ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 1998 года N 543
ОБ УТРАТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ И КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В МОРСКИХ ПОРТАХ АЗОВО - ЧЕРНОМОРСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ КУБАНИ
Комиссией администрации края осуществлена проверка финансово - хозяйственной деятельности предприятий и организаций, функционирующих в морских портах края. Рассмотрение результатов этой проверки на заседании правительства края показало, что в настоящее время Кубанью и Россией в целом практически утрачена экономическая безопасность в морских портах Азово - Черноморского бассейна.
Вскрыты грубые нарушения в ходе приватизации государственной собственности, использования земельных ресурсов и бюджетных средств, арендных отношений, антимонопольного и валютного законодательств.
Критического уровня достигла криминализация всей внешнеэкономической деятельности. В противоправную деятельность вовлечены работники органов власти и управления, правоохранительных и контролирующих государственных органов. При этом надо особо отметить негативную деятельность аппарата Министерства транспорта РФ, которая привела к существующей вакханалии.
При устойчивом росте экспортно - импортного грузооборота соответствующего увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней не происходит, что оказывает отрицательное влияние на решение острых социально - экономических проблем.
На основании сделанных правительством края выводов и оценок ситуации, сложившейся в морских портах края, постановляю:
1. Признать обстановку в морских портах Азово - Черноморского побережья края как критическую, наносящую экономический ущерб государству и не обеспечивающую национальную безопасность России.
2. Во исполнение Распоряжения Президента РФ от 30 марта 1998 года N 100-рп в целях усиления государственного влияния на внешнеэкономическую деятельность в морских портах предложить Президенту и правительству РФ провести национализацию объектов морского транспорта края, приватизация которых проведена с нарушением действующего законодательства.
3. В целях комплексного решения проблем, связанных с развитием и функционированием предприятий и организаций морского транспорта, на территории края создать при администрации Краснодарского края единый орган управления морскими администрациями портов с передачей ему прав управления финансовыми средствами морских администраций портов, действующих на территории края. Председателю правительства края В.А. Мельникову согласовать данный вопрос с правительством РФ.
4. Заместителю главы администрации края, ведающему вопросами кадровой политики (Харченко) до 1 ноября 1998 года разработать по согласованию с федеральными службами порядок назначения, освобождения и двойного подчинения руководителей федеральных ведомств, правоохранительных и контролирующих органов, функционирующих на территории края.
5. Комитету по управлению государственным имуществом Краснодарского края совместно с комитетом по транспорту и связи администрации края (Сай) в срок до 1 декабря 1998 года разработать и представить на утверждение правительству Краснодарского края комплекс мер по повышению эффективности использования государственной собственности, ее сохранности и безопасности.
6. Учитывая, что на деятельность портов края со стороны Ростовского регионального отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг за выпуском и обращением акций и долговых обязательств краевых эмитентов осуществляется недостаточный государственный контроль, поручить департаменту экономики и прогнозирования администрации края подготовить дополнительные предложения в Правительство РФ о создании краевого отделения ФКЦБ.
7. Правительству Краснодарского края (Мельников) в целях совершенствования таможенной политики выйти с предложением Правительству РФ по изменению таможенного законодательства в плане его оптимизации и дифференцированного распределения таможенных платежей с учетом интересов региона.
8. С целью совершенствования структуры управления предложить Законодательному Собранию Краснодарского края внести изменения в Устав Краснодарского края, предусматривающие объединение администраций города Туапсе и Туапсинского района, города Ейска и Ейского района.
9. За допущенные серьезные недостатки в управлении и сохранности государственного имущества в морских портах края, ненадлежащее исполнение Распоряжения Президента Российской Федерации от 30 марта 1998 года N 100-рп считать невозможным дальнейшее пребывание в должности председателя комитета по управлению государственным имуществом администрации края Федотова Петра Петровича. Предложить Министерству государственного имущества Российской Федерации освободить его от занимаемой должности.
10. За непринятие своевременных мер по пресечению нарушений земельного законодательства, что привело к потере значительных бюджетных средств, строго указать председателю комитета по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края А.С. Виднову. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края совместно с главами муниципальных образований в месячный срок устранить выявленные недостатки и обеспечить неукоснительное выполнение земельного законодательства.
