Современное состояние региональных финансов Чувашской Республики оценивается как стабильное, создающее прочную основу для динамичного социально-экономического роста, характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, исполнением в полном объеме принятых бюджетных обязательств, оптимизацией бюджетных расходов на социально-культурную сферу при повышении качества оказываемых социальных услуг, концентрацией инвестиционных ресурсов на реализации приоритетных инвестиционных проектов и программ, совершенствованием бюджетного планирования и формированием новых межбюджетных отношений с муниципальными образованиями.
Действующая в настоящее время в Чувашской Республике система региональных финансов сформировалась в результате активных процессов реформирования, начавшихся еще с 1994 года. Особенно важным этапом стало реформирование сферы бюджетных отношений в 2000 - 2001 гг., обеспечившее качественные сдвиги в системе управления региональными финансами.
Реформирование общественных финансов Чувашской Республики в 2000 - 2001 годах
В целях повышения эффективности управления общественными финансами и проведения ответственной финансовой и экономической политики одним из первых пилотных регионов Российской Федерации Чувашская Республика в 2000 - 2001 гг. успешно реализовала Программу реформирования системы управления общественными финансами Чувашской Республики. Ключевым направлением данной Программы стало совершенствование законодательства Чувашской Республики в сфере региональных финансов, регулирования бюджетных взаимоотношений и налогового регулирования.
В ходе реализации Программы реформирования системы управления общественными финансами Чувашской Республики в 2001 году:
Законом Чувашской Республики от 23 июля 2001 года N 36 "О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике" закреплен бюджетный процесс, что обеспечивает прозрачность, легитимность бюджета;
сделан решительный шаг в реформе межбюджетных отношений, направленный на внедрение устойчивой и прозрачной системы их формирования. Законодательно закреплены методика распределения сумм финансовой помощи (трансфертов) на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований, основанная на объективных показателях бюджетной обеспеченности и налогового потенциала муниципальных образований; основные принципы формирования межбюджетных отношений в Чувашской Республике. Произведено четкое разграничение расходных полномочий между органами государственной власти Чувашской Республики и органами местного самоуправления, закреплены основные принципы установления нормативов отчислений в местные бюджеты от регулирующих доходов. Нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, методика распределения финансовой помощи законодательно установлены на долговременной основе;
приняты меры, направленные на увеличение и улучшение качества доходной базы республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджетов муниципальных образований. Законом Чувашской Республики от 23 июля 2001 года N 38 "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" определены перечень республиканских налогов и сборов, их ставки, порядок и условия предоставления льгот, отсрочек и рассрочек по налогам и сборам, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита. В результате в республике установлены единые, стабильные и прозрачные правила в вопросах налогового регулирования для всех субъектов экономики. Принята Концепция развития налогового потенциала Чувашской Республики, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 июля 2001 года N 163;
законодательно закреплена система требований к получателям бюджетных гарантий и бюджетных кредитов;
законодательно закреплено ведение Государственной долговой книги Чувашской Республики и единой системы учета консолидированного долга Чувашской Республики. Утверждены Порядок и форма ведения Государственной долговой книги Чувашской Республики, Порядок и форма учета консолидированного долга Чувашской Республики, основы управления рисками в области долговой политики;
осуществлен переход на выплату пособий вместо предоставления льгот и субсидирования предприятий, введена адресность в оказании социальной помощи населению;
в полном объеме ликвидирована просроченная кредиторская задолженность по республиканскому бюджету Чувашской Республики;
повышены требования в соблюдении основополагающих принципов финансовой прозрачности. Внедрена система аналитических индикаторов состояния бюджета и долга республиканского бюджета Чувашской Республики, законодательно закреплены требования прозрачности бюджета, проведения независимого аудита исполнения бюджета и публикации аналитических индикаторов и результатов аудита в средствах массовой информации, которые реализуются на практике.
Чувашская Республика была одним из пилотных регионов, усовершенствовавших нормативно-правовую базу в области общественных финансов, внедривших ее в практику. В последующем эти принципы стали основополагающими в федеральном законодательстве.
Оптимизация бюджетных расходов на социально-культурную сферу
Проводимая в республике ответственная, целенаправленная и взвешенная бюджетная политика в социальной сфере, построенная на принципах четкого разграничения расходных полномочий, рационализации и оптимизации бюджетных расходов, реструктуризации бюджетных учреждений, концентрации финансовых ресурсов в строгом соответствии с приоритетами, позволила в свое время не только избежать финансового кризиса, но и заложить мощный фундамент для дальнейшего развития.
