РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 сентября 2008 года N 309-рп
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2011 ГОДЫ
(в редакции Распоряжения Правительства Ивановской области от 15.12.2008 N 457-рп)
Руководствуясь Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в целях повышения эффективности решения социально-экономических проблем Ивановской области, дальнейшего развития и совершенствования социальной рекламы в Ивановской области, активизации деятельности в этом направлении органов государственной власти Ивановской области и органов местного самоуправления Ивановской области, средств массовой информации, рекламопроизводителей и рекламораспространителей, а также формирования у жителей Ивановской области социально значимых ценностей и норм поведения:
1. Утвердить Концепцию развития социальной рекламы в Ивановской области на 2009 - 2011 годы (прилагается).
(в ред. Распоряжения Правительства Ивановской области от 15.12.2008 N 457-рп)
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Ивановской области Полякова М.Б.
Губернатор Ивановской области
М.А.МЕНЬ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2011 ГОДЫ
(в редакции Распоряжения Правительства Ивановской области от 15.12.2008 N 457-рп)
Реклама является составной частью пропаганды, основанной на позитивных ситуациях, включает в себя ту или иную идеологию (обоснование) и демонстрирует положительные стороны пропагандируемого объекта.
Социальная реклама проводит идеи общественного характера, предположительно оказывает положительное воздействие на состояние общества. Социальная реклама способна доводить до сознания и внимания людей наиболее важные факты и сведения о существующих в обществе проблемах.
Объектами социальной рекламы являются население Ивановской области в целом и конкретные целевые группы в зависимости от типа и характера рекламной кампании.
Рекламодателями социальной рекламы, согласно Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления.
В зависимости от целей рекламная кампания может быть информационной или поведенческой (внедряющей желательные стандарты поведения или отменяющей нежелательные), что определяет оценку ее эффективности.
В связи с принятием Концепции развития социальной рекламы в Ивановской области на 2006 - 2008 годы (далее - Концепция) в настоящее время ситуация с социальной рекламой в Ивановской области заметно изменилась. В рамках реализации Концепции органом, координирующим деятельность по производству и распространению социальной рекламы, определен Департамент общественных связей, молодежной и информационной политики Ивановской области (далее - Департамент).
В соответствии с поставленными задачами Департаментом составлен и ежегодно уточняется реестр рекламораспространителей и рекламопроизводителей, действующих на территории Ивановской области. В настоящее время на территориях муниципальных образований Ивановской области установлено более 400 рекламных конструкций. Из них 60% находится в городском округе Иваново, 12% - в городском округе Кинешма, 10% - в Ивановском муниципальном районе, 5% - в городском округе Шуя, 3% - в Родниковском муниципальном районе, по 2% - в городском округе Тейково и Приволжском муниципальном районе, 1% - в городском округе Вичуга. В остальных муниципальных образованиях количество рекламных конструкций в процентном соотношении составляет менее 1% либо рекламные конструкции отсутствуют, либо вопрос об установке рекламных конструкций находится в стадии рассмотрения. По данным мониторинга текущего года, интерес рекламораспространителей к размещению рекламных конструкций в муниципальных образованиях повышается, в частности, установлены рекламные конструкции в Пестяковском и Лухском муниципальных районах. В ряде муниципальных образований рекламораспространители устаревшие рекламные щиты заменяют новыми. В крупных городах области развиваются новые виды рекламных носителей, в частности, брандмауэры (настенные панно).
На территории Ивановской области зарегистрированы и осуществляют постоянную деятельность в сфере рекламы более 100 организаций различной организационно-правовой формы. Оценка 5% годового объема распространяемой социальной рекламы (наружная, реклама в прессе, реклама на телевидении, реклама на радио) проводится в ряде муниципальных образований. В городском округе Иваново такой опыт имеется в сфере наружной рекламы.
Координация размещения социальной рекламы в Ивановской области осуществляется в рамках проведения областных социальных рекламных кампаний совместно с администрациями муниципальных образований Ивановской области.
