Социальный маркетинг является разновидностью маркетинга, а именно процессом разработки, трансляции и оценки эффективности воздействия образов социально значимых решений, идей, а также деятельности государства в целом. Цель социального маркетинга определяется как повышение восприятия отдельными социальными слоями общества (далее - целевая аудитория) принимаемых и реализуемых государством на федеральном, региональном или муниципальном уровнях власти социально значимых государственных решений.
Правительство Ивановской области с 2006 года ведет системную работу по привлечению общественного внимания к способам и формам решения социально значимых задач. За этот период были реализованы три Концепции развития социальной рекламы на территории региона: Концепция развития социальной рекламы в Ивановской области на 2006 - 2008 годы, утвержденная распоряжением Правительства Ивановской области от 28.04.2006 N 71-рп, Концепция развития социальной рекламы в Ивановской области на 2009 - 2011 годы, утвержденная распоряжением Правительства Ивановской области от 03.09.2008 N 309-рп, Концепция развития социальной рекламы в Ивановской области на 2012 - 2014 годы, утвержденная распоряжением Правительства Ивановской области от 26.10.2011 N 299-рп.
Реализация указанных концепций способствовала формированию и развитию позитивных общественных явлений и процессов, росту информированности населения о социально значимых проектах и государственных программах Ивановской области (далее - программы), выявлению и снижению остроты социальных проблем, а также укреплению доверия жителей Ивановской области к органам государственной власти Ивановской области и органам местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области, созданию позитивного имиджа региона.
Для определения приоритетных направлений социальной рекламы, размещаемой на территории Ивановской области, в 2006 году был создан Экспертный совет по социальной рекламе при Правительстве Ивановской области (далее - Экспертный совет). По результатам работы Экспертного совета за период с 2006 по 2014 годы было проведено 35 областных рекламных кампаний по социально значимым темам. Основное внимание уделялось укреплению института семьи, пропаганде здорового образа жизни, профилактике социального сиротства, пропаганде духовных, нравственных и культурных ценностей, безопасности дорожного движения, обеспечению жителей региона информацией социального характера.
С 2007 года в соответствии с Концепцией развития социальной рекламы в регионе проводился областной конкурс социальной рекламы. Однако в 2010 году появилась тенденция снижения интереса к конкурсу, заметно снизилось количество и качество конкурсных работ. Идея привлечь к конкурсу другие регионы не увенчалась успехом. Необходимо было менять статус конкурса, сам подход к организации данного мероприятия. Это стало возможным в результате объединения усилий с оргкомитетом межрегионального фестиваля рекламы "Рекламной фишки". Таким образом, в рамках фестиваля рекламы появилась постоянная номинация "Социальная реклама". И соответственно, областной конкурс социальной рекламы с 2011 по 2015 годы проводился в рамках данного фестиваля.
С учетом текущей социально-экономической ситуации в Российской Федерации, невозможности существенного увеличения финансирования социальной сферы со стороны государства появляется острая необходимость оптимизации управления и использования уже имеющихся финансовых ресурсов на мероприятия по популяризации реализуемых государством социально значимых решений и программ. Повышение эффективности реализации социально значимых проектов и программ возможно посредством органичного совмещения и последующего внедрения элементов современного маркетинга, новых экономических технологий и политико-аналитических методик.
Маркетинговый подход к популяризации деятельности в социальной сфере позволяет, с одной стороны, на новом качественном уровне удовлетворять важнейшие социальные потребности членов общества, с другой, - наиболее рационально расходовать ресурсы государства, выделяемые на развитие социальной сферы. Все это в совокупности должно способствовать повышению уровня и качества жизни российских граждан через улучшение восприятия происходящих в обществе социальных процессов, побуждение к социально значимым действиям, а также изменение сложившихся стереотипных представлений об отдельных отраслях социальной сферы государства.
Потребность Ивановской области в социальном маркетинге обусловлена стремлением регулировать социальные процессы непрямым способом, с использованием позитивных образов в качестве инструмента убеждения и побуждения к социально значимым действиям, аккумуляцией нефинансовых ресурсов к продвижению инновационных социально значимых идей и проектов.
Настоящая Концепция развития социального маркетинга в Ивановской области на 2017 - 2019 годы (далее - Концепция) направлена на формирование системы позитивных образов реализуемых социально значимых решений с использованием маркетинговых технологий.