11. За проявленную беспринципность при защите государственных интересов, нетребовательность к кадрам, серьезные упущения в их подборе и расстановке, необъяснимые компромиссы и попустительство, непринятие должных мер по устранению причин и условий, способствующих криминализации практически всех сфер деятельности города Новороссийска, нанесших серьезный материальный и политический ущерб интересам города и края, рассмотреть вопрос об освобождении от занимаемой должности главы администрации города Новороссийска Прохоренко Валерия Георгиевича. Проинформировать по этому вопросу Законодательное Собрание Краснодарского края и городскую Думу города Новороссийска.
12. За злоупотребление служебным положением, выразившееся в нецелевом использовании средств морской администрации, непринятие своевременных мер по поддержанию на должном уровне технического состояния объектов государственной собственности считать невозможным дальнейшее пребывание в должности начальника морской администрации порта Новороссийск Попова Виктора Вениаминовича и предложить Министерству транспорта РФ освободить его от занимаемой должности.
13. За ненадлежащее исполнение функциональных обязанностей, беспринципность и непринятие своевременных мер, что привело к угрозе утраты экономической безопасности России и края в морских портах Азово - Черноморского побережья Кубани, усилению позиций организованной преступности и коррупции, считать невозможным дальнейшее пребывание в занимаемых должностях следующих должностных лиц:
Восьмирко Владимира Владимировича - начальника отдела по г. Новороссийску УФСНП РФ по Краснодарскому краю;
Володарского Константина Константиновича - начальника государственной налоговой инспекции г. Новороссийска;
Шестакова Виктора Ивановича - начальника государственной налоговой инспекции г. Туапсе;
Хачатуряна Михаила Ивановича - новороссийского транспортного прокурора;
Саркисяна Арама Суреновича - туапсинского транспортного прокурора;
Слышика Александра Григорьевича - начальника ОБЭП УВД г. Новороссийска;
Федорякина Евгения Петровича - начальника Новороссийского линейного ОВД на транспорте;
Яшкина Сергея Александровича - начальника Темрюкской таможни;
Бессмертного Виктора Петровича - начальника службы в г. Новороссийске УФСБ России по Краснодарскому краю.
Предложить руководителям вышестоящих организаций в месячный срок решить вопрос об освобождении от занимаемых должностей вышеуказанных должностных лиц.
14. За разбазаривание имущества ОАО "Новороссийскрыбпром", финансовые нарушения, приведшие к утрате рыболовного флота и поставившие предприятие на грань банкротства, считать дальнейшее пребывание Печорова Германа Георгиевича в должности генерального директора ОАО "Новороссийскрыбпром" невозможным. Правительству Краснодарского края поручить общему собранию акционеров рассмотреть вопрос о его освобождении от занимаемой должности.
15. За финансовые нарушения, сокрытие от налогообложения полученных доходов считать дальнейшее пребывание Еремина Геннадия Елизаровича в должности президента ОАО "Новороссийсклесэкспорт" невозможным. Правительству Краснодарского края поручить общему собранию акционеров рассмотреть вопрос о его освобождении от занимаемой должности.
16. За допущенные нарушения в процессе приватизации, приведшие к значительному экономическому ущербу, незаконную эксплуатацию государственной собственности, повлекшую за собой сокращение бюджетных поступлений, считать дальнейшее пребывание Антонова Олега Петровича в должности генерального директора ОАО "Туапсинский морской торговый порт" невозможным. Правительству Краснодарского края поручить общему собранию акционеров рассмотреть вопрос о его освобождении от занимаемой должности.
17. Строго указать начальнику Краснодарского территориального управления Государственного антимонопольного комитета РФ М.Г. Баеву на серьезные просчеты в действиях по пресечению нарушений антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами в морских портах края и устранению последствий их неправомерных действий. В срок до 1 декабря 1998 года разработать комплекс мероприятий, направленных на обеспечение строгого соблюдения действующего законодательства в портах Краснодарского края в современных нормативно - правовых условиях.
18. Управлению федеральной службы налоговой полиции РФ по Краснодарскому краю (Барсуков), Южному региональному центру Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю (Алексанов), Государственной налоговой инспекции по Краснодарскому краю (Перонко) усилить контроль за выполнением налогового законодательства и других нормативных актов ГНИ РФ на территории края, принимать жесткие и своевременные меры по наведению порядка в формировании налогооблагаемой базы и поступлений в бюджеты всех уровней.
19. Комитету по охране окружающей среды (Половинко) в 4 квартале 1998 года провести комиссионные проверки экологического состояния в морских портах края, принять дополнительные меры по наведению надлежащего порядка.
