ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 12 сентября 2016 года N 195-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

В соответствии с Законом Курганской области от 2 июля 2015 года N 57 "О стратегическом планировании в Курганской области", Постановлением Правительства Курганской области от 29 марта 2016 года N 65 "Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Курганской области и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Курганской области", в целях обеспечения устойчивого экономического роста и повышения жизненного уровня населения Курганской области, контроля реализации Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года:

1. Утвердить План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года (далее - План) согласно приложению к настоящему Распоряжению.

2. Органам исполнительной власти Курганской области, осуществляющим отраслевое либо межотраслевое управление (далее - органы исполнительной власти), представлять в Департамент экономического развития Курганской области до 1 марта года, следующего за отчетным, информацию по итогам отчетного года о достижении установленных значений целевых показателей и ходе выполнения мероприятий Плана.

3. Департаменту экономического развития Курганской области на основе анализа информации, полученной от органов исполнительной власти, представлять до 1 апреля года, следующего за отчетным, Губернатору Курганской области отчет о ходе исполнения Плана по итогам отчетного года.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Курганской области принять участие в реализации Плана.

5. Контроль за выполнением настоящего Распоряжения возложить на первого заместителя Губернатора Курганской области.


Губернатор Курганской области
А.Г.КОКОРИН


Приложение
к Распоряжению
Правительства
Курганской области
от 12 сентября 2016 года N 195-р
"Об утверждении Плана
мероприятий по реализации
Стратегии социально-экономического
развития Курганской области
до 2020 года"

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года (далее - План) является документом стратегического планирования, содержащим цели и задачи социально-экономического развития Курганской области на среднесрочную перспективу, реализация которых будет способствовать достижению долгосрочных целей развития региона, установленных в Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года N 488-р "О Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года".

План разработан в соответствии с Законом Курганской области от 2 июля 2015 года N 57 "О стратегическом планировании в Курганской области", Постановлением Правительства Курганской области от 29 марта 2016 года N 65 "Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Курганской области и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Курганской области".

Раздел II. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

Реализация Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года (далее - Стратегия) ведется в три этапа:

этап 1 - 2008 - 2010 годы;

этап II - 2011 - 2015 годы;

этап III - 2016 - 2020 годы.

Основным инструментом реализации Стратегии на первом и втором этапах были целевые программы Курганской области, затем с 2014 года государственные программы Курганской области, План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года, утвержденный Распоряжением Губернатора Курганской области от 23 мая 2011 года N 142-р, План реализации Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года на 2013 - 2015 годы, утвержденный Распоряжением Правительства Курганской области от 13 августа 2013 года N 255-р.

На третьем этапе реализации Стратегии основным инструментом реализации Стратегии является настоящий План. План учитывает особенности современного периода развития региона и Российской Федерации в целом, базируется на анализе сложившейся социально-экономической ситуации, оценке тенденций и прогнозов социально-экономического развития Курганской области, направлен на эффективную реализацию стратегических целей развития Курганской области.

Раздел III. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Основной стратегической целью долгосрочного развития Курганской области является повышение уровня и качества жизни населения на основе эффективного использования человеческого и инновационно-инвестиционного потенциалов, обеспечивающих устойчивое развитие и конкурентоспособность Курганской области, увеличение продолжительности жизни населения.

В Стратегии перспективы развития Курганской области оценивались в рамках трех основных сценариев, характеризующих альтернативные модели развития Российской Федерации, представленные в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года: инерционного, энергосырьевого и инновационного.

Сценарий инновационного социально-ориентированного развития выбран в качестве целевого для экономической политики Курганской области, поскольку только он в полной мере позволяет реализовать стратегические ориентиры развития региона. Перспективы инновационного роста Курганской области связаны с модернизацией промышленности, сельского хозяйства, развитием региональной инновационной и социальной системы. Сценарий инновационного развития Курганской области предполагает сохранение традиционной аграрноиндустриальной специализации Курганской области с учетом модернизации базовых отраслей экономики, использование транзитно-транспортных функций Курганской области, диверсификацию промышленности и сервисного сектора, модернизацию и инновационное развитие сектора социальных услуг. Предполагается, что в Курганской области сложится кластер по производству оборудования для нефтегазового комплекса, будут развиваться направления, в которых регион имеет конкурентные преимущества: агропромышленный комплекс, медицинские услуги на базе Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский научный центр "Восстановительная травматология и ортопедия" имени академика Г.А.Илизарова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - РНЦ "ВТО" имени академика Г.А.Илизарова). Важнейшая роль в реализации инновационного сценария развития Курганской области отводится развитию малого бизнеса, особенно по приоритетным для региона сферам деятельности: производство промышленной продукции, инновационной продукции, продукции строительного назначения, производство и переработка сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг. Предполагается развитие туристско-рекреационного комплекса, модернизация социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающих значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения.