Важная роль в развитии и реализации социальной рекламы в Ивановской области принадлежит Экспертному совету по социальной рекламе при Правительстве Ивановской области (далее - Экспертный совет). Экспертный совет определяет приоритетные направления социальной рекламы, размещаемой на территории Ивановской области. В 2007 году такими приоритетными направлениями были:
- "Профилактика демографического кризиса, утверждение семейных ценностей";
- "37-й регион" (создание позитивного образа Ивановской области как субъекта Российской Федерации; повышение инвестиционной привлекательности Ивановской области);
- "Поддержание чистоты и благоустройство Ивановской области".
Эти направления по решению Экспертного совета стали приоритетными и в 2008 году, в качестве четвертого приоритетного направления социальной рекламы была также утверждена тема "Гармонизация межнациональных отношений".
В ноябре 2007 года по утвержденным приоритетным направлениям Департаментом был объявлен областной конкурс социальной рекламы. Всего на конкурс было представлено более 140 работ, в том числе в номинациях: "Лучший видеоролик" - 33 работы, "Лучший аудиоролик" - 12 работ, "Лучший макет наружной, печатной рекламы" - 87 работ, "Лучший сценарий социальной рекламной кампании" - 11 работ. Активное участие в конкурсе приняли студенты областного центра, в частности, Ивановского энергетического университета, занимающиеся вопросами рекламы, в том числе и социальной. Что касается жителей муниципальных образований, то, к сожалению, в конкурсе приняли участие только жители городов Юрьевец, Шуя, Тейково, Кинешма.
Итоги конкурса были подведены на заседании "круглого стола" по теме "Перспективы развития социальной рекламы", в котором приняли участие представители исполнительных органов государственной власти и крупных рекламных агентств Центрального федерального округа, в том числе из Москвы, Рязани, Костромы, Брянска, Владимира. Выступающие были единодушны в том, что в настоящее время назрела необходимость разработки на федеральном уровне законодательной базы, регулирующей сферу социальной рекламы. По итогам заседания Департаментом был подготовлен и выпущен сборник выступлений участников "круглого стола". Помимо участников "круглого стола", сборник выступлений был направлен в соответствующие органы исполнительной власти регионов Центрального федерального округа.
Победители областного конкурса социальной рекламы приняли участие в VIII Московском фестивале социальной рекламы.
Бюджетное финансирование в сфере социальной рекламы составило в 2007 году 500000 рублей. В 2008 году бюджет с учетом инфляции был увеличен на 27500 рублей и составил соответственно 527500 рублей, что, естественно, сказывается на качестве проводимых рекламных кампаний.
По данным социологического исследования, проведенного студентами Ивановского государственного энергетического университета в 2007 году в областном центре, из 368 респондентов 55,2% опрошенных считают, что социальная реклама влияет на сознание горожан; для 25,4% социальная реклама - пустая трата времени; 10,4% ответили, что она помогает в решении актуальных проблем; 9,0% респондентов утверждают, что социальная реклама занимает место коммерческой рекламы, приносящей реальный доход. Что касается оценки респондентов наиболее эффективных видов социальной рекламы, то по результатам опроса выявлено: наиболее эффективным видом социальной рекламы является телевизионная реклама. Ей отдали предпочтение 29,9% респондентов. Наружную рекламу считают эффективной 16% опрошенных, радиорекламу - 14,8%, рекламу на видеоэкранах города - 7%.
Существующая система размещения социальной рекламы находится в стадии развития и пока еще не в состоянии обеспечить необходимую степень информированности жителей Ивановской области о деятельности исполнительных органов государственной власти Ивановской области, социальных программах, реализуемых в регионе, событиях общественно-политической, экономической, культурной и спортивной жизни. Важным моментом деятельности по дальнейшему развитию социальной рекламы по-прежнему являются привлечение общественного внимания к способам и формам решения социально значимых вопросов, активизация и использование имеющегося потенциала различных институтов гражданского общества и граждан в решении проблем, значимых для Ивановской области.
