ГЛАВА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

УКАЗ

от 18 июня 2004 года N 65

О КОНЦЕПЦИИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2004 - 2010 ГОДЫ

(в редакции Указа Президента Чувашской Республики от 01.04.2008 N 30)

В целях создания основ устойчивого экономического и духовного развития Чувашской Республики, достижения высокого качества жизни, обеспечения здорового, творческого, профессионального долголетия населения Чувашской Республики постановляю:

1. Утвердить Концепцию охраны здоровья населения Чувашской Республики на 2004 - 2010 годы (далее - Концепция), определяющую:

стратегические направления действий в области охраны и укрепления здоровья населения Чувашской Республики, предусматривающие объединение усилий законодательных и исполнительных органов власти, органов местного самоуправления, организаций и самих граждан;

принципы системного подхода в вопросах повышения качества жизни, формирования здорового образа жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, охраны окружающей среды;

условия для формирования физически, духовно и нравственно гармоничной личности за счет повышения мотивации к здоровому образу жизни, уверенности в своем здоровье, укрепления связей с историческим прошлым и культурным наследием нации.

2. Кабинету Министров Чувашской Республики:

разработать и утвердить План мероприятий по реализации Концепции и обеспечить комплексное решение вопросов охраны здоровья населения на основе устойчивого социально-экономического развития республики, улучшения экологической обстановки, обеспечения здоровой и безопасной производственной среды, формирования здорового образа жизни и нравственных основ личности;

опубликовать основные положения Концепции в средствах массовой информации и направить органам государственной власти, органам местного самоуправления, органам государственного надзора, предприятиям, учреждениям и другим заинтересованным организациям для использования в своей деятельности.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления учитывать положения Концепции при разработке и реализации программ укрепления здоровья и создания благоприятных условий жизнедеятельности населения.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Чувашской Республики
Н.ФЕДОРОВ

     г. Чебоксары
     18 июня 2004 года
     N 65

     




Утверждена
Указом Президента
Чувашской Республики
от 18.06.2004 N 65



 КОНЦЕПЦИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2004 - 2010 ГОДЫ

  (в редакции Указа Президента Чувашской Республики от 01.04.2008 N 30)


I. Обоснование необходимости решения проблемы программными методами

Сохранение здоровья населения и повышение качества жизни является стратегической задачей государственной политики Президента Чувашской Республики и Кабинета Министров Чувашской Республики.

"Залог процветания Чувашии - прежде всего, в людях, не только воспитанных и образованных, но и здоровых", - подчеркнул Президент Чувашской Республики Н.В.Федоров, объявив 2004 год Годом молодежи и здорового образа жизни. Культурный, духовно развитой, занимающийся спортом человек способен осознать, что здоровье - один из главных факторов, позволяющий полноценно жить, расти профессионально, противопоставлять радость физического здоровья наркомании, алкоголизму и другим порокам.

Здоровье - комплексное понятие, определяемое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) как состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических недостатков.

Основные интегральные показатели состояния здоровья населения Чувашской Республики остаются стабильно более благополучными, чем в целом по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу. Последние два года характеризуются устойчивым ростом рождаемости и замедлением темпов роста уровня смертности. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2002 году составила 66,1 года, что на 1,2 года больше, чем в Российской Федерации.

Улучшение демографических показателей в республике - основных критериев качества жизни - свидетельствует об уровне социально-экономического развития и является результатом последовательно проводимой политики, направленной на охрану здоровья населения. Приблизились к европейскому уровню показатели младенческой и перинатальной смертности (8,8 и 9,0 на 1 тыс. родившихся живыми и мертвыми соответственно). В результате реализации ряда целевых программ в 2,2 раза снизилась смертность от гипертонической болезни, на 22,3% - первичный выход на инвалидность вследствие болезней органов кровообращения. Смертность от туберкулеза за последние три года уменьшилась до 12,6 на 100 тыс. населения и остается ниже таковой по Российской Федерации в 1,7 раза. На 21% сократилось число острых осложнений сахарного диабета, на 7,7% - первичный выход на инвалидность от данного заболевания.

Полноценный охват населения профилактическими прививками (95% и более) позволил создать адекватную толерантность к основным группам вакциноуправляемых болезней. Из 47 инфекционных заболеваний, регистрируемых официальной статистикой, 34 в Чувашской Республике отсутствуют или сохраняются на уровне ниже, чем по Российской Федерации.

Вместе с тем в состоянии здоровья жителей Чувашской Республики, как и Российской Федерации в целом, сохраняются тенденции роста распространенности хронических неинфекционных заболеваний. Увеличивается число лиц, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы, сахарным диабетом, онкопатологией, а также нарушениями функций щитовидной железы, связанными с эндемичностью территории республики по дефициту йода. Общими для всей этой группы болезней является их обусловленность такими "немедицинскими" факторами, как характер питания, состояние окружающей среды, образ жизни.

Многие хронические недуги взрослых формируются и имеют свое начало в детском возрасте. Результаты проведенного в 2002 году всестороннего обследования детей показали, что частота функциональных нарушений здоровья в различные возрастные периоды достигает 60 - 70%. Вызывает тревогу растущая среди молодежи гиподинамия, распространение наркомании, алкоголизма, инфекций, передаваемых половым путем.

Отмечается ухудшение репродуктивного здоровья, что обусловливает риск нарушения развития организма ребенка в дородовом и перинатальном периодах и определяет качество жизни и здоровья в будущем.

Преимущества профилактического подхода в вопросах охраны здоровья очевидны, финансовые затраты на осуществление программ предупреждения заболеваний и социально негативных факторов, приводящих к их развитию, неизмеримо ниже затрат на лечебную помощь и лекарственное обеспечение, социальную поддержку лиц, утративших трудоспособность, инвалидов.

В соответствии со сформированными Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) концепциями одним из приоритетных направлений социально-экономической политики является не только формирование, сохранение и укрепление здоровья человека, но и установка на оздоровление среды его обитания и, как следствие этого, обеспечение здорового образа жизни.

Концепция охраны здоровья населения Чувашской Республики на 2004 - 2010 годы (далее - Концепция) разработана во исполнение Указа Президента Чувашской Республики от 19 февраля 2004 года N 15 "Об организации движения "Чувашия - здоровый регион", Послания Президента Н.В.Федорова Государственному Совету Чувашской Республики "Путь к благополучию - через духовность и здоровый образ жизни" (2004 год). Целями формирования и реализации Концепции являются:

создание основ устойчивого экономического и духовного развития Чувашии, обеспечения высокого качества жизни, укрепления и развития генофонда нации;

обеспечение здоровой, активной и творческой жизни населения как основной задачи государственной социальной политики по обеспечению стабильности и благополучия общества;

ориентация общества на здоровье как социальное свойство личности, обеспечивающее в условиях рыночной экономики конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональное долголетие, активную старость.

Концепция является основой для разработки комплекса мероприятий в области охраны, укрепления и восстановления здоровья населения, предусматривающих объединение усилий законодательных и исполнительных органов власти, органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности и самих граждан.


II. Задачи Концепции


Основными задачами Концепции являются:

обеспечение системного подхода в вопросах повышения качества жизни, формирования здорового образа жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, охраны окружающей среды;

создание условий для формирования физически, духовно и нравственно гармоничной личности за счет повышения мотивации к здоровому образу жизни, уверенности в своем здоровье для достижения высоких результатов, укрепления связей с историческим прошлым и культурным наследием нации;

развитие и сохранение трудового потенциала республики, реализация человеком своих способностей, формирование и сохранение профессионального здоровья, профессионального долголетия;

увеличение продолжительности жизни населения за счет поддержания резервов здоровья и использования здоровьесберегающих технологий, в первую очередь - в трудоспособном и детском возрасте.


III. Основные принципы реализации Концепции


Основными принципами реализации Концепции являются:

межведомственный и межсекторальный подход к организации оздоровительных и профилактических мероприятий с учетом как общих потребностей населения республики в целом, так и специфических особенностей различных территорий, отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп;

ответственность и консолидация действий органов законодательной и исполнительной власти всех уровней, организаций, граждан по формированию и реализации комплексных программ охраны здоровья здорового человека;

справедливость и солидарность в вопросах охраны здоровья;

единство всей системы охраны здоровья независимо от территориальных и ведомственных разграничений;

приоритет оздоровительных и профилактических мер в области общественного здравоохранения;

ответственное отношение каждого человека к своему здоровью и здоровью своих близких;

единство медико-профилактической, оздоровительной и экономической эффективности системы охраны и укрепления здоровья здоровых.


IV. Детерминанты (факторы), определяющие здоровье, и стратегии взаимодействия


Успех государственной политики в области охраны и укрепления здоровья зависит от влияния на управляемые факторы, воздействующие на его состояние, и предусматривает сочетание общих мер по профилактике заболеваний и коррекции факторов риска среди всего населения с конкретными целенаправленными мероприятиями в отдельных группах.

Современная социальная модель рассматривает здоровье как результат воздействия наиболее значимых детерминант, оказывающих влияние как на жизнь отдельных людей и семьи, так и общества в целом.


IV.1. Социально-экономические условия

Уровень социально-экономического развития региона является важнейшим определяющим фактором здоровья. Реализация Комплексной программы экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003 - 2010 годы и мероприятий Территориальной комплексной схемы градостроительного планирования территории Чувашской Республики (Указ Президента Чувашской Республики от 30 января 2004 года N 9), принимаемые меры по обеспечению образования, трудовой занятости, повышению доступности современного жилья, газификации и благоустройству населенных пунктов определяют основы для достижения в республике более высокого уровня качества жизни и здоровья.

