Действующий

О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ НА 2004 - 2006 ГОДЫ" (с изменениями на: 11.03.2005)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики.

Реабилитация инвалидов включает в себя:

медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;

профессиональную реабилитацию, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства;

социальную реабилитацию, состоящую из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.

Реабилитация инвалидов представляет собой систему медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Основополагающими принципами проведения реабилитационных мероприятий являются их возможно более раннее начало, последовательность, преемственность, комплексность и непрерывность в их осуществлении, что возможно лишь при наличии организационных структур и системного подхода к разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации инвалида и тесного взаимодействия учреждений различной ведомственной принадлежности.

При разработке Программы учтены общая численность инвалидов в крае (189273 взрослых и 11103 ребенка), а также удельный вес инвалидов среди всего населения края (7,5 процента), основные тенденции в динамике показателей первичной инвалидности (количество впервые признанных инвалидами на 10 тысяч населения - 63,4; 70,3 и 77,7 на 1 января соответственно 2001, 2002 и 2003 годов), анализ структуры данного контингента по инвалидизирующим заболеваниям, возрасту, группам, причинам инвалидности и трудозанятости (данные оперативного учета).

Предлагаемые меры позволят снизить уровень пока еще имеющейся межведомственной разобщенности, обеспечить комплексность и преемственность реабилитационных мероприятий.

Поскольку, несмотря на создание в крае основ государственной службы реабилитации инвалидов, до настоящего времени имеются проблемы с системным подходом, последовательностью и преемственностью в организации и проведении реабилитации, не разработана система контроля и оценки эффективности реабилитационных мероприятий, проводимых учреждениями различной ведомственной принадлежности.

По итогам реализации Комплексной программы реабилитации инвалидов в Ставропольском крае на 2001 - 2003 годы, утвержденной постановлением Губернатора Ставропольского края от 19 сентября 2001 года N 554 следует отметить положительные результаты в работе по выполнению мероприятий указанной программы по основным направлениям. Так, разделы: "Организационные мероприятия", "Развитие государственной службы медико-социальной экспертизы", "Социально-бытовое обслуживание инвалидов", "Организация досуга инвалидов и реабилитация творчеством", "Спортивно-массовая работа", "Образование инвалидов" - выполнены полностью.

Вместе с тем, из-за недостаточного финансирования не удалось реализовать мероприятия, направленные на создание краевого центра по лечению детей с неврологической патологией посредством реконструкции детского санатория "Ромашка" в городе Пятигорске и приобретение низкопольного троллейбуса для инвалидов города Ставрополя.

Реализация Комплексной программы реабилитации инвалидов в Ставропольском крае на 2001 - 2003 годы доказала действенность создаваемой в крае системы комплексной реабилитации инвалидов. Однако, работа в этом направлении далека от завершения, и принятие новой краевой целевой программы на 2004 - 2006 годы способно существенно ее продвинуть.

Необходимость разработки и реализации Программы определяется:

недостаточным уровнем социальной защищенности отдельных категорий инвалидов;

отсутствием доступности для инвалидов большинства объектов социальной инфраструктуры и информации;

наличием проблем при формировании активной жизненной позиции у молодых инвалидов и восстановлении их социального и личностного статуса;

прогнозируемым ростом численности инвалидов, в общем, и инвалидов молодого возраста, в частности.

Все эти вопросы невозможно решить без четкого государственного регулирования и контроля деятельности реабилитационных учреждений.

Мероприятия Программы разработаны исходя из социально-экономических условий, сложившихся в крае, структуры и уровня инвалидности, имеющейся материально-технической базы учреждений по оказанию реабилитационной помощи, потребности инвалидов, постоянно проживающих на территории края, в реабилитационных услугах.