ГУБЕРНАТОР СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 сентября 2001 года N 554

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ НА 2001 - 2003 ГОДЫ

В целях реализации в Ставропольском крае прав инвалидов на реабилитацию постановляю:


1. Утвердить:

1.1. Прилагаемую Комплексную программу реабилитации инвалидов в Ставропольском крае на 2001 - 2003 годы (далее - Программа).

1.2. Государственным заказчиком и координатором Программы министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края.

2. Исполнителям Программы представлять информацию о реализации ее мероприятий в министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края нарастающим итогом поквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

3. Министерству экономического развития и торговли Ставропольского края и министерству финансов Ставропольского края предусматривать в проектах бюджетов Ставропольского края на 2002 и 2003 годы необходимые финансовые средства на реализацию Программы.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления городов краевого значения принять участие в реализации мероприятий Программы и представлять информацию в порядке, установленном п. 2 настоящего постановления.

5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя председателя Правительства Ставропольского края Пальцева Н.И.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.


Губернатор
Ставропольского края
А.Л.ЧЕРНОГОРОВ




Утверждена
постановлением Губернатора
Ставропольского края
от 19 сентября 2001 года N 554

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ НА 2001 - 2003 годы

ПАСПОРТ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ НА 2001 - 2003 ГОДЫ

(ДАЛЕЕ - ПРОГРАММА)    

Основание принятия            Федеральные  законы с  изменениями и

Программы                     дополнениями:

                              "О  социальной  защите инвалидов   в

                              Российской Федерации";

                              "О ветеранах";

                              "О занятости населения в  Российской

                              Федерации"

Основные исполнители          министерство труда   и    социальной

Программы                     защиты   населения   Ставропольского

                              края,  министерство  здравоохранения

                              Ставропольского  края,  министерство

                              образования  Ставропольского   края,

                              Департамент              федеральной

                              государственной   службы   занятости

                              населения  по  Ставропольскому  краю

                              (по      согласованию),      комитет

                              Ставропольского  края  по физической

                              культуре  и   спорту,   министерство

                              культуры Ставропольского края

Разработчик Программы         министерство труда    и   социальной

                              защиты   населения   Ставропольского

                              края

Срок реализации               2001 - 2003 годы

Программы

Основные мероприятия          формирование системы    медицинской,

Программы                     социальной    и     профессиональной

                              реабилитации       инвалидов       в

                              Ставропольском   крае;   обеспечение

                              трудовой     занятости    инвалидов,

                              создание специализированных  рабочих

                              мест, информационное, материальное и

                              бытовое    обеспечение    инвалидов,

                              обеспечение   предоставления  льгот,

                              гарантированных          действующим

                              законодательством         Российской

                              Федерации

Основные цели                 повышение уровня          социальной

Программы                     защищенности       инвалидов       в

                              Ставропольском крае,  реализация  их

                              профессионального    и   творческого

                              потенциала,        совершенствование

                              правовых,      организационных     и

                              методических   основ    реабилитации

                              инвалидов,     восстановление     их

                              личностного и социального статуса

Ожидаемые результаты          достижение       более       полного

Программы                     удовлетворения          потребностей

                              инвалидов в медицинской,  социальной

                              и профессиональной реабилитации

Заявленные объемы и           всего  по  Программе на  2001 - 2003

источник финансирования       годы   из   бюджета  Ставропольского

Программы                     края - 349581  тыс. рублей  (из  них

                              82253 тыс. рублей - средства местных

                              бюджетов),

                                   в том числе:

                              2001 год - 52100  тыс. рублей (8029

                              тыс.  рублей  -  средства   местных

                              бюджетов),

                              2002 год -   71718   тыс.    рублей

                              (12151   тыс.   рублей  -  средства

                              местных бюджетов),

                              2003 год  -  225763   тыс.   рублей

                              (62073   тыс.  рублей  -   средства

                              местных бюджетов)

Организация контроля за       органы труда и социальной защиты

исполнением Программы         населения края,  финансовые органы,

                              контрольно - ревизионные органы

ВВЕДЕНИЕ


Основной целью настоящей Программы является формирование и развитие в Ставропольском крае системы реабилитации инвалидов, обеспечивающей преемственность и комплексный подход в решении проблем инвалидов и способствующей укреплению взаимосвязей реабилитационных учреждений различной ведомственной принадлежности. Основной задачей является реализация индивидуальной программы реабилитации каждого инвалида. Поэтому предусматривается решение организационных вопросов и проблем, входящих в компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований края в деле реабилитации инвалидов и профилактики инвалидности и не требующих дополнительных бюджетных ассигнований.

Реабилитация инвалидов представляет собой систему медицинских, психологических, педагогических и социально - экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются становление (восстановление) социального и личностного статуса инвалида, достижение им материальной независимости, его социальная адаптация и возможно более полная интеграция в жизнь общества.