В настоящее время в сфере развития социальной рекламы в Ивановской области не решены следующие проблемы:
1) отсутствует комплексная система распространения социальной рекламы на всех видах рекламных носителей, практически не используются такие виды рекламных носителей, как сайты некоммерческих организаций, муниципальных предприятий и учреждений в сети Интернет, радиосвязь в крупных торговых центрах, система специализированных носителей, устанавливаемых в местах отдыха и массовых мероприятий, а также на общественном транспорте;
2) выбор места размещения социальной рекламы не основывается на результатах социологических и иных исследований;
3) отсутствуют научно обоснованные критерии эффективности социальной рекламы и завершившихся рекламных кампаний;
4) не налажено взаимодействие с общественными организациями в сфере развития социальной рекламы;
5) недостаточно вовлечены в процесс создания рекламных материалов профессиональные художники и дизайнеры;
6) недостаточно эффективно организована информационная кампания по проведению конкурсов и фестивалей социальной рекламы.
Целью деятельности по развитию социальной рекламы в Ивановской области является формирование социально значимых норм и ценностей у жителей Ивановской области.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) организация планирования деятельности в сфере социальной рекламы на определенный срок;
2) организация информационного и аналитического обеспечения деятельности в области социальной рекламы;
3) организация регулярного мониторинга общественного мнения с целью определения актуальности социально значимых проблем региона и рейтинга носителей социальной рекламы;
4) организация и проведение социологических и маркетинговых исследований по выявлению уровня запоминаемости и степени воздействия (эффективности) социальной рекламы на жителей Ивановской области;
5) совершенствование механизмов распространения социальной рекламы на территории Ивановской области;
6) ежегодное проведение конкурсов (в дальнейшем - фестивалей) социальной рекламы;
7) планирование при разработке долгосрочных целевых программ финансовых средств на изготовление социальной рекламы;
8) обеспечение эффективного контроля за распространением социальной рекламы на территории Ивановской области.
Основными направлениями развития социальной рекламы на территории Ивановской области являются:
1) поддержка позитивных общественных явлений и процессов:
- пропаганда духовных, нравственных и культурных ценностей,
- пропаганда ценности здоровья и здорового образа жизни, профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, негативных социальных явлений, в том числе наркологической зависимости (наркомании, алкоголизма, табакокурения и др.),
- пропаганда семейных ценностей (укрепление института семьи, охрана материнства и детства, профилактика социального сиротства и развитие замещающих форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей),
- воспитание уважительного отношения к инвалидам и пожилым людям,
- пропаганда патриотизма,
- пропаганда ценности правопорядка и законопослушности,
- популяризация экологических ценностей (охрана окружающей среды, благоустройство и поддержание чистоты и порядка в регионе),
- пропаганда благотворительности, спонсорства и меценатства,
- пропаганда ценности жизни (безопасности дорожного движения, повышение бдительности граждан);
2) создание позитивного образа Ивановской области как субъекта Российской Федерации:
- информирование о положительной динамике развития региона,
- популяризация государственных символов;
3) обеспечение жителей региона информацией социального характера:
- информирование о социально значимых мероприятиях федерального и регионального уровней,
- информирование о праздничных днях и памятных датах федерального и регионального значения,
- информирование о реализации федеральных целевых программ, долгосрочных целевых программ Ивановской области и социальных проектов в Ивановской области.
Основными принципами дальнейшей деятельности в сфере социальной рекламы в Ивановской области являются:
1) принцип консолидации усилий: для эффективного развития социальной рекламы необходимо объединение усилий всех участников процесса создания и распространения социальной рекламы;
2) принцип комплексности воздействия: для эффективного воздействия социальной рекламы на жителей Ивановской области необходимо использование всех видов информационных носителей (печатных и электронных средств массовой информации, полиграфической продукции, сайтов сети Интернет, наружных носителей и др.);
3) принцип научной обоснованности: при создании и распространении социальной рекламы учитываются выявленные научным путем нормы, ценности и стереотипы, наиболее одобряемые обществом;
4) принцип адресности рекламных кампаний: для повышения эффективности рекламные кампании должны быть нацелены на определенные группы населения Ивановской области;
5) принцип учета интересов большинства групп населения Ивановской области: социальная реклама не должна провоцировать противоречия между различными социальными, половозрастными, национальными, конфессиональными и другими группами населения Ивановской области;
6) принцип доступности социальной рекламы: темы социальной рекламы должны быть доступны для понимания большинству граждан.