20. Управлению администрации края по работе с правоохранительными органами (Дявочка) внести предложения по координации действий правоохранительных органов в портовых зонах и на территории края в целом.
21. Потребовать от руководителей местного самоуправления городов Новороссийска, Туапсе, Сочи, Геленджика, Ейска, Анапы и Темрюка принять дополнительные меры по усилению государственного влияния и контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в морских портах, расположенных на подведомственных территориях.
22. Материалы проверки финансово - хозяйственной деятельности предприятий и организаций в морских портах края передать в прокуратуру края для принятия мер по выявленным злоупотреблениям и привлечению виновных к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
23. Записку правительства Краснодарского края "Об утрате экономической безопасности России и Краснодарского края в морских портах Азово - Черноморского побережья Кубани" и настоящее постановление направить Президенту РФ, председателю Правительства РФ, генеральному прокурору РФ, в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания РФ.
24. В марте 1999 года рассмотреть в порядке контроля на заседании правительства края ход выполнения настоящего постановления.
25. Настоящее постановление вместе с запиской опубликовать в средствах массовой информации (Мухина).
26. С целью разъяснения позиции администрации края о рассматриваемой проблеме управлению по организационно-кадровой работе и взаимодействию с органами местного самоуправления (Кириченко) в течение недели со дня подписания настоящего постановления организовать в городах Новороссийске, Туапсе, Ейске и Темрюкском районе проведение собраний общественности с участием членов правительства края, на которые пригласить депутатов, руководителей предприятий, организаций и учреждений городов и района, работников правоохранительных и контролирующих органов, представителей политических партий и общественных движений.
До 15 октября 1998 года организовать с участием членов правительства края и представителей Министерства транспорта РФ проведение собраний трудовых коллективов работников морской отрасли, на которых обсудить настоящее постановление и решить вопрос об ответственности руководителей коллективов и других должностных лиц.
27. Контроль за исполнением данного постановления возложить на первого заместителя главы администрации Краснодарского края, председателя правительства края Мельникова В.А.
28. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава администрации
Краснодарского края
Н.И.КОНДРАТЕНКО
История развития и становления политических и экономических интересов России в регионе Черного моря и Кавказа, ее отношений с другими государствами свидетельствует о том, что юг России представляет собой зону переплетения и противостояния традиционных интересов и устремлений ряда промышленно развитых иностранных государств, ведущих последовательную и настойчивую политику по ослаблению и вытеснению интересов России в южно - российском регионе, а частности, в области транспортных сообщений, как одной из ключевых отраслей экономики.
Произошедшие за последние годы политические и экономические изменения в стране, повлекшие, в частности, потерю мощного потенциала транспортной системы морских портов стран Балтии и Украины, во многом определили исключительную важность и значение для страны экономической зоны черноморского побережья.
Портовая инфраструктура Краснодарского края включает 9 основных объектов: порт Новороссийск с портопунктами Геленджик и Анапа, порт Туапсе, порт Сочи с портопунктом Адлер - на Черном море и порты Кавказ, Темрюк, Ейск - на Азовском море. Дублируя отдельные функции друг друга, каждый из указанных объектов обладает рядом присущих ему особенностей по обработке отдельных видов грузов.
Новороссийск - наиболее развитый и глубоководный российский портовый узел, состоящий из 6 специализированных зон: грузовой, пассажирской, нефтяной, лесной, рыбной и геологоразведочной. Преобладает перегрузка внешнеторговых и импортных грузов широкой номенклатуры: нефть сырая, руды, металлы, цемент, зерно, лес, другие грузы. Развиты пассажирские паромные перевозки. Имеет 76 причалов, 21 га крытых складов.
Туапсе - второй по величине порт на черноморском побережье края. Имеет 3 специализированных зоны (сухогрузную, наливную, пассажирскую), 13 причалов. Преобладает погрузка нефтепродуктов, обрабатываются разнообразные сухие грузы: лес и пиломатериалы, уголь, руды, удобрения, окатыши, металлы, сахар, зерно. Создана и функционирует паромная переправа, обслуживаемая судовладельческой компанией "Ченк" (Турция).
Порты Темрюкского района Краснодарского края Кавказ и Темрюк ведут основную перевалку грузов на Азовском море, обрабатывая нефтепродукты предприятий Нижнекамска, Волгограда, Орска и других городов России. Обеспечивается работа комбинированной паромной переправы на украинский порт Керчь.