В период дефолта 1998 года были приняты антикризисная программа, программа экономии средств, начата реструктуризация бюджетной сети. В результате своевременно принятых мер кризис затронул республику не в такой степени, как другие регионы.
Так, в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 1 июня 1998 года N 69 "О чрезвычайных мерах по финансово-экономическому оздоровлению организаций и усилению бюджетно-налоговой дисциплины" и постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 октября 1998 года N 291 "О мерах по экономии бюджетных средств" органами исполнительной власти Чувашской Республики была проведена работа по реструктуризации и оптимизации бюджетных расходов, в результате ряд учреждений, финансируемых из бюджетов Чувашской Республики, был реорганизован и переведен на финансирование за счет доходов от оказания платных услуг, организации, выполняющие дублирующие функции, были объединены.
Вместе с тем в целях сохранения действующей в республике ведомственной сети учреждений социально-культурной сферы в период экономического кризиса Кабинетом Министров Чувашской Республики была изыскана возможность принятия на бюджетное финансирование почти всей ведомственной инфраструктуры - это детские сады на 18300 мест, детские спортивные школы на 595 мест, оздоровительные лагеря на 850 мест, 11 клубов и т.д.
Кроме того, для улучшения материально-технической базы, жилищно-бытовых условий и организации обучения и воспитания в интернатных учреждениях начиная с 1 июля 1995 г. осуществлен поэтапный перевод школ-интернатов и детских домов, находящихся в муниципальной собственности, на финансирование из республиканского бюджета Чувашской Республики.
В результате за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики содержатся все интернаты (18), детские дома (3), дом ребенка. В соответствии с законодательством Российской Федерации передача полномочий по содержанию данного типа учреждений субъектам Российской Федерации осуществлена только с 1 января 2005 года.
Одновременно с реформированием межбюджетных отношений осуществлялись реформирование системы предоставления основных социально-экономических услуг в области образования, здравоохранения и культуры, ориентированных на достижение конечного результата в интересах человека, и оптимизация бюджетных расходов.
Образование
В Чувашской Республике совершен инновационный прорыв по целому ряду системообразующих направлений развития образования, в том числе по внедрению нового финансово-экономического механизма, оптимизации сети образовательных учреждений, созданию республиканской системы оценки качества образования, развитию единой информационной образовательной среды, современной ресурсной базы, государственно-общественного характера управления образованием.
Новый организационно-экономический механизм в системе образования стал важнейшим шагом в формировании эффективных экономических отношений. Составными частями его стали переход на казначейское исполнение расходов бюджета, перевод системы образования на подушевое нормативно-бюджетное финансирование (далее - НБФ) и финансовую самостоятельность, многоканальное финансирование образовательных учреждений.
Финансирование образовательных учреждений с 2001 года осуществляется на основе нормативов, установленных в расчете на 1 обучающегося с разделением на городские и сельские школы. Более 60% школ имеют самостоятельные бухгалтерии, 10% обслуживаются через кластерные бухгалтерии, остальные - через централизованные бухгалтерии с выделением отдельных бухгалтеров для обслуживания. С введением НБФ повысилась экономическая самостоятельность школ, расширился диапазон образовательных услуг, появилась возможность стимулирования качества работы педагогов. Увеличился объем внебюджетных средств от оказания платных дополнительных образовательных услуг.
С 2006 года подушевой норматив внедрен в системе начального профессионального образования, с 2007 года будет введен в системе дошкольного образования.
Для создания равных возможностей для получения доступного качественного образования с 2001 года в Чувашской Республике формируется эффективная образовательная сеть. За эти годы реструктуризировано 263 школы, или 38% общего числа школ в 2001 году. Вместо почти 700 школ, мелких, разбросанных по территории и высокозатратных со слабыми возможностями предоставления качественных образовательных услуг, на сегодня функционируют 564 школы, из них 138 базовые (кустовые) школы - с современной учебно-материальной, спортивной базой, организацией сетевого взаимодействия (в том числе 51 ресурсный центр, 31 образовательно-культурный центр, 28 учреждений "начальная школа - детский сад"). В результате реализации мер по реструктуризации школ улучшены такие показатели, как наполняемость школ, классов, число учащихся на 1 учителя, несмотря на общее уменьшение количества учащихся. Наполняемость школ составляет 265 человек, наполняемость классов - 19,9 человека.