ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 1999 года N 383
(в редакции Постановления главы администрации края от 16.08.2001 N 769)
Постоянно действующей комиссией, созданной главой администрации Краснодарского края 15.10.98 распоряжением N 1304-р, осуществлена проверка выполнения постановления главы администрации края от 22 сентября 1998 года N 543 "Об утрате экономической безопасности России и Краснодарского края в морских портах Азово - Черноморского побережья Кубани".
За прошедший период подразделениями администрации края, правоохранительными и контролирующими органами, а также другими заинтересованными структурами проведена определенная работа по устранению выявленных нарушений и усилению государственного влияния в морских портах края.
На первой стадии основное внимание сосредоточивалось на деятельности правоохранительных органов по наведению правопорядка и укреплению законности. На этом этапе криминальные структуры должны были быть вытеснены из основных сфер экономики портов, для того чтобы получить нормально функционирующее экономическое пространство хозяйствующим субъектам.
Одновременно решением правительства России N ЕП-П4-8Прсс от 23.10.98 была создана межведомственная рабочая группа (МРГ). В работе межведомственной рабочей группы активное участие принимали сотрудники различных служб администрации края, специалисты КРУ Министерства финансов, комитета по земельным ресурсам и землеустройству, южного регионального центра Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю, территориального управления Государственного антимонопольного комитета и других ведомств.
31 октября 1998 года в г. Новороссийске проведено расширенное межведомственное совещание руководителей правоохранительных органов портовых городов. 24 ноября проведено заседание коллегии ГУВД края с участием администрации и прокуратуры края. 22 декабря в г. Новороссийске проведено совещание руководителей правоохранительных и фискальных органов Российской Федерации и Краснодарского края по этой проблеме. 23 марта т.г. прокуратурой края проведено координационное совещание с участием всех правоохранительных органов, рассмотревшее вопрос обеспечения законности и борьбы с преступностью правоохранительными и контролирующими органами в акваториях и на территориях портов Азово - Черноморского бассейна Краснодарского края.
С 22.09.98 по 12.05.99 по результатам проверок и выявленных нарушений закона в акваториях морских портов Азово - Черноморского побережья Кубани возбуждено 237 уголовных дел, по которым за совершение 325 преступлений привлекаются к ответственности 273 человека. 70 из них арестованы. МРГ обеспечила завершение расследования и передачу в суд 50 уголовных дел. В возмещение ущерба у преступников изъято наличных денег и валютных средств на сумму около 1,5 млн. рублей. Конфисковано товарно - материальных ценностей на сумму более 50 млн. рублей,
В результате принятых мер в основных портах Кубани - Новороссийске, Туапсе и Ейске - сумма налоговых поступлений в 1-м квартале 1999 года составила 258,2 млн. рублей (в 1-м квартале 1998 года - 95,6 млн. рублей). В 4-м квартале 1998 года, по сравнению с 3-м кварталом, объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет по портовым городам увеличился на 367 млн. рублей, или на 153,2%. Рост поступлений по этим городам наблюдается и в 1-м квартале т.г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 271,8%.
Параллельно с крупномасштабной операцией правоохранительных органов в портах проводилась работа по выявлению и устранению нарушений в сфере имущественных отношений с участием объектов государственной и муниципальной собственности, вопросам землепользования, использования бюджетных средств, арендных отношений, таможенного, валютного и антимонопольного законодательства.
Краснодарским территориальным управлением Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства разработаны мероприятия, направленные на обеспечение выполнения вопросов действующего антимонопольного законодательства РФ в морских портах края. В результате проверки соблюдения антимонопольного законодательства в портах включены в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенных услуг долю более 35%, ОАО "Туапсинский морской торговый порт", ООО "Темрюкское управление морского транспорта" и ОАО "Ейский морской порт".
В целях повышения государственного контроля за деятельностью морских портов по выпуску и обращению акций и долговых обязательств администрацией края направлены обращения в правительство Российской Федерации о создании краевого отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).
Государственным комитетом по охране окружающей среды Краснодарского края в 4-м квартале 1998 года на нарушителей природоохранного законодательства наложены штрафы на семь предприятий и организаций и 16 должностных лиц. Для устранения выявленных нарушений выданы обязательные предписания с указанием сроков исполнения.
По инициативе администрации края 17 ноября 1998 года проведено совместное совещание Минтранса РФ и администрации, разработан комплекс мер по защите государственных интересов и действующего законодательства в морских портах Азово - Черноморского бассейна.
