(с изменениями на 1 марта 2021 года)
(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 24.04.2017 N 386 (ред. 21.08.2017), от 21.08.2017 N 754, от 11.12.2017 N 1091, от 16.04.2018 N 323, от 27.08.2018 N 765, от 24.12.2018 N 1186, от 01.04.2019 N 326, от 09.09.2019 N 832, от 09.12.2019 N 1175, от 10.03.2020 N 194, от 12.05.2020 N 534, от 10.08.2020 N 933, от 30.11.2020 N 1410, от 01.03.2021 N 220)
Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Совершенствование системы управления и распоряжения земельно-имущественным комплексом области на 2017 - 2020 годы".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Губернатор области
О.А.КУВШИННИКОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ ОБЛАСТИ НА 2017 - 2020 ГОДЫ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 24.04.2017 N 386 (ред. 21.08.2017), от 21.08.2017 N 754, от 11.12.2017 N 1091, от 16.04.2018 N 323, от 27.08.2018 N 765, от 24.12.2018 N 1186, от 01.04.2019 N 326, от 09.09.2019 N 832, от 09.12.2019 N 1175, от 10.03.2020 N 194, от 12.05.2020 N 534, от 10.08.2020 N 933, от 30.11.2020 N 1410, от 01.03.2021 N 220)
Ответственный исполнитель государственной программы | Департамент имущественных отношений области |
Исполнитель государственной программы | Департамент внутренней политики Правительства области |
Подпрограммы государственной программы | "Повышение эффективности управления и распоряжения земельно-имущественным комплексом области"; "Обеспечение применения государственной кадастровой оценки на территории области"; "Обеспечение реализации государственной программы" |
Цель государственной программы | формирование эффективной системы управления и распоряжения земельно-имущественным комплексом области |
Задачи государственной программы | создание эффективного механизма учета и использования имущества области; формирование системы актуальной государственной кадастровой оценки земель и объектов недвижимости на территории области |
Целевые показатели (индикаторы) государственной программы | доля объектов недвижимости области, закрепленных за организациями или предоставленных организациям для осуществления полномочий области, к общему количеству объектов недвижимости области; доля организаций, в отношении которых проведена проверка использования имущества области, к общему количеству организаций, включенных в планы проверок; доля выполненных бюджетным учреждением области работ по оценке кадастровой стоимости объектов недвижимости и земельных участков по категориям от общего количества объектов недвижимости и земельных участков на территории области, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости; сумма доходов областного бюджета, в отношении которых Департамент имущественных отношений области является главным администратором доходов областного бюджета; абзац исключен с 27 августа 2018 года. - Постановление Правительства Вологодской области от 27.08.2018 N 765 |
(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 24.04.2017 N 386, от 27.08.2018 N 765) | |
Сроки реализации государственной программы | 2017 - 2020 годы |
Объемы финансового обеспечения государственной программы за счет средств областного бюджета | объемы финансового обеспечения государственной программы за счет средств областного бюджета - 1264914.8 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета в размере 6833.1 тыс. рублей), в том числе по годам: 2017 год - 77489.0 тыс. рублей; 2018 год - 106052.9 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета в размере 614.9 тыс. рублей; 2019 год - 568042.7 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета в размере 6218.2 тыс. рублей; 2020 год 513330.2 тыс. рублей |
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 01.03.2021 N 220) | |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | за период с 2017 по 2020 годы планируется достижение следующих результатов: увеличение доли объектов недвижимости области, закрепленных за организациями или предоставленных организациям для осуществления полномочий области, к общему количеству объектов недвижимости области с 94.2% в 2015 году до 95% к 2020 году; выполнение утвержденных планов проверок организаций, использующих имущество области; выполнение бюджетным учреждением области работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости и земельных участков по категориям; выполнение кассового плана по доходам областного бюджета, в отношении которых Департамент имущественных отношений области является главным администратором доходов областного бюджета; абзац исключен с 27 августа 2018 года. - Постановление Правительства Вологодской области от 27.08.2018 N 765 |
(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 24.04.2017 N 386, от 11.12.2017 N 1091, от 27.08.2018 N 765) |
Одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого социально-экономического развития области являются эффективное управление и распоряжение имуществом, являющимся собственностью области.
Имущество области создает материальную основу для реализации функций (полномочий) органов государственной власти области, предоставления государственных услуг гражданам и бизнесу. Управление собственностью области представляет собой совокупность отношений в сфере использования имущества области, а именно имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, государственными органами; имущества, входящего в состав имущества казны области (в том числе земельных участков); земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования государственным учреждениям, государственным органам; имущественных прав области, вытекающих из его участия в хозяйственных обществах, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в собственности области.
