Характер, способы и темпы движения к новому качеству образования задаются общей социальной ситуацией страны и специфическими условиями региона, которые открывают определенные перспективы, но ставят и комплекс проблем.
Общая ситуация в образовании характеризуется кризисом его прежней унитарной системы, основанной на:
жестком контроле над всеми аспектами содержания образования;
приоритете вертикальных связей в системе и гипертрофированной роли ведомственных органов управления;
преобладающем стремлении к унификации образовательного процесса (почти безраздельном в области дошкольного и общего образования и явно просматривающемся в сфере профессиональной подготовки).
Образовательное учреждение оказывалось в этой ситуации прежде всего подведомственным звеном отрасли.
Сутью реформирования педагогической сферы является переход к построению образовательного процесса от потребностей личности через индивидуальный проект образовательного учреждения к созданию саморазвивающейся системы образования.
В целом в образовании, таким образом, осуществляется смена состояний от ситуации "закрепощения" (исходное) через период "раскрепощения" (современная ситуация) к состоянию свободы (перспектива).
Соответственно сегодня ключевой позицией развития становится создание адекватной модели раскрепощения системы образования через раскрепощение образовательного учреждения.
Процесс этот зафиксирован сегодня юридически (Закон РФ "Об образовании") и реализуется фактически (новые тенденции в образовательном пространстве страны, региона), однако идет он противоречиво, в противоборстве взаимоисключающих тенденций.
Особенностями его являются:
а) обстановка общих социальных преобразований, стимулирующая стремление к реформаторской деятельности в образовании;
б) наличие разных "фаз" развертывания процесса раскрепощения в конкретных звеньях системы образования (дошкольное звено переживает критическую фазу в плане своих организационно - экономических основ, но при этом постепенно осваивает новую идеологию образования и сталкивается с малочисленностью научных кадров, профессионально занятых его проблематикой; основное и среднее образование интенсивнее других звеньев входит в режим освоения новых концептуальных основ образования, оставаясь, по существу, в прежней позиции с точки зрения организационно - экономической; система начального профессионального образования переживает кризис действующего порядка финансирования, прежде всего, федерального, выходя одновременно на новые формы организации производственного процесса и реализации социального заказа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров; сфера среднего специального и высшего образования, будучи исходно значительно более автономной, укрепляет в этом плане свои позиции, однако современная образовательная идеология здесь реализуется лишь в малой степени, царит специально - предметный, функциональный подход "обученческого", а не развивающегося типа). В этих условиях особенно важно эффективное содержательное взаимодействие вуза и школы, продвигающих друг друга соответственно в смысле автономизации и в плане формирования новой атмосферы собственно педагогической деятельности;
в) ограниченность раскрепощения, его зачастую "несущностный" характер: перетасовка властных функций между управленческими структурами, не продвигающая к самостоятельности собственно образовательное учреждение (в первую очередь школу); наращивание числа программ, курсов, пособий, (что само по себе позитивное явление), вращающихся в рамках по существу старой содержательной основы. Это обусловливает необходимость определенного этапа просвещенческой работы в педагогической среде с последующим углублением ее и выходом на уровень серьезного переосмысления философских основ современного образования;
г) переоценка степени радикальности и темпов социально - экономических преобразований - ориентация на лозунги, а не на реально осуществляемые программы перемен. Соответственно для системы образования возникает необходимость организации собственной исследовательской деятельности, позволяющей анализировать социально - экономическую ситуацию под углом зрения интересов образования и выстраивания адекватного ей варианта образовательной политики. Целесообразной представляется образовательная экспертиза социально - экономических проектов (первоначально - как гласная общественная оценка).
Отмеченные процессы развертываются в крае и переплетаются с характерными для него явлениями социальной, духовной жизни, педагогической действительности.
Регион входит в число ключевых для страны с точки зрения производства (прежде всего аграрного), торгово - экономических функций ("Южные морские ворота"), причем здесь все это опирается на развитые предпринимательские традиции, традиционные связи с зарубежьем. Край отличается высокой полиэтничностью, причем представители ряда последовательных колонизационных потоков воспринимают Кубань как исконную территорию. В регионе существуют различные культурно - исторические пласты, осуществляется реальный диалог культур. Ускоренное физиологическое созревание южан - кубанцев - также предполагает отличное от общепринятого построение учебно - воспитательного процесса.
С политической точки зрения Кубань входит в число российских регионов, где потенциально возможны острые сепаратистские и изоляционистские тенденции, а потому особую значимость приобретает простраивание такой региональной системы образования, которая бы органично сопрягалась с единым образовательным пространством РФ, вхождение в межрегиональный и общероссийский рынок образовательных услуг.
Существенным фактором интенсивной регионализации выступает сама педагогическая среда края, где процессы обновления образования по многим позициям реализовывались с опережением в два - три года по сравнению с большинством территорий республики. Здесь одной из первых была создана организация Творческого Союза учителей с программными документами, основанными на новой идеологии саморазвивающегося образования. На базе края отрабатывались общероссийская концепция общего и среднего образования, новые подходы в системе воспитания, основанного на гуманистическом личностно - ориентированном подходе. Эти наработки легли во многие нормативные документы Министерства образования России. Развернута сеть экспериментальных площадок, в т.ч. Центр комплексного формирования личности детей и подростков М.П. Щетинина, межотраслевой региональный научно - педагогический комплекс - Краснодарский экспериментальный центр развития образования. Через серию организационно - деятельностных игр педагогами региона осваивался новый способ педагогического мышления, через активные контакты с педагогами - новаторами страны - педагогика сотрудничества. Сохранение соответствующих темпов развития и невозможность отказа от опережающего характера движения требуют регионально - организованной выработки прогнозов и перспектив образовательной деятельности.
Содержательная сторона образования в регионе формируется под воздействием пробуждающегося этно - социального самосознания, особенно интенсивного в среде казачества; притока людей с различным базовым образованием, желающих включиться в деятельность нетрадиционных педагогических структур; развитием негосударственной и постепенной коммерциализацией государственной образовательной сети; продолжением дифференциации образовательных запросов детей и родителей; ростом числа образовательных учреждений (или их звеньев), переходящих в позицию субъекта организации образования, осваивающего его новую идеологию; создается своего рода союз семей, связанных с нетрадиционными экономическими структурами и образовательными учреждениями нового типа.
Вместе с тем нарождающееся предпринимательство лишь в минимальной степени связывает свое будущее с системой образования. Представители бизнеса, как правило, не решают проблем на перспективу, не соотносятся с обустроенностью образовательной системы.
Таким образом, специфика ситуации предполагает разработку на региональном уровне мер, стимулирующих процессы саморазвития, шагов, обеспечивающих механизм его поддержки, действий компенсирующего порядка в отношении негативных тенденций.
Взятые в системе, они задают необходимость регионализации образования, т.е. перехода от его унитарной модели к новой, основанной на преломлении общегосударственной образовательной политики через специфические условия края с передачей непосредственно учреждениям образования максимального объема управленческих полномочий с перемещением сюда центра тяжести творческих процессов.