ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 ноября 1993 года N 432

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА КУБАНИ

Существовавшая образовательная политика направлялась на сохранение единообразия школ, неограниченный ведомственный контроль, сдерживание финансовой самостоятельности образовательных учреждений. Она не обеспечивала реализации принципа автономности образования, закрепленного в Законе Российской Федерации "Об образовании".

В то же время в системе образования Краснодарского края происходят качественные изменения. Обновляется содержание образования, появляются новые типы учебных заведений, ряд школ осваивает новый хозяйственный механизм. Растет число инновационных школ, экспериментальных площадок.

Все эти процессы требуют обобщения и принятия образовательной концепции, которая будет положена в основу разработки региональной программы развития всех сфер жизнедеятельности Краснодарского края.

В целях обновления образовательной системы края, обеспечения подготовки кадров новой формации постановляю:

1. Принять концепцию развития образования на Кубани в качестве основы программы развития образования в Краснодарском крае (приложение 1).

2. Утвердить разработанные в соответствии с концепцией развития образования на Кубани Положение о деятельности общеобразовательного учреждения в Краснодарском крае, Положение о государственном, муниципальном лицее, гимназии в Краснодарском крае, Положение о краевом экспертном совете по развитию образования, Положение об экспериментальной площадке в системе образования края, Положение о регистрации и лицензировании учреждений, ведущих образовательную деятельность, аттестации и аккредитации образовательных учреждений в Краснодарском крае (приложения 2 - 6).

3. Поручить Краснодарскому экспериментальному центру развития образования (Дубова) в срок до 10 января 1994 г. совместно с управлением образования (Кваша), комитетом по высшему образованию и науке (Чистяков), управлением по начальному образованию и профессиональной подготовке (Шаров) разработать программу развития образования в Краснодарском крае на 1994 - 1995 г.г.

4. Рекомендовать главам администраций городов, районов разработать муниципальные программы развития образования, учитывающие настоящую концепцию.

5. Контроль над выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края Штурбу В.А.


Глава администрации
Краснодарского края
Н.Д.ЕГОРОВ






Приложение N 1
к постановлению главы
администрации Краснодарского края
от 18 ноября 1993 года N 432

КРАСНОДАРСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА КУБАНИ


Настоящая концепция рассматривается как основа программы развития образования на Кубани. Программа, предусматривающая конкретные управленческие, исследовательские, нормативные и иные действия, создается на базе апробации концепции с участием практических педагогов, управленцев, независимой научной экспертизы.


 I. Кубань: к новому качеству образования


Настоящая концепция исходит из понимания образования как непрерывного процесса становления и развития личности, который должен обеспечить ее эффективную самореализацию в обществе, основывается на целенаправленном обучении и воспитании и сопровождается констатацией достигнутых результатов и уровней.

Радикальные общественные перемены обусловили новый запрос образованию, потребовав от него принципиально иного качества.

Оно должно содействовать становлению личности, обладающей продуктивным мышлением, способностью к самоопределению и саморазвитию в условиях перехода к новой системе ценностей, акцентированной на самом человеке, и гарантировать соответствие современным стандартам качества образования.

Новое качество образования основывается на:

- новом его содержании;

- новом укладе школьной жизни;

- новой экономико - правовой базе;

- новом качестве управления;

- новом содержании подготовки и деятельности педагога.

Продвижение к этому качеству имеет целью удовлетворение потребностей и интересов ребенка, родителя, педагога; основывается на имеющемся опыте и традициях; реализуется через:

- интенсификацию инновационных процессов, предполагающих непрерывное творческое обновление педагогической практики, создание и освоение новых образцов педагогической деятельности;

- простраивание современных принципов и технологий формирования содержательно - информационных основ педагогического процесса;

- демонополизацию образовательной деятельности, имеющей в основе децентрализацию управления, многообразие источников финансирования, потенциал нового хозяйственного механизма.

Успешность этого движения в значительной мере определяется выбором индивидуальных его темпов и характера самими образовательными учреждениями, а также их территориальными и региональными объединениями. Учитывая, что сфера образования в правовом плане относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов, особую значимость приобретают условия именно регионального масштаба. Соответственно, в нашем случае речь нужно вести о кубанской модели развития образования, имея в виду соответствующее преломление его целей, специфический характер протекания самого педагогического процесса.


 II. Проблемы и перспективы развития образования в регионе


Характер, способы и темпы движения к новому качеству образования задаются общей социальной ситуацией страны и специфическими условиями региона, которые открывают определенные перспективы, но ставят и комплекс проблем.

Общая ситуация в образовании характеризуется кризисом его прежней унитарной системы, основанной на:

жестком контроле над всеми аспектами содержания образования;

приоритете вертикальных связей в системе и гипертрофированной роли ведомственных органов управления;

преобладающем стремлении к унификации образовательного процесса (почти безраздельном в области дошкольного и общего образования и явно просматривающемся в сфере профессиональной подготовки).