На территории Вологодской области полномочия в сфере имущественных и земельных отношений осуществляет Департамент имущественных отношений области. Деятельность Департамента направлена на эффективное управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности области, а также реализацию полномочий в сфере земельных отношений, ориентированных на развитие региона, что достигается выполнением следующих задач:
1) создание эффективного механизма учета и использования имущества области.
С целью систематизированного учета имущества и контроля за его использованием Департамент ведет Реестр собственности Вологодской области. Одной из основных задач учета имущества является повышение уровня актуальности и полноты сведений в Реестре о составе и стоимости имущества и объектах учета путем непрерывного внесения информации о них.
В настоящее время продолжается процесс совершенствования законодательства по разграничению полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления путем внесения изменений в действующее законодательство относительно перераспределения полномочий. Существующая ситуация с разграничением государственной собственности в рамках разграничения полномочий между соответствующими уровнями публичной власти в Российской Федерации не позволяет определить окончательные сроки завершения указанных процедур.
При разграничении имущества проблемной является ситуация, когда областные организации используют имущество, находящееся в собственности Российской Федерации (как правило, на условиях договоров аренды), и уполномоченные органы Российской Федерации не рассматривают передачу такого имущества как обязательные действия, при этом областное имущество, используемое федеральными организациями для выполнения своих полномочий, в силу других федеральных законов (Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции") должно быть в обязательном порядке передано в федеральную собственность.
До 2016 года наблюдается тенденция к снижению спроса на пользование имуществом, находящимся в собственности области, в большей степени это относится к имуществу казны. Причиной является высокая степень его физического и морального износа, поскольку основная часть имущества создавалась в 50 - 60-е годы XX века и в последующем не реконструировалась и не модернизировалась. Также большое влияние на спрос оказывает удаленное местонахождение такого имущества на территории области, что делает его непривлекательным для коммерческой деятельности.
Кроме того, проблемным является вопрос ремонта объектов недвижимости, техническое состояние которых продолжает ухудшаться. В данном случае имеет место отсутствие заинтересованности хозяйствующих субъектов, использующих имущество казны области, в воспроизводстве такого имущества (проведении капитального ремонта, восстановления, модернизации и неотделимых улучшений);
2) формирование системы актуальной государственной кадастровой оценки земель и объектов недвижимости на территории области.
С 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", который предусматривает введение института государственных кадастровых оценщиков и передачу полномочий по определению кадастровой стоимости государственным бюджетным учреждениям (сейчас кадастровую стоимость объектов недвижимости определяют независимые оценщики, а утверждают региональные и местные органы власти). В Вологодской области предполагается наделение бюджетного учреждения полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости с 2018 года.
Согласно статье 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны описать и утвердить в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства границы муниципальных образований области.
В настоящее время границы муниципальных образований области не описаны.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 года N 2444-р утвержден комплексный план мероприятий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов в виде координатного описания. Согласно указанному комплексному плану обеспечение проведения проектных и землеустроительных работ в целях установления (изменения) границ муниципальных образований должно быть проведено в 2017 - 2030 годах.
Эффективное управление государственным имуществом и земельным фондом является важной составной частью государственной политики Вологодской области, направленной на создание устойчивого экономического развития Вологодской области.
Государственная программа разработана с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития Российской Федерации и Вологодской области, а также с учетом положений Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства области от 17 октября 2016 года N 920.
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 24.04.2017 N 386)
Направления реализации государственной программы соответствуют приоритетам и целям государственной политики в сфере имущественных и земельных отношений:
осуществление работ по государственной регистрации прав собственности области на объекты недвижимого имущества;
обеспечение разграничения прав собственности на имущество между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти области и органами местного самоуправления области;
усиление контроля за использованием имущества области;
выявление и вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых и неэффективно используемых объектов имущества области;
планирование процесса приватизации имущества области с учетом того, что приватизации подлежит все имущество, находящееся в собственности области, за исключением задействованного в обеспечении выполнения государственных функций (полномочий) области и необходимого для достижения задач и интересов области;
обеспечение поступления доходов областного бюджета от использования и распоряжения имуществом и земельными ресурсами области;
приобретение имущества в собственность области;
защита имущественных интересов области, правовое обеспечение в сферах управления и распоряжения имуществом области, земельных отношений;
обеспечение проведения работ по описанию границ муниципальных образований области в соответствии с действующим законодательством;
обеспечение внесения сведений о границах области в Единый государственный реестр недвижимости;
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 24.04.2017 N 386)
организация перехода на проведение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и земель на территории области бюджетным учреждением области;
формирование актуального перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость на очередной финансовый год;
организация постоянного хранения технической документации об объектах технического учета, хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и технической инвентаризации, и выдачи информации из нее.
Целью настоящей государственной программы является формирование эффективной системы управления и распоряжения земельно-имущественным комплексом области.