Действующий

О Концепции мониторинга правового пространства в Ямало-Ненецком автономном округе (с изменениями на 8 ноября 2019 года)


7. Применение автоматизированных технологий в качестве рабочих инструментов для организационно-методического и информационно-аналитического обеспечения мониторинга


В области юридической техники накоплен большой арсенал средств и приемов, которые предназначены для работы с нормативными правовыми актами. Процесс подготовки, принятия и издания нормативных правовых актов, их типология и иерархическая связь, а также зависимость в системе законодательства, требования к форме определенного вида правового документа достаточно исследованы, обеспечены регламентами и стандартами.


В методическом и нормативном порядке цикл прохождения нормативного правового акта от зарождения его идеи до легитимного оформления и опубликования определен Законом автономного округа от 6 апреля 2006 года N 13-ЗАО "О правотворчестве".


Наименее проработанными в методологическом и методическом отношении являются информационные технологии, которые могут применяться в целях автоматизации различных стадий проектной деятельности. Между тем анализ законодательства, разработка текста нормативного правового акта в соответствии с требованиями теории права, правоприменительной практики и юридической техники, экспертная оценка его качества могут в значительной мере осуществляться на основе применения средств информатики и вычислительной техники.


Использование информационных технологий в этом сложном производстве достаточно стихийно и, как правило, ограничивается привлечением справочных систем для выявления исходного материала и поиска аналогов. Специалисты в области организации правотворческой деятельности справедливо считают, что этот процесс относится к сфере наиболее сложных интеллектуальных информационных технологий.


Методической основой является сочетание теоретических требований правовой науки к обеспечению качества проводимых исследований законодательства и разработке текста проекта со средствами автоматизированной системы, опыта правотворческой и проектной деятельности, что позволяет выстроить организационную и логическую структуру работы на каждом этапе на более высоком уровне аналитики и оценки результата.


В данном случае, опираясь на такое решение, можно формировать для каждого этапа организационно-методическую модель проведения работ, результаты выполнения которых оперативно и комплексно передаются в электронном виде на последующие этапы. В итоге в рамках одной системы формируется вся совокупность материалов, связанных с проектом.


Использование электронной системы в проектной деятельности должно заключаться в возможности создать полноценный, постоянно обновляемый оперативно доступный архив, связанный с проектом нормативного правового акта.


Такая система одновременно должна представлять собой постоянно наращиваемый и оперативно обновляемый архив нормативных правовых актов и справочных материалов с картотекой. По результатам поиска система должна позволять делать подборку материалов и правовых обоснований по исследуемым вопросам, прослеживать связи между документами, устанавливать закладки и делать необходимые пометки, осуществлять копирование текстов, снабжать архивные документы примечаниями, создавать собственный архив и картотеку.


В основе автоматизации правотворческого процесса лежит идея произвольного конструирования на основе установленных процедур элементов проектной деятельности, составляющими которой являются действия специалистов по согласованной между органами государственной власти методике и результаты выполнения этих действий на всех этапах работ.