Образовательное учреждение оказывалось в этой ситуации прежде всего подведомственным звеном отрасли.

Сутью реформирования педагогической сферы является переход к построению образовательного процесса от потребностей личности через индивидуальный проект образовательного учреждения к созданию саморазвивающейся системы образования.

В целом в образовании, таким образом, осуществляется смена состояний от ситуации "закрепощения" (исходное) через период "раскрепощения" (современная ситуация) к состоянию свободы (перспектива).

Соответственно сегодня ключевой позицией развития становится создание адекватной модели раскрепощения системы образования через раскрепощение образовательного учреждения.

Процесс этот зафиксирован сегодня юридически (Закон РФ "Об образовании") и реализуется фактически (новые тенденции в образовательном пространстве страны, региона), однако идет он противоречиво, в противоборстве взаимоисключающих тенденций.

Особенностями его являются:

а) обстановка общих социальных преобразований, стимулирующая стремление к реформаторской деятельности в образовании;

б) наличие разных "фаз" развертывания процесса раскрепощения в конкретных звеньях системы образования (дошкольное звено переживает критическую фазу в плане своих организационно - экономических основ, но при этом постепенно осваивает новую идеологию образования и сталкивается с малочисленностью научных кадров, профессионально занятых его проблематикой; основное и среднее образование интенсивнее других звеньев входит в режим освоения новых концептуальных основ образования, оставаясь, по существу, в прежней позиции с точки зрения организационно - экономической; система начального профессионального образования переживает кризис действующего порядка финансирования, прежде всего, федерального, выходя одновременно на новые формы организации производственного процесса и реализации социального заказа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров; сфера среднего специального и высшего образования, будучи исходно значительно более автономной, укрепляет в этом плане свои позиции, однако современная образовательная идеология здесь реализуется лишь в малой степени, царит специально - предметный, функциональный подход "обученческого", а не развивающегося типа). В этих условиях особенно важно эффективное содержательное взаимодействие вуза и школы, продвигающих друг друга соответственно в смысле автономизации и в плане формирования новой атмосферы собственно педагогической деятельности;

в) ограниченность раскрепощения, его зачастую "несущностный" характер: перетасовка властных функций между управленческими структурами, не продвигающая к самостоятельности собственно образовательное учреждение (в первую очередь школу); наращивание числа программ, курсов, пособий, (что само по себе позитивное явление), вращающихся в рамках по существу старой содержательной основы. Это обусловливает необходимость определенного этапа просвещенческой работы в педагогической среде с последующим углублением ее и выходом на уровень серьезного переосмысления философских основ современного образования;

г) переоценка степени радикальности и темпов социально - экономических преобразований - ориентация на лозунги, а не на реально осуществляемые программы перемен. Соответственно для системы образования возникает необходимость организации собственной исследовательской деятельности, позволяющей анализировать социально - экономическую ситуацию под углом зрения интересов образования и выстраивания адекватного ей варианта образовательной политики. Целесообразной представляется образовательная экспертиза социально - экономических проектов (первоначально - как гласная общественная оценка).

Отмеченные процессы развертываются в крае и переплетаются с характерными для него явлениями социальной, духовной жизни, педагогической действительности.

Регион входит в число ключевых для страны с точки зрения производства (прежде всего аграрного), торгово - экономических функций ("Южные морские ворота"), причем здесь все это опирается на развитые предпринимательские традиции, традиционные связи с зарубежьем. Край отличается высокой полиэтничностью, причем представители ряда последовательных колонизационных потоков воспринимают Кубань как исконную территорию. В регионе существуют различные культурно - исторические пласты, осуществляется реальный диалог культур. Ускоренное физиологическое созревание южан - кубанцев - также предполагает отличное от общепринятого построение учебно - воспитательного процесса.

С политической точки зрения Кубань входит в число российских регионов, где потенциально возможны острые сепаратистские и изоляционистские тенденции, а потому особую значимость приобретает простраивание такой региональной системы образования, которая бы органично сопрягалась с единым образовательным пространством РФ, вхождение в межрегиональный и общероссийский рынок образовательных услуг.

Существенным фактором интенсивной регионализации выступает сама педагогическая среда края, где процессы обновления образования по многим позициям реализовывались с опережением в два - три года по сравнению с большинством территорий республики. Здесь одной из первых была создана организация Творческого Союза учителей с программными документами, основанными на новой идеологии саморазвивающегося образования. На базе края отрабатывались общероссийская концепция общего и среднего образования, новые подходы в системе воспитания, основанного на гуманистическом личностно - ориентированном подходе. Эти наработки легли во многие нормативные документы Министерства образования России. Развернута сеть экспериментальных площадок, в т.ч. Центр комплексного формирования личности детей и подростков М.П. Щетинина, межотраслевой региональный научно - педагогический комплекс - Краснодарский экспериментальный центр развития образования. Через серию организационно - деятельностных игр педагогами региона осваивался новый способ педагогического мышления, через активные контакты с педагогами - новаторами страны - педагогика сотрудничества. Сохранение соответствующих темпов развития и невозможность отказа от опережающего характера движения требуют регионально - организованной выработки прогнозов и перспектив образовательной деятельности.