Порт Ейск осуществляет перевалку преимущественно сухих грузов. Способен принимать самые крупные суда класса река - море. Специализируется на экспорте ряда генеральных грузов, зерновых и семян.
Через морские порты Кубани осуществляется перевалка основной части стратегического товарно - экспортного потенциала страны. Грузооборот в 1997 году составил 60735,1 тысячи тонн, что почти на 200 тысяч тонн больше, чем в 1996 году. Обработано около 5500 судов, что на 13% больше, чем в 1996 году. В ближайшие годы роль морского портового комплекса может существенно возрасти в связи с перспективой строительства экспортного нефтепровода "Тенгиз - Новороссийск" по проекту федерального значения КТК-Р.
Однако в силу отсутствия единой и скоординированной государственной стратегии в этой области морские порты Кубани с их мощной инфраструктурой до настоящего времени так и не стали опорой промышленного и социального развития региона.
В результате скоротечной приватизации морские порты, расположенные в Краснодарском крае, превратились из государственных предприятий в акционерные общества, причем доля государства в этих акционерных обществах постоянно снижается. В настоящее время государственный пакет акций Новорослесэкспорта составляет 15%, Новороссийского и Туапсинского морских торговых портов - по 20%, Ейского морского порта - 25,5%, Новороссийского морского пароходства - 45%.
В процессе приватизации, при бесконтрольности со стороны Госкомимущества, допущены серьезные нарушения. Как следствие, некоторые объекты государственной собственности (причалы) попали в собственность акционерных обществ. Так произошло с причалами лесного порта г. Новороссийска, судоремонтного завода г. Новороссийска, причалами ОАО "Стройкомплект".
Есть вопросы и к ОАО "Новороссийское морское пароходство" (далее "Новошип") - руководитель Л.И. Лоза. В рамках правительственной программы "Возрождение торгового флота России" в целях обновления флота "Новошип" разработал финансовую схему привлечения кредитов иностранных банков под залог имеющихся судов в целях финансирования строительства нового современного флота.
В этой связи 31.10.1995 г. получена лицензия Центрального банка РФ N 12-21-0340/95, разрешающая "Новошипу" создать собственную дочернюю компанию (100% акций) в Либерии - компания "Интриг Шиппинг". В лицензии сказано, что компания "Интриг" с рядом дочерних компаний (их число и наименования строго оговорены в лицензии) создается "для оформления залога судов, приобретаемых в счет кредитов иностранных банков и передаваемых АО "Новошип" с последующей их передачей на баланс АО "Новошип" по истечении срока действия соглашений". Указанные дочерние компании было разрешено создать исключительно с целью проведения операций по кредитным соглашениям между "Интриг" и иностранными банками.
Впоследствии Центральный банк РФ разрешает "Новошипу" продать в пользу "Интриг" ряд судов по минимальной цене "1 доллар США за судно" для оформления залога под новые кредиты. В последующем ЦБ РФ дополнениями N 1, 2, 3 к вышеуказанной лицензии расширяет количество дочерних компаний "Интриг" и, соответственно, разрешает продавать уже новые построенные суда на тех же условиях.
В данной части действия "Новошипа" по формальным признакам законны и попадают под лицензионное поле Центрального банка.
Тем не менее, в нарушение вышеуказанной лицензии ЦБ РФ "Новошип" позволил компании "Интриг" создать дополнительные 4 компании в Великобритании, США, Либерии, Швеции под общим наименованием "Новошип", деятельность которых никак не связана с кредитной схемой, легализованной ЦБ РФ. По материалам выборочной проверки Южным региональным центром валютно - экспортного контроля России были выявлены расчеты между АО "Новошип" и "Новошип Швеция" за 1996 - 1997 годы в объеме более 6 миллионов долларов США.
На ряде объектов госимущество продолжает эксплуатироваться бесконтрольно. Так ОАО "Новорослесэкспорт" использует два причала (N 28 и N 29), которые являются государственной собственностью, без договора аренды в течение пяти лет.
Дочернее государственное предприятие "Геопорт" (руководитель В.В. Охрименко), используя государственное имущество с 1994 года, платежей в бюджет не производило. ОАО "Ейский морской торговый порт", оплатив арендную плату в размере 34 миллиона неденоминированных рублей, получил за 1997 год прибыль около 27 миллиардов неденоминированных рублей.
Приватизация Туапсинского морского торгового порта также проведена с рядом нарушений действующего на тот период законодательства: