(в редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.11.2007 N 307) Исходное состояние
Исходное состояние характеризуется проведением оценки возможности реализации системы осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики мероприятий, направленных на передачу выполнения функций государственных учреждений негосударственным организациям.
(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.11.2007 N 307)
В Чувашской Республике в настоящее время предоставляют социальные услуги всего 194 учреждения, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики, в том числе 79 учреждений образования (включая 36 учреждений общего образования, 24 учреждения начального профессионального образования, 10 учреждений среднего профессионального образования, 2 учреждения переподготовки и повышения квалификации, 1 учреждение высшего профессионального образования, 1 учреждение по организационно-воспитательной работе с молодежью, 5 учреждений, обеспечивающих предоставление услуг в сфере образования), 37 учреждений здравоохранения, 52 учреждения социального обслуживания, 4 архивных учреждения, 20 учреждений культуры, 2 учреждения физической культуры и спорта.
Развитие сети республиканских бюджетных учреждений в последние годы осуществлялось в рамках участия Чувашской Республики в проекте "Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне" по направлению "Реструктуризация бюджетной сферы и повышение эффективности расходов региональных и местных бюджетов". Прежде всего были определены приоритетные направления реформирования системы предоставления основных социально-экономических услуг в области образования, здравоохранения и культуры, оптимизации бюджетных расходов, проведена инвентаризация сети бюджетных учреждений.
Возрастающая потребность общества в получении качественного и отвечающего современным требованиям образования определила стратегию реструктуризации системы образования.
В сфере образования для создания равных возможностей получения доступного качественного образования с 2001 года формируется эффективная образовательная сеть. За эти годы реструктуризировано 263 школы, или 38% от общего числа школ в 2001 году. Вместо почти 700 школ, мелких, разбросанных по территории и высокозатратных, со слабыми возможностями предоставления качественных образовательных услуг, на сегодня функционируют 564 школы, из них 138 базовых (кустовых) школ - с современной учебно-материальной, спортивной базой, организацией сетевого взаимодействия (в том числе 51 ресурсный центр, 31 образовательно-культурный центр, 28 учреждений "начальная школа - детский сад"). В результате реализации мер по реструктуризации школ такие экономические показатели, как наполняемость школ, классов, число учащихся на 1 учителя, несколько улучшаются, несмотря на общее уменьшение количества учащихся.
На сегодня оснащенность современными компьютерами на одного учащегося в Чувашии в два раза выше, чем в целом по России, 85% школ имеют доступ к сети Интернет, в 54% средних школ есть свой сайт. Создан Республиканский центр дистанционного обучения, в городах и районах действуют соответствующие ресурсные центры, в 173 удаленных сельских школах установлено спутниковое оборудование.
С 2002 года успешно реализуется Президентская программа "Школьный автобус". Ежедневно 198 школьных автобусов доставляют в базовые (кустовые) школы более 9 тыс. школьников из 553 населенных пунктов, обеспечивая тем самым доступность качественного образования независимо от места жительства и доходов родителей.
На федеральном уровне к указанным мероприятиям приступили только в 2006 году в рамках приоритетного национального проекта "Образование". А поставленные Правительством Российской Федерации задачи по переходу с 2007 года в пилотных регионах на нормативное подушевое финансирование учреждений образования в Чувашской Республике реализуются уже с 2001 года с разделением на городские и сельские школы. Более 60% школ имеют самостоятельные бухгалтерии, 10% обслуживаются через кластерные бухгалтерии, остальные - через централизованные бухгалтерии с выделением отдельных бухгалтеров для обслуживания. С 2006 года подушевой норматив внедрен в системе начального профессионального образования, с 2007 года будет введен в системе дошкольного образования.
Идет активный процесс оптимизации и системы начального и среднего профессионального образования. В связи с разграничением полномочий между федеральным и республиканским уровнями власти в 2006 году произведена реорганизация ряда учреждений начального и среднего профессионального образования, передача отдельных учреждений из федеральной собственности в государственную собственность Чувашской Республики. Создано 11 ресурсных центров, начат процесс создания 3 учебных комплексов путем объединения учреждений начального и среднего профессионального образования.
В сфере культуры в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 7 апреля 2003 года N 34 "О создании сельских модельных библиотек в Чувашской Республике" сформирована развитая сеть современных модельных библиотек, оснащенных компьютерной техникой, что позволило существенно повысить качество предоставляемых библиотеками услуг в первую очередь в сельской местности. На 1 июля 2006 г. открыто 168 модельных библиотек. В 2007 году планируется завершение создания сети из 500 модельных библиотек.
Оснащенные современным компьютерным оборудованием модельные библиотеки изменили стиль жизни сельчан, дали им возможность получать любую необходимую информацию из Интернета, стали общедоступными информационными центрами, обеспечивающими городским и сельским жителям свободный и равный доступ к отечественной и мировой культуре.
Работа в новых условиях показала, насколько активно востребованы у сельских жителей услуги с применением компьютерных технологий. Посещаемость каждой модельной библиотеки увеличилась в 2 - 3 раза. Статистика работы сельских библиотек за 2005 год, например, свидетельствует о том, что в целом весь фонд электронных изданий в течение года "обернулся" 8 раз, и этот показатель намного выше, чем обращаемость фонда традиционных книг.
Согласно Указу Президента Чувашской Республики от 25 мая 2006 года N 39 "О дополнительных мерах по поддержке культуры в Чувашской Республике" реализуется перспективный социальный проект по созданию на селе модернизированных клубных учреждений - многопрофильных интегрированных центров. Сеть культурно-досуговых учреждений республики сегодня составляет 939 единиц. Действуют 132 интегрированных учреждения культуры. Появление подобных центров отвечает стратегии социального развития села.
