Действующий

О государственной программе "Совершенствование системы управления и распоряжения земельно-имущественным комплексом области на 2017 - 2020 годы" (с изменениями на 1 марта 2021 года)



I. Характеристика сферы реализации подпрограммы 2, основные проблемы в указанной сфере и перспективы ее развития


Актуальной проблемой в сфере земельно-имущественных отношений является реализация законодательства, регулирующего вопросы государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.


Работы по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации проводятся в том числе для целей налогообложения и исчисления иных платежей за землю, что определено статьями 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.


В результате проведения государственной кадастровой оценки будут получены реальные сведения о стоимости земельных участков на территории области, что позволит осуществлять более эффективное управление земельными ресурсами и связанными с ними объектами недвижимости, а также проводить сбалансированное планирование доходной части бюджетов всех уровней (в части платежей, поступающих от земельного налога и арендной платы), стимулировать развитие инвестиционных процессов и развитие экономики области в целом.

На текущий момент на территории области актуализированы результаты кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения в 2006 году; земель особо охраняемых территорий и объектов и земель промышленности и иного специального назначения в 2009 году, земель населенных пунктов в 2012 году; земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в 2013 году.


На территории Российской Федерации государственная кадастровая стоимость объектов недвижимости (кроме земельных участков) была определена в 2011 - 2012 годах в отношении 67790817 объектов, в том числе для 53387265 объектов жилого назначения и 14403552 объектов нежилого назначения, в том числе по Северо-Западному федеральному округу в отношении 4847748 объектов.


Кадастровая стоимость на территории Вологодской области определена для 637397 объектов недвижимости области, в том числе для 181352 объектов, расположенных в г. Вологде, и для 102538 объектов, расположенных в г. Череповце.


С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", нормы которого предусматривают фактический запрет на проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по действующему порядку с привлечением рыночных оценщиков в период с 2017 по 2020 год. В течение указанного периода будет применяться кадастровая стоимость, актуальная на 1 января 2014 года.


Кроме того, 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", который предусматривает введение института государственных кадастровых оценщиков и передачу полномочий по определению кадастровой стоимости государственным бюджетным учреждениям (сейчас кадастровую стоимость объектов недвижимости определяют независимые оценщики, а утверждают региональные и местные органы власти).


В Вологодской области предполагается наделение бюджетного учреждения полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости с 2018 года.


Указанное бюджетное учреждение в 2019 году актуализирует результаты кадастровой оценки на всей территории области земель населенных пунктов (предыдущая кадастровая оценка проводилась в 2012 году), земель особо охраняемых территорий и объектов (предыдущая кадастровая оценка проводилась в 2009 году), земель промышленности (предыдущая кадастровая оценка проводилась в 2009 году), объектов недвижимости (предыдущая кадастровая оценка проводилась в 2011 году), в 2020 году актуализирует кадастровую стоимость объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений).


С 1 января 2016 года налогообложение отдельных объектов недвижимости на территории Вологодской области осуществляется исходя из их кадастровой стоимости.


Перечень таких объектов недвижимости (административно-офисные помещения, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания) ежегодно формируется Департаментом имущественных отношений области.


Формирование этого перечня осуществляется на основании информации, представляемой Управлением Росреестра по Вологодской области, с учетом предложений органов местного самоуправления области. Основной проблемой при выполнении данного полномочия является то, что формирование перечня происходит на основании документальных данных, которые на поверку оказываются далеко не во всех случаях актуальными и достоверными. В соответствии с постановлением Правительства области от 7 декабря 2015 года N 1046 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества" осуществляются осмотры объектов недвижимости на предмет определения их фактического использования, вопросы, касающиеся определения фактического использования объектов недвижимости, рассматриваются на Межведомственной комиссии.


С 1 января 2016 года в соответствии со вступившими в силу изменениями в статью 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности) технические паспорта, оценочная и иная учетно-техническая документация об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации являются собственностью субъекта Российской Федерации (далее - техническая документация).


(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 24.04.2017 N 386)