Цель первого этапа реализации инновационного сценария Стратегии - формирование инновационной системы Курганской области.

Второй этап - переходный к инновационной модели развития экономики.

Цель этапа: ускоренное развитие инновационной деятельности, возрастание ее роли в оздоровлении и модернизации реального и финансового секторов экономики Курганской области, диверсификация социального развития, придания ему инновационных импульсов.

Третий этап - развитие экономики по инновационной модели развития.

Цель этапа - превращение инноваций и инновационной деятельности в ключевой фактор социально-экономического развития Курганской области, дальнейшая модернизация социальной сферы, повышение качества жизни населения, увеличение продолжительности жизни до 75 лет.

Реализация указанной цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

достижение значений ключевых показателей, определенных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", от 21 августа 2012 года N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";

обеспечение экономической стабильности и устойчивого экономического роста на основе реализации Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Курганской области в 2015 году и на 2016 - 2017 годы, утвержденного Распоряжением Губернатора Курганской области от 16 февраля 2015 года N 43-р (в ред. от 4 июля 2016 года);

развитие инфраструктуры, создание комфортной среды для жизни;

стабилизация и улучшение демографической ситуации на территории Курганской области;

эффективное использование и развитие трудового потенциала Курганской области;

повышение качества профессионального образования, развитие системы непрерывного образования, введение новой инфраструктуры профессионального обучения для обеспечения охвата всех возрастных групп населения;

сокращение уровня бедности населения, содействие росту заработной платы и легализации ее выплаты;

улучшение состояния здоровья населения Курганской области путем предоставления доступной медицинской помощи и качественных медицинских услуг;

снижение заболеваемости и смертности населения, в первую очередь от управляемых причин;

создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;

модернизация содержания образования и образовательной среды в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов с учетом потребностей и интересов общества;

создание единого воспитательного пространства путем интеграции ресурсов трех сфер: воспитания, дополнительного образования и молодежной политики;

создание условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере;

сохранение культурного и исторического наследия, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого, духовного и инновационного потенциалов жителей Курганской области;

повышение доступности и качества физкультурно-спортивных услуг предоставляемых всем категориям населения Курганской области, в том числе инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья;

оптимизация системы предоставления мер социальной поддержки и оказания социальных услуг, обеспечение доступности и адресности в предоставлении мер социальной поддержки и социальных услуг;

повышение инвестиционной и деловой привлекательности экономики Курганской области;

усиление инновационной составляющей экономического развития;

повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции;

рост производительности труда в основных секторах экономики региона;

обеспечение населения области качественными и безопасными продуктами питания, увеличение вклада Курганской области в продовольственную безопасность Российской Федерации, развитие процессов импортозамещения;

устойчивое развития сельских территорий;

создание на территории Курганской области современной высокоэффективной и конкурентоспособной туристской индустрии;

повышение эффективности государственного управления и качества предоставляемых государственных услуг;

обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Курганской области;

обеспечение сбалансированного регионального развития.

Раздел IV. ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ И ИХ ЗНАЧЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЭТАПАМИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

В соответствии с этапами реализации Стратегии в приложении 1 к Плану представлены фактические среднегодовые темпы основных показателей социально-экономического развития Курганской области в сравнении с прогнозными значениями Стратегии.

Целевые ориентиры Стратегии за период 2008 - 2015 годы не были реализованы в полном объеме вследствие изменения внешних и внутренних условий социально-экономического развития. Тем не менее достигнуты важные рубежи в экономике, социальной сфере, демографии.

За время действия Стратегии (2008 - 2015 годы) производство промышленной продукции увеличилось на 7,8% в сопоставимых ценах. Объем отгруженной продукции увеличился в 2 раза. Появились новые предприятия по производству трубопроводной арматуры высокого качества для газовой, нефтяной, химической и энергетической отраслей промышленности, выпуску колотой и литой дроби, производству машин и оборудования для строительства и добычи полезных ископаемых, мебельной фурнитуры элит-класса, полипропиленовых труб и фитингов, буровых долот с алмазным оснащением, гидроизоляционных материалов для объектов промышленного и гражданского строительства, нефтеперерабатывающий и дробильно-сортировочный заводы. Введена в эксплуатацию Курганская ТЭЦ-2.