Однако реакция на принимаемые меры оказалась неоднозначной. С одной стороны, на центральном телевидении и в прессе появились целые циклы программ и статей, отражающих правомочность содержания постановления, но с другой - появлялись откровенные обвинения в адрес администрации края о подрыве престижа российских портов, нанесении им экономического урона в результате падения объемов переработки грузов. В реальности грузооборот Азово - Черноморских портов края только за 1-й квартал 1999 года увеличился, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 1619 тыс. тонн (110,6%), в том числе по сухогрузам на 854 тыс. тонн (119,6%). Объемы переработки грузов возросли абсолютно во всех портах бассейна.
Продолжаются реконструкция и строительство в портах. Построен и введен в эксплуатацию подъездной железнодорожный путь протяженностью 3,6 км к причалам западной части порта Темрюк. Введен в эксплуатацию причал протяженностью 248 метров, ведется строительство второй очереди универсального причала протяженностью 150 метров, выполнен капитальный ремонт 495 метров Восточного мола. За счет средств управления Северо - Кавказской железной дороги начаты работы по развитию железнодорожных путей в порту Темрюк. Ведется реконструкция причалов ОАО "Новороссийский лесной порт", разработано и находится на согласовании технико - экономическое обоснование (ТЭО) развития Туапсинского морского транспортного узла, Ейского морского порта, транспортно - перегрузочного комплекса минеральных удобрений в порту Новороссийск.
Принят ряд и других мер, направленных на улучшение деятельности портового хозяйства Азово - Черноморского побережья Кубани.
Однако планируемых результатов по увеличению налогооблагаемой базы мы не добились. Структурные подразделения администрации края, федеральных органов не проявили должной активности при реализации принятых решений. До настоящего времени не создана система, обеспечивающая эффективное функционирование портовых транспортно - погрузочных комплексов.
Продолжают бесконтрольно действовать мощные хозяйствующие структуры в лице морских администраций портов (МАП) с многомиллионными оборотами денежных средств, ведомственным и, по сути, бесконтрольным управлением финансовыми потоками, многочисленными нарушениями и злоупотреблениями, выявленными в процессе работы комиссий. Только за 1998 год доходы МАПов в портах края составили 444,2 млн. рублей. Вместе с тем, по материалам межведомственной рабочей группы по проверке МАП Новороссийск, только 40 процентов средств от взимаемых портовых сборов используется по целевому назначению - на реконструкцию и строительство портовых сооружений.
Минтранс, не контролируя использование государственных средств морскими администрациями портов, зачастую способствует их нецелевому использованию. В сметах по использованию прибыли, остающейся в распоряжении МАПов, утверждаемых Минтрансом, ежегодно предусматриваются суммы на благотворительную и финансовую помощь без расшифровки получателей, в результате средства перечисляются не детским домам, больницам или школам, а предприятиям, учреждениям и физическим лицам, угодным руководству МАПов и Минтранса.
Минтрансом РФ до настоящего времени не пресечена практика взимания и использования государственных портовых сборов коммерческими структурами. Так, лоцманскую проводку судов на акватории портов Новороссийск, Геленджик, Сочи, портопункта Анапа и подходов к ним, а также взимание лоцманского сбора осуществляет дочернее закрытое акционерное общество "Морские лоцманы Новороссийска", порта Туапсе - автономная некоммерческая организация (АНО) "Морские лоцманы Туапсе".
Статьей 79 Кодекса торгового мореплавания (КТМ) определено, что "в целях обеспечения безопасности мореплавания проводка судов на подходах к морским портам, в пределах вод этих портов, а также между портами, независимо от флага и ведомственной принадлежности судна, осуществляется исключительно государственными морскими лоцманами".
Действия Минтранса РФ по выдаче лицензий негосударственным структурам противоречат вышеуказанной статье КТМ. Это привело к фактической приватизации государственной монополии на лоцманскую проводку судов на акваториях вышеназванных портов и портопунктов.
Конец этим безобразиям должен положить вступивший в законную силу с 1 мая т.г. "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации", в который, благодаря принципиальной позиции администрации края и депутатов Государственной Думы, удалось внести и отстоять поправку о государственной лоцманской службе в крупных портах России.
Проанализировав только незначительную часть "финансово - хозяйственной" деятельности государственных учреждений - морских администраций портов, можно сделать вывод, что действующее Положение об их функционировании и особенно право бесконтрольного, ведомственного использования государственных средств, не отвечают не только экономической политике развития Кубани, но и государства в целом.
Созданные в каждом порту и необходимые на первом этапе приватизации самостоятельные морские администрации в настоящее время не способствуют проведению единой политики развития объектов транспортного комплекса края, в том числе и объектов морской отрасли.