Действующий

О Концепции мониторинга правового пространства в Ямало-Ненецком автономном округе (с изменениями на 8 ноября 2019 года)


1. Перечень понятий, используемых в концепции мониторинга правового пространства в Ямало-Ненецком автономном округе


Перечень понятий, используемых в концепции мониторинга правового пространства в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ), составлен в целях обеспечения единства понятийного аппарата в сфере мониторинга правового пространства.


В этот перечень включены основные понятия, используемые в концепции мониторинга правового пространства и правоприменительной практики, принятой Второй Всероссийской научно-практической конференцией по мониторингу правового пространства и правоприменительной практики, состоявшейся 20 мая 2004 года в г. Москве, а также понятия, введенные в документальный оборот ежегодными докладами Совета Федерации Российской Федерации "О состоянии законодательства в Российской Федерации", программных выступлениях его председателя. Учтена в названной концепции терминология Концепции административной реформы в Российской Федерации и положения Закона автономного округа от 6 апреля 2006 года N 13-ЗАО "О правотворчестве".


В целом содержащиеся в описываемой концепции определения сгруппированы в следующей таблице.

Единое правовое пространство

сфера формирования и действия системы нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и общеобязательных муниципальных правовых актов

Концепция мониторинга правового пространства в автономном округе

система принципов и приоритетов в сфере мониторинга, теоретических положений о целях, задачах, субъектах мониторинга, его месте в правотворческом процессе и последовательных правотворческих стадиях - от выявления (формулирования) общественной потребности, разрешение которой необходимо осуществить правовыми средствами, до внедрения закрепленного нормативным правовым актом автономного округа нормативного регулятора в общественную практику и оценки его влияния на решение исходной общественной потребности

Мероприятия по осуществлению мониторинга правового пространства в автономном округе

системное наблюдение, сбор информации, оценка и прогноз изменения правового пространства в автономном округе

Методология мониторинга правового пространства в автономном округе

совокупность приемов, методов и способов, обеспечивающих эффективную организацию деятельности субъектов мониторинга по анализу и прогнозу развития законодательства и практики его применения

Мониторинг в сфере правового регулирования общественных отношений

комплексная система выявления и оценки эффективности правового регулирования общественных отношений по определенным показателям и разработка предложений по совершенствованию правового регулирования общественных отношений. Состоит из подсистем:

мониторинга законодательства;

мониторинга правового поля;

мониторинга правоприменительной практики

Мониторинг законодательства

постоянная деятельность органов государственной власти автономного округа по сбору, анализу и обобщению информации о состоянии законодательства, осуществляемая с использованием сообщений и документов правоприменительных органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа, общественных объединений, уполномоченных специализированных организаций для разработки мер по повышению эффективности правотворческой деятельности

Мониторинг правового поля

система изучения и оценки заполненности правового поля, опережающего окружного правового регулирования, выявление наличия правовых пробелов и коллизий, а также деятельность по разработке предложений по перспективному планированию правового регулирования общественных отношений и устранению пробелов в законодательстве

Мониторинг реализации права законодательной инициативы

информация об активности субъектов права законодательной инициативы в сфере окружного законотворчества, о концепциях поступивших в Государственную Думу автономного округа законопроектов автономного округа, а также об их непосредственных разработчиках, сроках рассмотрения

Результаты мониторинга

информация об объекте мониторинга, обобщенная по единым показателям

Объекты мониторинга

нормативные правовые акты автономного округа, отрасли, подотрасли, институты и нормы законодательства автономного округа

Досье нормативного правового акта

документ, включающий информацию о разработчике, стадиях разработки и рассмотрения нормативного правового акта и практике применения принятого нормативного правового акта автономного округа

Правовое поле

совокупность общественных отношений, подлежащих правовому регулированию

Правовое пространство органа государственной власти автономного округа

совокупность нормативных правовых актов и норм, определяющих компетенцию органа государственной власти автономного округа, формы ее реализации, порядок взаимодействия с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями и гражданами

Правоприменительная деятельность (применение права)

урегулированная законодательством деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также должностных лиц по рассмотрению на основании федеральных нормативных правовых актов, нормативных правовых актов автономного округа конкретных вопросов, дел и (или) принятие ими ненормативных (индивидуальных) правовых актов, обязательных для лица или лиц, которым они адресованы

Субъекты мониторинга

орган государственной власти автономного округа, орган местного самоуправления, иной орган или организация, осуществляющие деятельность в пределах вопросов своего ведения и на основании специальных полномочий, которыми они наделены соответствующим нормативным правовым актом

Субъекты доступа к результатам мониторинга

граждане Российской Федерации и организации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, подключенные к информационной системе в установленном порядке

Уполномоченная специализированная экспертная организация в сфере мониторинга

образуемая на основании совместного решения органов государственной власти организация, уполномоченная координировать и осуществлять деятельность по мониторингу правового пространства, либо существующая организация, которой органами государственной власти автономного округа придан статус уполномоченной специализированной экспертной организации