(в ред. Указа Президента Чувашской Республики от 01.04.2008 N 30)

За последние годы в республике происходит относительная стабилизация удельного веса трудоспособного населения. По данным Всероссийской переписи населения, на 9 октября 2002 г. доля лиц старше трудоспособного возраста в структуре населения Чувашии с 1989 года уменьшилась до 19,8%, детей - до 19,9%. Вместе с тем на селе доля лиц в возрасте 55 - 60 лет и старше в 1,7 раза выше, чем в городской местности, что, наряду с особенностями жизни и труда, определяет специфику мероприятий по сохранению здоровья сельских жителей.

Социальным факторам принадлежит ведущая роль среди немедицинских причин потери здоровья и смерти, в основе которых лежат различные виды химической зависимости: табакокурение, алкоголизм, нарко- и токсикомания. 45% населения республики является активными курильщиками, вовлекая в процесс "пассивного" курения семьи и окружающих. Доказано, что одним из ведущих факторов возникновения многих серьезных заболеваний является курение. Больше половины курильщиков умирает в трудоспособном возрасте (14% смертей от всех случаев ежегодно). Экономические потери от табакокурения связаны с затратами на лечение и выплату компенсаций в связи с инвалидностью, снижением производительности труда. Огромные потери происходят от небрежности при курении (лесные, бытовые пожары, ожоги и т.д.).

На начало 2004 года под наблюдением наркологической службы Чувашской Республики состояло 1860 лиц, потребляющих наркотические вещества. Растет употребление синтетических форм наркотиков, к которым относится героин.

В 2003 году потребление алкоголя на душу населения составило в Чувашской Республике 14,03 литра (по Российской Федерации - 14,2); число лиц, страдающих алкоголизмом, превысило 25 тысяч. На долю смертей в состоянии алкогольного опьянения приходится более 56%. Среди пьющих существенно выше распространенность курения, туберкулеза, достоверно хуже материальное положение. Низкий контакт пьющих лиц с медицинскими учреждениями обусловливает, как правило, несвоевременное получение медицинской помощи.

Существенное медико-социальное значение имеют заболевания, в развитии которых определяющая роль принадлежит социальным факторам риска. Неблагоприятную тенденцию роста имеет заболеваемость туберкулезом лиц молодого возраста. Растет число ВИЧ-инфицированных женщин, доля которых увеличилась с 19,2% в 2000 году до 42,2% в 2003 году, что обусловлено перераспределением факторов риска заражения в сторону увеличения заразившихся половым путем. От ВИЧ-инфицированных матерей за последние три года в республике родилось 22 ребенка.

С ростом урбанизации и технического прогресса все большую значимость приобретает проблема травматизма, имеющая стойкую тенденцию к росту и распространенности, социальная значимость которой определяется высоким уровнем смертности и инвалидности, экономическая - прямыми и косвенными потерями трудового потенциала республики. Ежегодно регистрируется более 125 тыс. травм, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, нарушениями техники безопасности труда на производстве и в быту, актами насилия.

В структуре травм основную часть составляют бытовые и уличные, удельный вес которых не менее 60% от общего числа. На третьем месте у взрослых стоят травмы, полученные на производстве, у детей - в школе.

"Эпидемия смертей" на дорогах ежедневно уносит по крайне мере 1 жителя республики. Дорожно-транспортному травматизму отводится абсолютный приоритет по социально-экономическим последствиям: ущерб в связи с травмами и гибелью на дорогах только в 2003 году составил более 1 млрд. рублей. Между тем сократить число смертельных исходов от травм значительно реальнее, чем от болезней кровообращения и злокачественных новообразований, необходимо только серьезно заняться культурой и грамотностью населения в вопросах безопасности движения на дорогах.

Стратегия улучшения социально-экономических условий жизни:

реализация комплекса социально-экономических мероприятий по развитию региона;

обеспечение доступности современного и качественного жилья;

обеспечение трудовой занятости; формирование гибкой, учитывающей интересы семьи и индивида, практики трудоустройства; создание адаптированных рабочих мест для различных категорий населения (подростков, инвалидов, пожилых и т.д.);

создание условий для укрепления потенциала здоровья людей старшего возраста, активного трудового долголетия и участия в общественной жизни;

развитие различных форм социальной поддержки людей, направленной на сохранение самостоятельности пожилых и поощрение солидарности между поколениями;

совершенствование системы информирования населения о мерах личной и общественной профилактики социально обусловленных заболеваний; расширение сети кабинетов (центров) консультирования по проблемам социально обусловленных заболеваний за пределами медицинских учреждений, предоставление средствами массовой информации площадей для размещения социальной рекламы их профилактики и лечения;

разработка и реализация действенных государственных мер по преодолению табакокурения, нарко- и токсикомании, алкоголизации населения;

внедрение современных методов диагностики, лечения и профилактики различных видов химической зависимости (табакокурение, нарко- и токсикомания, алкоголизм), реабилитации и ресоциализации зависимых, в том числе с использованием методов традиционной медицины;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»