Содержательная сторона образования в регионе формируется под воздействием пробуждающегося этно - социального самосознания, особенно интенсивного в среде казачества; притока людей с различным базовым образованием, желающих включиться в деятельность нетрадиционных педагогических структур; развитием негосударственной и постепенной коммерциализацией государственной образовательной сети; продолжением дифференциации образовательных запросов детей и родителей; ростом числа образовательных учреждений (или их звеньев), переходящих в позицию субъекта организации образования, осваивающего его новую идеологию; создается своего рода союз семей, связанных с нетрадиционными экономическими структурами и образовательными учреждениями нового типа.

Вместе с тем нарождающееся предпринимательство лишь в минимальной степени связывает свое будущее с системой образования. Представители бизнеса, как правило, не решают проблем на перспективу, не соотносятся с обустроенностью образовательной системы.

Таким образом, специфика ситуации предполагает разработку на региональном уровне мер, стимулирующих процессы саморазвития, шагов, обеспечивающих механизм его поддержки, действий компенсирующего порядка в отношении негативных тенденций.

Взятые в системе, они задают необходимость регионализации образования, т.е. перехода от его унитарной модели к новой, основанной на преломлении общегосударственной образовательной политики через специфические условия края с передачей непосредственно учреждениям образования максимального объема управленческих полномочий с перемещением сюда центра тяжести творческих процессов.


 III. Региональные подходы к развитию образования


Создание нашей региональной модели образования исключает такой подход, как более или менее жесткое определение параметров, отвечающих условиям края, и формирование программ, сети образовательных учреждений, управленческих структур, соответствующих этим показателям, поскольку этот вариант в конечном итоге выводит на понимание развития региональной модели как цепи периодических перетрясок административного плана для "подгонки" под вновь определяемые параметры.

Целью регионализации является создание рынка образовательных услуг. Сам регион будет в значительной степени обусловливать состояние этого рынка. Различные социально - этнические, социально - профессиональные и социально - поселенческие структуры будут формировать свои запросы этому рынку. Стремясь удовлетворить эти образовательные потребности, рынок образовательных услуг будет регионализироваться. На этом рынке будут, например, казачья, черкесская, русская, сельская школа и др.

Саморазвивающаяся система образования региона предполагает построение ее от образовательного учреждения, живущего в собственной социальной микросфере. Она закладывает в деятельность ДДУ, школы, других учреждений те импульсы содержательного, организационно - экономического плана, особенности жизненного уклада, которые трансформируются в индивидуальный творческий проект образовательного учреждения. Регион же представляет собой совокупность, продукт интеграции образовательных учреждений, программ, процессов. Условием такого способа формирования регионального образования выступает сегодня муниципализация ДДУ, учебных заведений общего и среднего специального образования; повышения роли органов самоуправления в формировании госзаказа учебным заведениям высшего образования, закрепление при необходимости официального статуса муниципального компонента госзаказа; развертывание образовательных систем.

Эффективное влияние на обеспечение целесообразной регионализации вузовского уровня образования окажет формирование собственной краевой программы научно - педагогических исследований региональной направленности, создающейся на основе конкурса научно - исследовательских и реализационных проектов.

С учетом сложившейся в регионе ситуации целесообразным представляется уже сегодня выделить "пакет" из 12 проектов, выступающих своего рода "зонами прорыва", - участками, имеющими наибольшие потенциальные возможности в осуществлении идей развития образования:


1. Здоровье детей Кубани


Проект включает в себя формирование на базе обследований информационной сети данных о здоровье детей, психологических особенностях детского контингента того или иного района. На этой основе своевременно разрабатываются коррекционные мероприятия в отношении здоровья и учебы ребенка, групп детей. Осуществляется создание медико - диагностической службы (с участием психолога), занятой определением и формированием условий для реализации потенциальной возможности микросоциальной среды, физиологических и психологических ресурсов ребенка для улучшения состояния его здоровья как ведущего фактора в новой системе образования края.


2. Культура региона


Проект предполагает изучение социокультурной среды региона, осуществление мониторинга тенденций ее развития. На этой основе строится программно - методическое и организационно - экономическое обеспечение образовательной деятельности. Создается оптимальная образовательная структура региона, территории, формируется заказ на кадровое обеспечение социально - экономического и политического развития региона (подготовка и переподготовка государственных служащих, специалистов бизнеса, культуры, науки, образования).


3. Профессиональное образование

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»