Действующий

О КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Оценка эффективности деятельности органов государственной власти автономного округа в отношении малочисленных народов


Мероприятия, реализовывавшиеся в рамках утвержденной постановлением Государственной Думы автономного округа от 23.02.2000 N 866 Концепции развития коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - Концепция 2000 г.), ориентировались на создание максимально благоприятных социальных, экономических условий, политических гарантий и гарантий сохранения традиционного образа жизни, развитие видов традиционной хозяйственной деятельности, систематизацию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам малочисленных народов.

На сегодняшний день автономный округ является одним из ведущих субъектов Российской Федерации по уровню сформированной законодательной базы и социально-экономическому развитию малочисленных народов.

Уставом (Основным законом) Ямало-Ненецкого автономного округа предусматриваются как организационно-правовые, так и социально-экономические меры, направленные на обеспечение устойчивого развития малочисленных народов.

На основе уставных норм сформирована законодательная база, включающая следующие Законы автономного округа: "О защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе", "О государственной поддержке общин коренных малочисленных народов Севера и организаций, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа", "О факториях в Ямало-Ненецком автономном округе", "Об оленеводстве", "О фольклоре коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе", "О перечне труднодоступных, отдаленных местностей и территорий компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе" и другие.

В окружном бюджете предусматриваются значительные финансовые средства и механизмы поддержки малочисленных народов посредством окружных целевых программ: "Культура, язык, традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2011 годы"; "Развитие агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы"; "Жилище" на 2006 - 2010 годы (включающей подпрограмму "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Севера"); "Комплексная программа развития системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы"; "Содействие занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2010 годы"; "Молодежь Ямала (2007 - 2010 годы)"; "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008 - 2010 годы" и другие.

В области сохранения и популяризации фольклора малочисленных народов проводятся межрегиональные фестивали фольклорных, этнических, национальных коллективов, выставки традиционного национального искусства. Осуществляется поддержка учреждений культуры, системы дополнительного образования, а также физических лиц, занимающихся развитием традиционных художественных промыслов, популяризирующих искусство малочисленных народов. Традиционными стали окружные мероприятия, такие как: "Праздник народов Севера" (г. Новый Уренгой); окружной фестиваль фольклора малочисленных народов (г. Салехард); детский фестиваль художественного творчества малочисленных народов "Солнце на ладони" (г. Салехард); окружной детский фольклорный фестиваль "Дети Севера" (Надымский район); окружные соревнования оленеводов на Кубок Губернатора автономного округа (г. Надым), народные праздники "Ворна хатл", "Лун кутап хатл", межрегиональный фестиваль коми-ижемцев "Чужан войтыр"; декады культуры финно-угорских народов и другие.

На языках малочисленных народов выходят газеты "Няръяна Нгэрм" (ненецкая), "Лух Авт" (ханты), радио- и телепрограммы.

В настоящее время в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов автономного округа работают 38 учреждений культурно-досугового типа, имеющих 48 зрительных залов на 6796 мест, в том числе Окружной центр национальных культур и 7 районных центров национальных культур, 2 агиткультбригады, 8 краеведческих музеев, 49 общедоступных библиотек с общим фондом 624,2 тысячи экземпляров, в том числе 22 общедоступные библиотеки имеют фонды на языках малочисленных народов.

Охрана здоровья и оказание медицинской помощи малочисленным народам отдаленных сельских территорий и кочующему населению (первичная медико-санитарная медицинская помощь, служба родовспоможения и скорая медицинская помощь) осуществляется учреждениями здравоохранения. К ним относятся 5 передвижных медицинских отрядов, 23 фельдшерско-акушерских пункта, 14 фельдшерских пунктов, 45 разъездных фельдшерских пунктов, врачебные амбулатории, центральные районные и участковые больницы.

Необходимо отметить, что в автономном округе создана система учета и анализа основных показателей жизнедеятельности малочисленных народов - "Банк данных о социально-экономическом положении коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа". Программно-целевыми и иными методами оказывается поддержка организациям, осуществляющим виды традиционной хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности.

Усилилась роль гражданского общества с участием окружного общественного движения Ассоциации "Ямал - потомкам!" и иных общественных организаций малочисленных народов в исполнительных органах государственной власти автономного округа, органах местного самоуправления, Законодательного Собрания автономного округа и Общественной палате автономного округа.

Администрация автономного округа заключила соглашения с ОАО "Газпром" и его дочерними компаниями, ОАО "Новатэк", НК "ЛУКойл" и иными ресурсодобывающими компаниями, в которых немало внимания уделено решению проблем малочисленных народов. Заметное место в экономике автономного округа займет перспективный мегапроект "Урал промышленный - Урал Полярный".

Развиваются межрегиональные отношения по социально-культурному сотрудничеству малочисленных народов.

На территории автономного округа выпасается самое крупное в мире стадо северного домашнего оленя - более 700 тысяч голов, что составляет 40% от общероссийского поголовья.

Результатами целенаправленной политики органов государственной власти в отношении малочисленных народов являются:

1) комплексная правовая база, позволяющая гарантировать права малочисленных народов автономного округа;

2) рост численности кочующего населения;

3) заинтересованность малочисленных народов в ведении традиционного образа жизни;

4) снижение уровня безработицы среди малочисленных народов;

5) высокий уровень владения малочисленными народами родными языками;

6) значительный рост количества общин малочисленных народов, повышение их заинтересованности в осуществлении видов традиционной хозяйственной деятельности.

Оценивая достигнутые результаты деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленные на реализацию положений Концепции 2000 г., можно сделать вывод, что поставленные задачи во многом выполнены. Назрела необходимость уточнения долгосрочных ориентиров социально-экономического развития и принципов политики автономного округа в отношении малочисленных народов, которые позволят продолжить мероприятия, направленные на защиту исконной среды обитания, на сохранение и развитие видов традиционной хозяйственной деятельности. Данные вопросы особенно актуальны в районах с интенсивным промышленным освоением. В соответствии с постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 09.12.2009 N 1990 "О стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года" от роста промышленного производства, освоения новых месторождений полезных ископаемых зависит развитие автономного округа в целом. От постановки и практического решения правовых вопросов зависит социально-экономическое развитие малочисленных народов.

К задачам, которые предстоит решать в ближайшие годы, следует отнести:

совершенствование нормативных правовых условий в области традиционного природопользования для приоритетного доступа малочисленных народов к природным ресурсам, необходимым для ведения традиционного образа жизни;

совершенствование механизма предоставления общинам малочисленных народов земельных участков на территориях традиционного природопользования для осуществления видов традиционной хозяйственной деятельности;

дальнейшее развитие нормативной правовой базы, регулирующей взаимоотношения малочисленных народов с хозяйствующими субъектами, ведущими свою деятельность в местах традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.