Действующий

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2017 - 2019 ГОДЫ (с изменениями на: 29.10.2016)


 Предпринимательство и туризм


Создание благоприятной деловой среды в Республике Саха (Якутия) является ключевым условием для развития малого и среднего бизнеса.

С учетом государственной поддержки количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) (далее - СМСП) в 2016 году составит 53 559 единиц (рост к 2015 году на 1,5%). Общая численность СМСП к 2019 году составит 59 572 единицы с ростом на 11,2% к уровню 2016 года по базовому варианту и 60 331 единицу с ростом на 12,6% к уровню 2016 года по целевому варианту.

Доля сектора малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте в 2016 году составляет оценочно 15,2%.

Оборот малых и средних предприятий (с учетом индивидуальных предпринимателей и микропредприятий) в 2016 году составит 319,3 млрд. руб. или по сравнению с 2015 годом увеличится на 7,7%. К 2019 году показатель составит 374,9 млрд. руб. по базовому варианту с ростом к 2016 году на 17,4%; 370,3 млрд. руб. по целевому варианту с ростом к уровню 2016 года на 16%.

В 2016 году среднесписочная численность работников малых и средних предприятий составит 76,5 тыс. чел. (прирост к 2015 году на 2,5%). К 2019 году ожидается рост численности до 79,2 тыс. человек с ростом на 3,5% по базовому варианту к уровню 2016 года и до 80,7 тыс. человек с ростом на 5,5% по целевому варианту к уровню 2016 года.

В 2016 году по Национальному рейтингу Республика Саха (Якутия) занимает 4 позицию среди 85 субъектов Российской Федерации по показателю "количество субъектов малого предпринимательства на 1 тыс. человек", который составил 54, 2 единицы.

По численности субъектов малого и среднего предпринимательства Республика Саха (Якутия) достигла максимального уровня, поэтому следующим этапом работы Правительства Республики Саха (Якутия) в данном направлении будет сохранение конкурентоспособности малого и среднего бизнеса на рынке товаров, работ и услуг.

Приоритетным направлением развития финансовой поддержки малых и средних предприятий является снижение доли невозвратных видов поддержки (субсидии на развитие бизнеса) в общем объеме средств, выделяемых в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы" в пользу развития рыночных инструментов поддержки (микрозаймов и поручительств), а также создания и развития организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, планируется существенно увеличить долю возвратных средств (микрофинансирование), приоритеты также будут направлены на поддержку молодежного предпринимательства, модернизацию местного производства, поддержку социального предпринимательства.

Внедрены разработанные в Год предпринимательства механизмы стимулирования предпринимательства, направленные на упрощение процедуры ведения бизнеса, повышение качества регуляторной среды, реализованы налоговые механизмы.

Правительством Республики Саха (Якутия) будет продолжено взаимодействие с АО "Федеральная корпорация развития малого и среднего предпринимательства" по оказанию маркетинговой, финансовой, информационной, правовой и имущественной поддержки, организации мероприятий, направленных на увеличение доли закупок товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства, крупных компаний с государственным участием.

Задачи на среднесрочную перспективу:

1) стимулирование спроса на продукцию малых предприятий путем формирования новых рыночных ниш и содействия развитию кооперации;

2) совершенствование политики в области налогообложения и финансовой доступности;

3) развитие конкуренции на локальных рынках;

4) продолжение развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в улусах республики;

5) повышение качества государственного регулирования;

6) продолжение субсидирования затрат предпринимателей на энергоресурсы в арктических и северных территориях, рассмотрение возможности субсидирования таких расходов производственников на остальных территориях республики;

7) повышение профессиональной грамотности предпринимателей, особенно в сельской местности и среди молодежи (включая бизнес-наставничество).

Общий объем платных туристских услуг за период с 2017 - 2019 годы увеличится в 1,5 раза к 2016 году и составит 978,0 млн. рублей. Общий туристский поток, включающий численность граждан РФ, размещенных в коллективных средствах размещения, к 2019 году прогнозируется с ростом до 177 тыс. человек (115,7% к уровню 2016 года); численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, к 2019 году должна достигнуть 5,3 тыс. человек (106,0% к уровню 2016 года). Суммарные доходы индустрии туризма прогнозируются в размере не менее 3,0 млрд. рублей.

При этом сформированные за прошедший период нормативно-правовая база и комплексные организационные механизмы потребуют значительных изменений, в т.ч. Комплекса мер ("Дорожной карты"), разработанного для реализации II этапа Стратегии развития туристской индустрии в Республике Саха (Якутия) до 2025 года (2012 - 2016 годы), планов совместных действий с муниципальными образованиями, плана по реализации Соглашения с Ростуризмом, иных стратегических документов.

Развитие туризма в республике, а именно въездного (экспортно ориентированного) и внутреннего (импортозамещающего), продолжает нуждаться в значительных инвестициях в инфраструктуру, подготовку кадров, продвижение, качество и безопасность туристского продукта.

Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2019 г.г." (утв. Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года N 978), предусматривающая реализацию стратегических направлений по созданию инфраструктуры, повышение качества туристских услуг, подготовку кадров, продвижение туристских продуктов, не сбалансирована финансовым обеспечением, что, в свою очередь, приведет к снижению целевых индикаторов и показателей Стратегии и Дорожной карты, снижению туристской привлекательности региона.

Таким образом, возникающий серьезный риск в сохранении и удержании позиций на туристском рынке Российской Федерации, наработанных за предшествующие годы, требует принятия решений по поддержке развития туризма.