64,6 | 67,3 |
IV. Мероприятия по повышению эффективности и качества услуг в сфере дошкольного образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту
N | Направление мероприятий | Ответственные исполнители | Сроки реализации | Показатели |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации | ||||
1. | Привлечение средств федерального бюджета на реализацию программы развития системы дошкольного образования (при выделении средств федерального бюджета на предоставление субсидий субъектам Российской Федерации): | Отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования | ||
подписание соглашения с Минобрнауки России на софинансирование реализации программы (проекта) развития дошкольного образования Орловской области | ДОМП | 2014 - 2018 годы | ||
мониторинг реализации мероприятий совершенствования системы дошкольного образования в соответствии с соглашением с Минобрнауки России | -//- | 2014 - 2018 годы | ||
2. | Создание дополнительных мест в государственных (муниципальных) образовательных организациях различных типов, а также вариативных форм дошкольного образования: | |||
разработка современного типового проекта зданий дошкольных образовательных организаций для повторного применения | ДОМП, органы местного самоуправления (по согласованию) | 2014 год | Отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в школе | |
разработка поэтапного плана строительства новых зданий детских садов, модульных и быстровозводимых зданий | -//- | 2014 - 2018 годы | Отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в школе | |
строительство новых зданий дошкольных образовательных организаций, реконструкция функционирующих организаций, возврат и реконструкция ранее переданных зданий дошкольных образовательных организаций | -//- | -//- | Отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в школе | |
осуществление капитального и текущего ремонта и приобретение оборудования для действующих дошкольных образовательных организаций | -//- | -//- | Отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в школе | |
3. | Обновление требований к условиям предоставления услуг дошкольного образования и мониторинг их выполнения: | |||
обновление нормативно-правовой базы Орловской области на основании обновленных регулирующих документов (требований санитарных, строительных норм, пожарной безопасности и др.) для обеспечения условий для развития разных форм дошкольного образования | -//- | 2013 - 2015 годы | ||
мониторинг и анализ предписаний надзорных органов с целью обеспечения минимизации регулирующих требований к организации дошкольного образования при сохранении качества услуг и безопасности условий их предоставления | -//- | 2014 - 2018 годы | ||
4. | Создание условий для развития негосударственного сектора дошкольного образования: | |||
открытие на базе бюджетного образовательного учреждения Орловской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Орловский институт усовершенствования учителей" (далее - ОИУУ) консультационного пункта для предпринимателей, организующих деятельность частных дошкольных организаций | ОИУУ | 2014 год | Удельный вес численности детей дошкольного возраста, посещающих негосударственные организации дошкольного образования, предоставляющие услуги дошкольного образования, в общей численности детей, посещающих образовательные организации дошкольного образования | |
разработка Порядка предоставления субсидии, на оказание услуг по дошкольному образованию негосударственным образовательным организациям дошкольного образования | ДОМП | -//- | Удельный вес численности детей дошкольного возраста, посещающих негосударственные организации дошкольного образования, предоставляющие услуги дошкольного образования, в общей численности детей, посещающих образовательные организации дошкольного образования | |
Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования | ||||
5. | Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования: | |||
разработка и утверждение комплексного плана, обеспечивающего введение и реализацию ФГОС дошкольного образования в образовательных учреждениях Орловской области | ДОМП, органы местного самоуправления с участием руководителей образовательных организаций дошкольного образования (по согласованию), ОИУУ | 2014 год | ||
разработка методических рекомендаций к составлению образовательных программам и условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, направленных на развитие способностей, стимулирование инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников | ОИУУ | -//- | ||
актуализация (разработка) образовательных программ в соответствии со стандартами дошкольного образования | ОИУУ | 2014 - 2018 годы | ||
внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования | ДОМП, ОИУУ, органы местного самоуправления с участием руководителей образовательных организаций дошкольного образования (по согласованию) | 2014 - 2018 годы | Удельный вес численности воспитанников дошкольных образовательных организаций в возрасте от 3 до 7 лет, охваченных образовательными программами, соответствующими федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования | |
применение повышенного норматива финансирования для обеспечения требований к условиям реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования | ДОМП, органы местного самоуправления с участием руководителей образовательных организаций дошкольного образования (по согласованию) | 2014 - 2018 годы | Удельный вес численности воспитанников дошкольных образовательных организаций в возрасте от 3 до 7 лет, охваченных образовательными программами, соответствующими федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования | |
осуществление мероприятий, направленных на оптимизацию расходов на оплату труда вспомогательного, административно-управленческого персонала. | ДОМП, органы местного самоуправления с участием руководителей образовательных организаций дошкольного образования (по согласованию) | 2014 - 2018 годы | Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании соответствующего региона | |
оптимизация численности по отдельным категориям педагогических работников, определенных указами Президента Российской Федерации, с учетом увеличения производительности труда и проводимых институциональных изменений | органы местного самоуправления с участием руководителей образовательных организаций дошкольного образования (по согласованию) | 2014 - 2018 годы | Численность воспитанников в расчете на 1 педагогического работника | |
6. | Кадровое обеспечение системы дошкольного образования: | |||
разработка должностных инструкций педагога дошкольного образования, включающих характер взаимодействия педагога с детьми, направленного на развитие способностей, стимулирование инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников | ДОМП, органы местного самоуправления с участием руководителей образовательных организаций дошкольного образования (по согласованию), ОИУУ | 2013 - 2018 годы | ||
подготовка, повышение квалификации и переподготовка административного персонала и педагогических работников дошкольных образовательных организаций | ДОМС, ОИУУ, с участием руководителей образовательных организаций дошкольного образования (по согласованию) | 2014 - 2018 годы | Доля педагогических и руководящих работников государственных (муниципальных) дошкольных образовательных организаций, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций | |
проведение областного этапа Всероссийского конкурса "Воспитатель года" | ДОМП | 2013 - 2018 годы | ||
проведение областного конкурса организаций дошкольного образования "Детский сад года" | -//- | -//- | ||
7. | Разработка и внедрение системы оценки качества дошкольного образования: | |||
разработка (изменение) показателей эффективности деятельности организаций дошкольного образования, их руководителей и основных категорий работников | -//- | Число муниципальных образований, в которых оценка деятельности дошкольных образовательных организаций, их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей деятельности организаций дошкольного образования не менее чем в 80 процентах дошкольных организаций | ||
Введение эффективного контракта в дошкольном образовании | ||||
8. | Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дошкольного образования: | |||
разработка и апробация модели реализации "эффективного контракта" в дошкольных образовательных организациях дошкольного образования, включая разработку методики расчета размеров оплаты труда и критериев оценки деятельности различных категорий персонала организаций | ДОМП, органы местного самоуправления с участием руководителей образовательных организаций дошкольного образования (по согласованию) | 2013 - 2018 годы | Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании региона | |
планирование дополнительных расходов на повышение оплаты труда педагогических работников дошкольных образовательных организаций в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" | -//- | 2013 - 2018 годы | Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании региона | |
совершенствование действующих моделей аттестации педагогических работников организаций дошкольного образования с последующим их переводом на эффективный контракт | ДОМП, ОИУУ, органы местного самоуправления с участием руководителей образовательных организаций дошкольного образования (по согласованию) | 2014 - 2018 годы | Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании региона. | |
проведение аттестации педагогических работников организаций дошкольного образования с последующим их переводом на эффективный контракт (результаты аттестации на первую и высшую категории указываются в договоре (дополнительном соглашении) при заключении эффективного контракта с педагогическим работником) | -//- | Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании региона. | ||
9. | Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций дошкольного образования: | |||
проведение работы по заключению трудовых договоров трудовых договоров с руководителями муниципальных организаций дошкольного образования в соответствии с типовой формой договора | Органы местного самоуправления (по согласованию) | 2013 - 2018 годы | Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании региона | |
10. | Информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта: | |||
мониторинг влияния внедрения эффективного контракта на качество образовательных услуг дошкольного образования и удовлетворенность населения качеством дошкольного образования, в том числе выявление лучших практик | ДОМП | 2015 - 2017 годы | Удовлетворенность населения доступностью и качеством реализации программ дошкольного образования |