Действующий

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2006 - 2008 ГОДЫ (с изменениями на: 25.12.2008)


 Рис. 4. Удельный вес текущих и капитальных расходов в консолидированном бюджете Чувашской Республики в 2001 - 2005 годах *

________________
     * Рисунок 4 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Таким образом, Чувашия, являясь дотационной, обеспечивает высокие темпы реформирования общественного сектора, социально-культурной сферы, что приводит, с одной стороны, к рационализации текущих расходов, а с другой - позволяет концентрировать финансовые ресурсы для осуществления инвестиций в ускоренное развитие социальной и инженерной инфраструктуры.

Долговая политика как инструмент инвестиционного развития

Чувашская Республика увеличивает капитальные вложения не только благодаря налоговым и неналоговым доходам бюджета, но и за счет привлечения заемных ресурсов.

Долговая политика Чувашской Республики направлена на привлечение дополнительных средств для бюджетных инвестиций в создание благоприятных условий для жизни граждан и ведения экономической деятельности, прежде всего в развитие социальной и инженерной инфраструктуры (строительство и реконструкцию школ, больниц, библиотек, спортивных комплексов, автомобильных дорог, объектов водоснабжения, жилищное строительство, благоустройство населенных пунктов). Управление государственным долгом является важной составной частью бюджетной политики Чувашской Республики, непосредственно связано с бюджетным процессом. Заимствования осуществляются строго в рамках, установленных бюджетным законодательством.

В течение 2003 - 2006 годов Чувашская Республика осуществила выпуск облигаций на сумму 2535 млн. рублей, в том числе в 2003 году - в объеме 285 млн. рублей (погашен в 2005 году), в 2004 году - 500 млн. рублей, в 2005 году - 750 млн. рублей, в 2006 году - 1000 млн. рублей.

Особенностью последнего выпуска стало частичное поручительство Международной финансовой корпорации Муниципального фонда, входящего в группу Всемирного банка. Чувашская Республика первой из регионов в стране осуществила заимствование финансовых ресурсов при финансовой поддержке Всемирного банка без гарантий со стороны Правительства Российской Федерации.

Кредитоспособность Чувашской Республики отмечена рейтинговым агентством Moody's Interfax Rating Agency на уровне Aa3.ru по национальной шкале, что характеризует Чувашскую Республику как эмитента с очень высокой кредитоспособностью по отношению к другим эмитентам в стране.

Чувашская Республика имеет также долгосрочный рейтинг эмитента по международной шкале на уровне Ba3, присвоенный Moody's Investors Service, с прогнозом рейтинга - стабильный. А поручительство Всемирного банка позволило повысить рейтинг последнего займа на одну ступень: рейтинг по международной шкале отмечен на уровне Ba2, по национальной шкале - A2.

Высокая оценка кредитного качества региона во многом связана с тем, что Чувашия в качестве заемщика выражает способность и готовность своевременно обслуживать и погашать долговые обязательства, считает это неотъемлемой частью государственной политики, а также имеет положительную кредитную историю. В структуре государственного долга Чувашской Республики отсутствуют просроченные долговые обязательства как перед федеральным бюджетом, так и перед инвесторами. Даже в период кризиса 1998 - начала 1999 года республика в срок и полностью исполняла свои обязательства. Такая политика ответственности и обязательности укрепила репутацию Чувашской Республики и является положительным фактором, свидетельствующим о качестве управления государственным долгом Чувашской Республики. Кроме того, Кабинет Министров Чувашской Республики традиционно проводит политику информационной открытости, обеспечивается прозрачность бюджетного процесса и финансовой системы в целом, гласность в принятии административных решений, что также способствует росту доверия инвесторов к экономическим и финансовым действиям и возможностям республики. Финансовая система Чувашской Республики признана одной из наиболее прозрачных, обеспечивает эффективное расходование бюджетных средств. По мнению экспертов, механизм расходования бюджетных средств, разработанный и внедренный в республике, близок к международным стандартам.

Реформирование межбюджетных отношений

С 1 января 2006 г. в Чувашской Республике введен в действие в полном объеме без переходного периода Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и построены новые межбюджетные отношения с бюджетами муниципальных образований с учетом образования четвертого уровня бюджетной системы - поселенческого.

Главной предпосылкой к этому является сформированная уже качественно новая система межбюджетных отношений со всеми муниципальными образованиями, нацеленная на выравнивание возможностей граждан получить бюджетные услуги независимо от места проживания. Законодательно установлены формулы межбюджетных отношений, разграничены доходные и расходные полномочия между органами государственной власти и органами местного самоуправления, что предполагает независимость каждого уровня публичной власти в финансовых вопросах и четко расписывает сферу ответственности каждого.

В целях реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обеспечения разграничения полномочий между органами государственной власти Чувашской Республики и органами местного самоуправления был принят Указ Президента Чувашской Республики от 23 марта 2004 года N 19 "О мерах по совершенствованию межбюджетных отношений и развитию местного самоуправления на территории Чувашской Республики", в соответствии с которым постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 апреля 2004 года N 73 был утвержден План мероприятий по реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на территории Чувашской Республики.

В Чувашской Республике в 2004 году были приняты законы, определяющие правовые, территориальные, организационные и экономические основы организации местного самоуправления в Чувашской Республике, а именно: законы Чувашской Республики от 18 октября 2004 года N 19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике" и от 24 ноября 2004 года N 37 "Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа". В Чувашской Республике вновь образовано 291 муниципальное образование - 284 сельских и 7 городских поселений.

Законодательно закреплена система межбюджетных отношений между республиканским бюджетом Чувашской Республики и бюджетами муниципальных образований, основанная на принципах, создающих стабильные долговременные условия для формирования местных бюджетов и сокращения дифференциации уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований (Закон Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 43 "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике").

Осуществлено наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Законом Чувашской Республики от 25 ноября 2005 года N 46 "О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями".

Таким образом, в течение 2004 - 2005 годы была сформирована необходимая законодательная основа для перехода с 1 января 2006 г. к реализации на территории Чувашской Республики реформы местного самоуправления и межбюджетных отношений в полном объеме.

Анализ выполнения возложенных на вновь образованные муниципальные образования республики полномочий и показателей бухгалтерской отчетности за истекший период 2006 года показал, что четвертый (поселенческий) уровень бюджетов состоялся, новая система межбюджетных отношений функционирует в должном режиме.