Почти в 2 раза в сопоставимых ценах увеличилась добыча полезных ископаемых. В Курганской области ведется добыча бентонитовых глин, строительных камней, кирпично-черепичных глин, строительных песков, песчано-гравийных смесей, лечебных грязей, пресных и минеральных подземных вод. Ведется промышленная эксплуатация и разработка месторождений, относящихся к Зауральскому ураново-рудному району, выведено на проектную мощность Далматовское месторождение урана, разрабатывается Хохловское месторождение урана. Реализуется проект по попутной добыче редкоземельных металлов и скандия из растворов подземного выщелачивания.

По итогам 2015 года, несмотря на обусловленное кризисом заметное снижение экономической и инвестиционной активности, обеспечена положительная динамика в промышленном производстве, в регионе введен ряд новых производств: консервный завод и хладокомбинат, новое предприятие в сфере оборонной промышленности, завод по производству щебня, реализуется проект по строительству предприятия по выпуску фармацевтической продукции. По темпам промышленного производства Курганская область стала лидером среди областей Уральского федерального округа и заняла 33 место среди 82 субъектов Российской Федерации. Индекс промышленного производства в Курганской области составил 101,6% к 2014 году, что выше среднероссийского показателя (96,6%). В настоящее время курганские предприятия выпускают более 5 тысяч наименований различных видов изделий. Это военная техника, арматура и оборудование для добычи и переработки нефти, металлоконструкции для строительства заводских корпусов, железнодорожных и автомобильных мостов, машины для городского коммунального хозяйства, насосы, кабели различного назначения, высококачественные лекарственные средства, пищевая продукция и многое другое.

За 2008 - 2015 годы производство сельскохозяйственной продукции увеличилось на 3,6% в сопоставимых ценах. За счет привлечения средств федерального и областного бюджетов, средств инвесторов внедряются ресурсосберегающие технологии, приобретается новая техника, модернизируется животноводческая отрасль. По итогам 2015 года в Курганской области удалось добиться положительной динамики в сельском хозяйстве - 107,5% к 2014 году, что значительно выше среднероссийского показателя (103%), получен хороший урожай зерновых. По темпам сельскохозяйственного производства Курганская область заняла первое место среди регионов Уральского федерального округа и 15 место среди 82 субъектов Российской Федерации. Улучшились экономические результаты деятельности сельхозтоваропроизводителей. По объему производства зерна в расчете на душу населения Курганская область заняла первое место в Уральском федеральном округе и девятое место в России.

За время реализации Стратегии (2008 - 2015 годы) в экономику области привлечено 264 млн. руб. инвестиций в основной капитал. Завершено внедрение всех 15 элементов Стандарта деятельности органов исполнительной власти по созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе.

В Курганской области созданы основные организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе инновационной инфраструктуры: областные технопарк и бизнес-инкубатор, центры кластерного развития, поддержки предпринимательства, поддержки экспорта, молодежного инновационного творчества, фонд микрофинансирования и гарантийный фонд малого предпринимательства. Действуют три бизнес-инкубатора и два технопарка при высших учебных заведениях региона.

Ведется активная деятельность по формированию территориально-отраслевых кластеров. В 2015 году утверждена программа развития арматурного кластера, сформирован Курганский территориально-отраслевой комплекс "Новые технологии арматуростроения". В интересах участников указанного кластера созданы Автономная некоммерческая организация "Курганский центр испытаний, сертификации и стандартизации трубопроводной арматуры" и Автономная некоммерческая организация "Курганский региональный центр инжиниринга "Технологии арматуростроения". Формируется Курганский медицинский кластер на базе РНЦ "ВТО" имени академика Г.А. Илизарова. Реализуются проекты по созданию двух индустриальных парков в Кургане и агропромышленного парка в Шадринске.

Реализуются мероприятия по повышению качества и доступности производственной, транспортной и энергетической инфраструктуры, развитию газоснабжения, связи и телекоммуникаций. За 8 лет реализации Стратегии (2008 - 2015 годы) в Курганской области введено 2124 тыс. кв. метров жилья, что в 2,3 раза больше объема введенного жилья за предыдущий период (2000 - 2007 годы - 926 тыс. кв. метров). Обеспеченность населения области жильем увеличилась на 19% и составила 23,9 кв. метра на одного жителя.

Размер среднемесячной заработной платы по итогам 2015 года увеличился в 2,5 раза к 2007 году в действующих ценах, с учетом инфляции реальный размер заработной платы увеличился за этот период на 13,4%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»