Основной целью настоящей Программы является формирование и развитие в Ставропольском крае системы реабилитации инвалидов, обеспечивающей преемственность и комплексный подход в решении проблем инвалидов и способствующей укреплению взаимосвязей реабилитационных учреждений различной ведомственной принадлежности. Основной задачей является реализация индивидуальной программы реабилитации каждого инвалида. Поэтому предусматривается решение организационных вопросов и проблем, входящих в компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований края в деле реабилитации инвалидов и профилактики инвалидности и не требующих дополнительных бюджетных ассигнований.
Реабилитация инвалидов представляет собой систему медицинских, психологических, педагогических и социально - экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются становление (восстановление) социального и личностного статуса инвалида, достижение им материальной независимости, его социальная адаптация и возможно более полная интеграция в жизнь общества.
Основополагающими принципами проведения реабилитационных мероприятий являются их возможно более раннее начало, последовательность, преемственность, комплексность и непрерывность в их осуществлении, что возможно лишь при наличии организационных структур и системного подхода к разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации инвалида и тесного взаимодействия учреждений различной ведомственной принадлежности.
Реабилитация инвалидов как комплексная межведомственная проблема не может быть решена в рамках одного ведомства, а требует координации и преемственности действий управленческих структур и учреждений различной ведомственной принадлежности, участвующих в проведении реабилитационных мероприятий.
Программа разработана в целях создания оптимальных условий для выполнения индивидуальной программы реабилитации каждого инвалида, которая согласно Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, ликвидации ведомственной разобщенности в оказании реабилитационной помощи указанной категории граждан, обеспечения координации действий управленческих структур и учреждений различной ведомственной принадлежности в проведении реабилитационных мероприятий.
Мероприятия Программы разрабатываются исходя из социально - экономических условий региона, структуры и уровня инвалидности, имеющейся материально - технической базы учреждений по оказанию реабилитационной помощи, потребности в реабилитационных услугах инвалидов, постоянно проживающих на территории края.
При разработке Программы учтены общая численность инвалидов в крае, а также удельный вес инвалидов среди всего населения края, основные тенденции в динамике показателей первичной инвалидности за последние четыре года по данным статистической отчетности государственного учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы (ф. 7 - собес и ф. 7а - собес), анализ структуры данного контингента по возрасту, группам, причинам инвалидности и трудозанятости (данные оперативного учета).
По данным оперативного учета на 1 января 1999 года на территории края проживали 149465, на 1 января 2000 года - 153122, на 1 июля 2000 года - 159639, а на 1 января 2001 года - 164724 инвалида. Показатель первичной инвалидности в крае на 1 января 2001 года - 63,4 (количество впервые признанных инвалидами на 10000 населения), на 1 января 2000 года - 60,4, на 1 января 1999 года - 69,7, на 1 января 1998 года этот показатель составлял 70,2, то есть можно говорить об определенной стабилизации состояния инвалидности в крае. Численность детей - инвалидов в абсолютном исчислении с 1998 по 1999 годы увеличилась с 8969 до 10020 человек, показатель детской инвалидности (количество детей - инвалидов на 100000 детского населения) - с 1329,8 до 1536,6. На 1 января 2000 года в крае было 10720 детей - инвалидов. Но с 2000 года возросли возрастные границы для детей - инвалидов с 16 до 18 лет, и число детей - инвалидов на 1 января 2001 года составило 11064. Показатель же детской инвалидности снизился до 1455,9. Показатели частичной и полной медицинской и профессиональной реабилитации в течение последних 3 - 4 лет имеют тенденцию к увеличению на 0,1 - 0,3 процента в год и на 1 января 2000 года составляли соответственно 9,85 процента, 3,36 процента и 10,18 процента. На 1 января 1999 года они равнялись 9,60 процента, 2,76 процента и 9,85 процента. На 1 января 2001 года они несколько ухудшились, но на общероссийском фоне вполне приемлемы (12 место).
Анализ деятельности системы реабилитации инвалидов отражает динамику показателей реабилитации инвалидов края за последние четыре года, количество и удельный вес инвалидов, нуждающихся в мерах медицинской и психологической реабилитации, протезно - ортопедической помощи, обеспечении специальными средствами передвижения и вспомогательными техническими средствами, облегчающими жизнь и быт инвалидов, профессиональной реабилитации, в том числе профессиональном обучении и переобучении, трудоустройстве в специально созданных условиях (специальные и специализированные рабочие места). В Программе учитываются удельный вес работающих инвалидов в структуре данного контингента, а также количество инвалидов, зарегистрированных службой занятости как нуждающихся в трудоустройстве. В Программе предлагается развитие сети отделений медико - социальной и профессиональной реабилитации при центрах социального обслуживания, создание условий обеспечения доступности инвалидов к информации, объектам социальной инфраструктуры и реабилитационным мероприятиям.
Потребность инвалидов в мерах социальной защиты определена по данным оперативного учета, мероприятия разработаны с учетом минимизации и снижения в дальнейшем затрат на оказание социальной помощи этой категории граждан. Вместе с тем предлагаемые меры позволяют снизить уровень межведомственной разобщенности, обеспечить комплексность и преемственность реабилитационных мероприятий.