Основополагающими принципами проведения реабилитационных мероприятий являются их возможно более раннее начало, последовательность, преемственность, комплексность и непрерывность в их осуществлении, что возможно лишь при наличии организационных структур и системного подхода к разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации инвалида и тесного взаимодействия учреждений различной ведомственной принадлежности.

Реабилитация инвалидов как комплексная межведомственная проблема не может быть решена в рамках одного ведомства, а требует координации и преемственности действий управленческих структур и учреждений различной ведомственной принадлежности, участвующих в проведении реабилитационных мероприятий.

Программа разработана в целях создания оптимальных условий для выполнения индивидуальной программы реабилитации каждого инвалида, которая согласно Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, ликвидации ведомственной разобщенности в оказании реабилитационной помощи указанной категории граждан, обеспечения координации действий управленческих структур и учреждений различной ведомственной принадлежности в проведении реабилитационных мероприятий.

Мероприятия Программы разрабатываются исходя из социально - экономических условий региона, структуры и уровня инвалидности, имеющейся материально - технической базы учреждений по оказанию реабилитационной помощи, потребности в реабилитационных услугах инвалидов, постоянно проживающих на территории края.

При разработке Программы учтены общая численность инвалидов в крае, а также удельный вес инвалидов среди всего населения края, основные тенденции в динамике показателей первичной инвалидности за последние четыре года по данным статистической отчетности государственного учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы (ф. 7 - собес и ф. 7а - собес), анализ структуры данного контингента по возрасту, группам, причинам инвалидности и трудозанятости (данные оперативного учета).

По данным оперативного учета на 1 января 1999 года на территории края проживали 149465, на 1 января 2000 года - 153122, на 1 июля 2000 года - 159639, а на 1 января 2001 года - 164724 инвалида. Показатель первичной инвалидности в крае на 1 января 2001 года - 63,4 (количество впервые признанных инвалидами на 10000 населения), на 1 января 2000 года - 60,4, на 1 января 1999 года - 69,7, на 1 января 1998 года этот показатель составлял 70,2, то есть можно говорить об определенной стабилизации состояния инвалидности в крае. Численность детей - инвалидов в абсолютном исчислении с 1998 по 1999 годы увеличилась с 8969 до 10020 человек, показатель детской инвалидности (количество детей - инвалидов на 100000 детского населения) - с 1329,8 до 1536,6. На 1 января 2000 года в крае было 10720 детей - инвалидов. Но с 2000 года возросли возрастные границы для детей - инвалидов с 16 до 18 лет, и число детей - инвалидов на 1 января 2001 года составило 11064. Показатель же детской инвалидности снизился до 1455,9. Показатели частичной и полной медицинской и профессиональной реабилитации в течение последних 3 - 4 лет имеют тенденцию к увеличению на 0,1 - 0,3 процента в год и на 1 января 2000 года составляли соответственно 9,85 процента, 3,36 процента и 10,18 процента. На 1 января 1999 года они равнялись 9,60 процента, 2,76 процента и 9,85 процента. На 1 января 2001 года они несколько ухудшились, но на общероссийском фоне вполне приемлемы (12 место).

Анализ деятельности системы реабилитации инвалидов отражает динамику показателей реабилитации инвалидов края за последние четыре года, количество и удельный вес инвалидов, нуждающихся в мерах медицинской и психологической реабилитации, протезно - ортопедической помощи, обеспечении специальными средствами передвижения и вспомогательными техническими средствами, облегчающими жизнь и быт инвалидов, профессиональной реабилитации, в том числе профессиональном обучении и переобучении, трудоустройстве в специально созданных условиях (специальные и специализированные рабочие места). В Программе учитываются удельный вес работающих инвалидов в структуре данного контингента, а также количество инвалидов, зарегистрированных службой занятости как нуждающихся в трудоустройстве. В Программе предлагается развитие сети отделений медико - социальной и профессиональной реабилитации при центрах социального обслуживания, создание условий обеспечения доступности инвалидов к информации, объектам социальной инфраструктуры и реабилитационным мероприятиям.

Потребность инвалидов в мерах социальной защиты определена по данным оперативного учета, мероприятия разработаны с учетом минимизации и снижения в дальнейшем затрат на оказание социальной помощи этой категории граждан. Вместе с тем предлагаемые меры позволяют снизить уровень межведомственной разобщенности, обеспечить комплексность и преемственность реабилитационных мероприятий.

I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ


В последние годы в стране формируется экономически целесообразная и социально оправданная модель государственной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями. Ее первым законодательным оформлением стало принятие в 1995 году Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями. На повышение уровня социальной защищенности инвалидов нацелена реализация федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов на 2000 - 2005 годы".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»