В 2016 году сохраняются существенные внешние риски для макроэкономической ситуации в России, такие как: геополитическая нестабильность, низкие цены на мировых сырьевых рынках, санкционный режим со стороны США, Евросоюза и других стран при ответных экономических мерах со стороны России.
Рост мировой экономики в период до 2019 года не восстановится до докризисных значений, а закрепится на среднегодовом уровне 3,4% по паритету покупательной способности, что заметно ниже среднегодовой динамики в последний десятилетний период (5,4%).
Прогнозные оценки роста экономики мира в 2016 - 2017 годах большинством экспертов пересматриваются в сторону снижения по сравнению с оценками, сделанными в начале года. Так, Международный валютный фонд (МВФ) снизил прогноз прироста мирового ВВП в 2016 году на 0,2 п.п. (до 3,2%), Еврокомиссия на 0,2 п.п. (до 3%).
Позитивная динамика развитых стран остается фрагментированной: в Еврозоне и Японии по-прежнему не удается в полной мере преодолеть последствия финансового кризиса. В группе развитых стран в период до 2019 года лидирующие позиции сохранят США и Великобритания. Европейские страны после затяжной рецессии закрепятся на траектории роста с ускорением динамики до 1,6% ВВП к 2019 году.
Основной фактор, влияющий на европейскую экономику - это высокая суверенная долговая нагрузка, отягощенные необслуживаемыми кредитами балансы крупнейших европейских банков, большая доля безработного населения. Выход Великобритании из состава Евросоюза повлечет существенное увеличение экономической, политической и институциональной неопределенности. Прямой эффект для России практически отсутствует, но косвенный, в виде увеличения риска девальвации евро, сохраняется. В среднесрочный период динамика роста европейской экономики закрепится в диапазоне 1,4 - 1,6%.
Экономика Китая будет оставаться на траектории снижения темпов роста валового внутреннего продукта при существенно растущих рисках более сильного падения, как для Китая, так и для мировой экономики. Это может оказать дестабилизирующее влияние на финансовые системы ведущих стран, объемы мировой торговли и динамику цен на ресурсных рынках. Для России в целом и для Республики Саха (Якутия) - это высокий риск снижения цен на энергоносители и металлы.
В прогнозный период ожидается замедление экономики Китая с 6,9% в 2015 году до 5,9% в 2019 году, что будет сдерживать экономический рост стран Азии с формирующимися рынками и иметь негативные последствия для спроса на глобальных рынках ресурсов.
В среднесрочный период в экономике Японии сохранится потенциал роста на уровне 1% в год, поддерживаемый расширением потребления домашних хозяйств, а также расширением инвестиционных ресурсов за счет мягких финансовых условий.
21 июня 2016 г. Евросоюз продлил санкции против России до 31 января 2017 года. В свою очередь, Россия с 29 июня т.г. продлила до 31 декабря 2017 года продуктовое эмбарго, введенное в августе 2014 года в отношении продукции из США, ЕС, Канады, Норвегии и Австралии.
Нефть. Минимальная за последние несколько лет цена на нефть марки Brent была зафиксирована в январе 2016 года (27,1 долл. США/барр.). Основным фактором снижения цен стало отсутствие консенсуса среди членов ОПЕК, которые на встрече в Вене в декабре 2015 г. оставили без изменений квоту на добычу и неформально одобрили значительное превышение запасов. В ходе встречи в июне 2016 года в Вене представители стран-членов ОПЕК также не установили ограничения на предельный уровень коллективной добычи.
С апреля 2016 года наблюдается повышательный тренд нефтяных цен, связанный со следующими факторами:
сокращение добычи в США впервые за несколько лет;
возможность скоординированного снижения добычи ОПЕК и другими странами, в т.ч. Россией. К подобной инициативе уже присоединилось более 15 стран, которые контролируют более 73% рынка добычи нефти;
готовность КНР добиться темпов роста на уровне 6,5 - 7% в 2016 году.
В связи с вводом в действие с 1 января 2016 года новой классификации запасов углеводородного сырья необходимо отметить, что суммарные геологические запасы месторождений существенно не изменились. При существующих низких ценах на нефть рентабельные запасы составляют 60% от технологических извлекаемых запасов.
В период до 2019 г. ожидается некоторое снижение спроса со стороны стран ОСЭР (с 45,9 до 45,2 млн. баррелей в день к 2019 году). Спрос в других странах Евразии будет медленно увеличиваться. Ключевыми драйверами глобального спроса станут развивающиеся страны с ежегодным ростом спроса около 1,1 млн. баррелей в день. В частности, ожидается, что спрос в КНР вырастет в среднем на 0,4 млн. баррелей в день, в Индии - 0,1 млн. барреля в день, в других азиатских странах - на 0,2 млн. барреля.