ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 октября 2011 года N 452


Об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера на территории Республики Коми

(с изменениями на 27 июня 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Коми от 18.10.2016 N 483, от 27.06.2024 N 264)




Во исполнение требований Федеральных законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановления Правительства Республики Коми от 27 июля 2004 г. N 121 "О Коми республиканской подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и распоряжения Правительства Республики Коми от 30 декабря 2008 г. N 534-р об утверждении Регламента взаимодействия Правительства Республики Коми и Главного управления МЧС России по Республике Коми по решению некоторых вопросов в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности Правительство Республики Коми постановляет:


1. Утвердить Положение об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера на территории Республики Коми (далее - Положение) согласно приложению.


2. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Коми разработать и принять соответствующие муниципальные правовые акты по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях на территории муниципальных образований.


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Республики Коми.


(п. 3 в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 27.06.2024 N 264)


4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Глава Республики Коми
В.ГАЙЗЕР



Утверждено
Постановлением
Правительства Республики Коми
от 11 октября 2011 г. N 452
     (приложение)



ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ



I. Общие положения


1. Аварийно-спасательные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера (далее - аварийно-спасательные работы) на территории Республики Коми, подвергшейся воздействию аварий, катастроф или иных стихийных бедствий, осуществляются в целях спасения людей, материальных и культурных ценностей, защиты природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, а также локализации чрезвычайных ситуаций, подавления или доведения до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.


2. К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие работы, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.


3. Аварийно-спасательные работы включают в себя следующие этапы:


1) оценка территории, где планируется проведение аварийно-спасательных работ, получение и анализ информации о чрезвычайных ситуациях, принятие решения о проведении аварийно-спасательных работ и других неотложных работ;


2) выдвижение и ввод на территорию сил и средств, необходимых для выполнения работ;


3) проведение поисковых работ по обнаружению пострадавших людей, оказание первой медицинской помощи и вывод (вынос) их в безопасное место;


проведение аварийно-спасательных работ;


4) локализация источника чрезвычайной ситуации, проведение аварийно-восстановительных работ;


5) вывод сил и средств по завершению аварийно-восстановительных работ и возвращение их к месту дислокации.



II. Организация управления, взаимодействия, обеспечения действий сил и средств, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации


4. Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляет руководитель ликвидации чрезвычайных ситуаций.


Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, к полномочиям которых в соответствии с законодательством отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.


Решения руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством.


В случаях, установленных законодательством, руководитель ликвидации чрезвычайных ситуаций самостоятельно принимает решения по следующим вопросам:


1) проведение эвакуационных мероприятий;


2) остановка деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайных ситуаций;


3) проведение аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне чрезвычайных ситуаций;


4) ограничение доступа людей в зону чрезвычайных ситуаций;


5) разбронирование в установленном порядке резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций, находящихся в зоне чрезвычайных ситуаций;


6) использование в порядке, установленном законодательством, средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне чрезвычайных ситуаций;


7) привлечение к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;


8) привлечение на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;


9) принятие других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.


Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми и руководителей организаций о принятых ими в указанных случаях решениях.


Руководителем ликвидации чрезвычайных ситуаций одновременно с аварийно-спасательными работами организуются первоочередные аварийные работы по ликвидации очагов горения, недопущению взрыва паров газовоздушных смесей, истечению химически опасных веществ и других вторичных поражающих факторов.


5. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территории Республики Коми осуществляют в установленном порядке территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми и орган исполнительной власти Республики Коми, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции.


Для управления мероприятиями по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ руководителем ликвидации чрезвычайных ситуаций может быть создан оперативный штаб (оперативная группа) по ликвидации чрезвычайных ситуаций.


Оперативный штаб (оперативная группа) по ликвидации чрезвычайных ситуаций состоит из представителей соответствующих органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также представителей взаимодействующих органов и является исполнительным органом при руководителе ликвидации чрезвычайных ситуаций.


6. Аварийно-спасательные работы проводятся силами аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, создаваемых в соответствии с законодательством.


7. До ввода аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на объект (зону чрезвычайной ситуации) должна быть проведена ее комплексная оценка. Комплексная оценка объекта (зоны чрезвычайной ситуации) заключается в обследовании объекта (зоны чрезвычайной ситуации) с определением объемов и способов ведения аварийно-спасательных работ, необходимых для этого сил и средств.


Объект (зона чрезвычайной ситуации) разбивается на участки в зависимости от объема и видов проводимых работ. К обследованию объекта (зоны чрезвычайной ситуации) в обязательном порядке привлекаются руководители аварийно-спасательных работ.


При отсутствии времени на обследование аварийно-спасательные работы начинаются с проведения разведки.


Специальная разведка имеет целью получить более полные и точные сведения о заваленных защитных сооружениях, состоянии людей, находящихся в них, о характере разрушений зданий и сооружений, сетей коммунально-энергетического хозяйства и наиболее безопасных путях подхода к объектам работ.


Для получения сведений специальной разведки привлекаются все силы и средства разведки аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и нештатных аварийно-спасательных формирований.


8. Руководителем ликвидации чрезвычайных ситуаций объект разбивается на участки (секторы).


Руководство работами на отдельных участках (секторах) на объекте (зоне чрезвычайной ситуации) осуществляют руководители аварийно-спасательных работ.


Руководители аварийно-спасательных работ на участках назначаются руководителем ликвидации чрезвычайных ситуаций из числа руководителей аварийно-спасательных служб (формирований), а также должностных лиц организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данной чрезвычайной ситуации. Руководители аварийно-спасательных работ на участках отвечают за организацию аварийно-спасательных работ и безопасность людей, работающих на участке (секторе).


9. При подготовке к проведению аварийно-спасательных работ на объекте (зоне чрезвычайной ситуации) руководителю аварийно-спасательных работ необходимо:


1) произвести разведку и оценить обстановку в месте проведения аварийно-спасательных работ;


2) поставить задачи подразделениям, организовать их взаимодействие и обеспечить выполнение поставленных задач;


3) непрерывно следить за изменением обстановки в ходе аварийно-спасательных работ и принимать соответствующие решения, при необходимости вызвать дополнительные силы и средства, организовать их встречу и расстановку;


4) создать резерв сил и средств, организовать посменную работу формирований, их питание и отдых;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»