9.2.3.1. Железные дороги в зависимости от их назначения в общей сети, характера и размера перевозок подразделяются скоростные, особо нагружаемые, I, II, III и IV категории.
9.2.3.2. В соответствии с категорией дорог и рельефом местности определяется полоса отвода железных дорог (далее - полоса отвода). В полосу отвода входят земли, занятые железнодорожными путями и непосредственно примыкающими к ним сооружениями, устройствами и зданиями, в том числе пассажирские вокзалы, служебные и иные здания, сооружения, обеспечивающие деятельность железнодорожного транспорта.
9.2.3.3. Ширину полосы отвода железной дороги следует принимать согласно Приказу Министерства путей сообщения Российской Федерации от 06.08.2008 N 126 "Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог".
9.2.3.4. В санитарно-защитных зонах, вне полосы отвода железной дороги допускается размещать автомобильные дороги, гаражи, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунально-бытового назначения. Не менее 50% площади санитарно-защитной зоны должно быть озеленено.
9.2.3.5. В целях обеспечения нормальной эксплуатации железнодорожного транспорта, санитарной защиты населения и возможности развития отдельных объектов с минимальными затратами устанавливаются зоны земель специального охранного назначения.
9.2.3.6. Размеры земельных участков зон специального охранного назначения определяют рельеф и особые природные условия местности, необходимость создания защиты жилой застройки населенных пунктов от сверхнормативных шумов проходящих поездов, необходимость поэтапного развития в будущем железных дорог, узлов, станций и отдельных объектов железнодорожного транспорта.
Зоны земель специального охранного назначения не включаются в полосу отвода, но для них устанавливаются особые условия землепользования.
9.2.3.7. Величина санитарного разрыва от линий железнодорожного транспорта устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитного излучения и др.).
9.2.3.8. Новые сортировочные станции общей сети железных дорог следует размещать за пределами населенных пунктов; парки резервного подвижного состава, грузовые станции и контейнерные площадки железнодорожного и автомобильного транспорта - за пределами селитебной территории. Склады и площадки для навалочных грузов долговременного хранения, расположенные в пределах селитебной территории, подлежат переносу в коммунально-складские зоны.
9.2.3.9. Расстояния от сортировочных станций до жилой застройки принимаются на основе расчета с учетом величины грузооборота, пожаровзрывоопасности перевозимых грузов, а также допустимых уровней шума и вибрации.
9.2.3.10. Пересечения железнодорожных линий между собой в разных уровнях следует предусматривать для линий категорий: I, II - за пределами территории населенных пунктов; III, IV - за пределами селитебной территории.
9.2.3.11. В пределах территории населенных пунктов пересечения железных дорог в одном уровне с улицами и автомобильными дорогами, а также с линиями электрического общественного пассажирского транспорта следует предусматривать в соответствии с нормативными требованиями.
9.2.3.12. Вокзалы следует проектировать на основе единого технологического и градостроительно-планировочного решения всего вокзального комплекса (железнодорожной пассажирской станции), в состав которого входят следующие взаимоувязанные элементы:
- привокзальная площадь с остановочными пунктами общественного транспорта, автостоянками и другими устройствами;
- основные пассажирские, служебно-технические и вспомогательные здания и сооружения;
- перрон (приемоотправочные железнодорожные пути и пассажирские платформы).
Размеры привокзальных площадей следует проектировать с учетом конкретной градостроительной ситуации, размера пассажирского потока, числа и ширины примыкающих к площади городских улиц, интенсивности движения транспорта на них, организации движения транспорта и пешеходов, характера застройки, озеленения и других факторов.
9.2.3.13. Участок для строительства железнодорожного вокзала следует выбирать со стороны наиболее крупных застроенных районов городских округов и поселений с обеспечением относительной равноудаленности его по отношению к основным функциональным зонам городских округов, поселений.
Земельный участок вокзала должен иметь размеры и конфигурацию, достаточные для размещения привокзальной площади, зоны застройки зданий и сооружений вокзала, перрона с учетом возможности их перспективного развития и расширения в соответствии с заданием на проектирование.
9.2.3.14. В целях обеспечения нормальной эксплуатации сооружений и объектов железнодорожного транспорта устанавливаются охранные зоны в соответствии с действующим законодательством.