В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 18 июня 2004 года N 65 "О Концепции охраны здоровья населения Чувашской Республики на 2004 - 2010 годы" осуществляется структурная реорганизация здравоохранения, целью которой является повышение эффективности системы здравоохранения Чувашии, достижение экономичности и сбалансированности расходов на оказание медицинской помощи.
Развитие отрасли здравоохранения в Чувашской Республике осуществляется в рамках реализации Стратегического плана реструктуризации системы предоставления медицинской помощи в Чувашской Республике на 2003 - 2010 годы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2003 года N 95, и предполагает реструктуризацию и упорядочение конкретных компонентов медицинского обслуживания:
приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи на основе службы семейной медицины;
реорганизацию стационарной помощи с интенсификацией диагностического и лечебного процесса на основе современных медицинских технологий, замещение круглосуточной стационарной помощи ресурсосберегающими технологиями лечения в дневных стационарах и стационарах на дому;
создание межрайонных специализированных центров;
снижение затратности и повышение оперативности работы службы скорой медицинской помощи.
Преобразования в первичном звене здравоохранения связаны с организацией работы по принципу общей врачебной (семейной) практики. В Чувашской Республике организована работа 335 отделений врачей общей (семейной) практики, что позволило за последние пять лет увеличить число амбулаторно-поликлинических посещений на 8,7% (с 9562,1 до 10391,6 посещения на 1 тыс. жителей), усилив профилактические аспекты деятельности амбулаторно-поликлинический службы. Общеврачебные (семейные) практики являются основой для организации многофункциональных оздоровительных центров; под патронажем врачей общей (семейной) практики работают отделения временного проживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (функционируют 6 отделений временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов социального обслуживания).
Результатом реструктуризации первичного звена стало снижение потребности в вызовах скорой медицинской помощи на 5,3% (с 282,1 до 268 вызовов на 1 тыс. жителей), объемов стационарной помощи на 8,8% (с 3273,6 до 3008,9 койко-дня на 1 тыс. жителей), уровня госпитализации в круглосуточные стационары на 1,7 на 1 тыс. жителей (с 236,6 до 234,9 на 1 тыс. жителей), числа случаев временной нетрудоспособности на 25,6% (с 73,6 до 58,6 на 100 работающих; в днях временной нетрудоспособности - с 991,6 до 729,6 на 100 работающих).
Реорганизация 27 малорентабельных участковых больниц в амбулаторные учреждения с койками дневного пребывания привела к сокращению расходов на инфраструктуру (содержание зданий и сооружений). Интенсификация диагностического и лечебного процессов, внедрение в работу медицинских учреждений стандартов оказания медицинской помощи, сосредоточение специализированных служб в межрайонных центрах, обеспечивающих рациональное использование дорогостоящего оборудования и кадров, за последние 5 лет привели к сокращению средней длительности пребывания больного в стационаре на 7,8% (13,9 до 12,9 дня), средней длительности одного случая временной нетрудоспособности - на 8% (с 13,5 до 12,5 дня).
В качестве альтернативы стационарной помощи развиваются стационарозамещающие технологии: дневные стационары, амбулаторная хирургия, стационары на дому. Число пациентов, пролеченных в условиях стационарозамещающих технологий, за 5 лет возросло в 2,2 раза (с 30291 до 67776 пациентов). За период с 2000 по 2005 год число круглосуточных коек сократилось на 10,8% (с 14195 до 12815 коек). Работает 5 центров амбулаторной хирургии, в том числе детский. Число оперативных вмешательств, выполненных в амбулаторных условиях, за последние 5 лет увеличилось на 4,1%, что позволило "разгрузить" дорогостоящие хирургические стационары.
С вводом в эксплуатацию второй очереди Президентского перинатального центра завершено формирование единой трехуровневой вертикальной системы оказания медицинской помощи матерям и детям. В практику родовспоможения внедрены современные семейно-ориентированные перинатальные технологии, что позволило уменьшить число детей, родившихся недоношенными, на 10% увеличить выживаемость детей с экстремально низким весом на 20%, снизить заболеваемость новорожденных по основным болезням перинатального периода. В 2005 году показатель младенческой смертности достиг самого низкого за все годы уровня - 7,8 на 1000 родившихся живыми и является минимальным показателем среди субъектов Российской Федерации.
С 1 января 2005 г. в рамках разграничения полномочий в республиканскую собственность приняты 12 муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих специализированную медицинскую помощь, с 1 января 2006 г. - 38 муниципальных учреждений социального обслуживания. С 1 января 2006 г. в целях обеспечения концентрации имеющегося кадрового потенциала и повышения эффективности использования ресурсов здравоохранения приняты из муниципальной собственности патологоанатомические службы 11 районов. С 1 ноября 2005 г. организованы медицинские службы кожно-венерологического, наркологического профилей и службы переливания крови, с 1 сентября 2006 г. объединены государственные образовательные учреждения "Чебоксарский медицинский колледж" и "Канашское медицинское училище".
Объединение учреждений и передача полномочий по оказанию специализированной медицинской помощи в туберкулезных, кожно-венерологических, наркологических диспансерах в рамках программно-целевого бюджетного планирования и финансирования позволяют сконцентрировать ресурсы и осуществлять скоординированную политику в борьбе с распространением этих заболеваний.