Реализация бюджетной политики Республики Мордовия в 2015 году осуществлялась в сложных экономических и политических условиях, когда целый ряд внешних и внутренних факторов вызвал изменения основных параметров республиканского бюджета Республики Мордовия (далее - республиканский бюджет), не соответствующих тем ожиданиям, которые закладывались при формировании республиканского бюджета на трехлетний период.
В 2015 году в целях обеспечения сбалансированности и финансовой устойчивости в Республике Мордовия проводилась работа по реализации комплекса мер, направленных на увеличение собственных доходов, повышение качества бюджетного планирования и исполнения республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований, максимальную концентрацию имеющихся финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственных программ Республики Мордовия (далее - государственные программы), сокращение дефицита и сдерживание роста государственного долга Республики Мордовия.
В 2015 году продолжен начатый в 2014 году переход на принцип планирования и исполнения республиканского бюджета на основе государственных программ. Доля бюджетных расходов республиканского бюджета, сформированных в рамках государственных программ, в общем объеме расходов республиканского бюджета в 2015 году составила 91,5 процента. По состоянию на 1 сентября 2016 г. доля "программных" расходов, предусмотренных Законом Республики Мордовия от 22 декабря 2015 года N 89-З "О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2016 год", составила 93,4 процента.
Наряду с этим Законом Республики Мордовия от 14 июля 2008 года N 56-З "О бюджетном процессе в Республике Мордовия" установлено требование, начиная с 2016 года, формировать и исполнять местные бюджеты на основе муниципальных программ.
В целях повышения предсказуемости бюджетной политики в текущих условиях, реалистичности расчета доходов и расходов республиканского бюджета Законом Республики Мордовия от 12 октября 2015 года N 72-З "Об особенностях составления и утверждения проекта республиканского бюджета Республики Мордовия и проекта бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия на 2016 год" в 2015 году были созданы правовые основания для составления и утверждения республиканского бюджета только на 2016 год.
Развитие социально-экономической сферы осуществлялось в первую очередь в направлении решения задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
В течение года продолжалось строительство ряда значимых для республики масштабных социальных объектов, в том числе в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года.
Консолидированный бюджет Республики Мордовия в 2015 году был исполнен с дефицитом в 8843,2 млн. рублей, дефицит республиканского бюджета составил 6026,1 млн. рублей. Государственный долг Республики Мордовия на 1 сентября 2016 г. составил 39887,6 млн. рублей.
Валовой региональный продукт по оценке 2015 года составил 189,6 млрд, рублей - 100,5 процента к предыдущему году.
Общий объем доходов консолидированного бюджета Республики Мордовия в 2015 году в сравнении с уровнем предыдущего года уменьшился на 4,5 процента; объем поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета увеличился на 2,8 процента.
По состоянию на 1 сентября 2016 г. объем налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года увеличился на 4,2 процента и составил 13860,0 млн. рублей. Увеличению послужили поступления по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций, акцизам по подакцизным товарам (продукции), соответственно темп роста составил 24,5 процента, 2,8 процента, 8,3 процента. За восемь месяцев 2016 года в республиканский бюджет поступило 53,4 процента от утвержденного объема доходов.
В сфере оплаты труда в 2015 году среднемесячная заработная плата увеличилась к уровню 2014 года на 8,3 процента и составила 22028,5 рубля, реальная заработная плата составила 94,8 процента. Реальные располагаемые денежные доходы населения составили 97,3 процента. Денежные доходы в расчете на душу населения в среднем за год составили 17455,9 рубля в месяц.
Среднемесячная начисленная заработная плата работников в июле 2016 г. составила 22967,2 рубля и увеличилась по сравнению с июлем 2015 г. на 6,4 процента, реальная заработная плата составила 101 процент.
Денежные доходы в расчете на душу населения в июле 2016 г. составили 18405,5 рубля, или 97 процентов к аналогичному периоду 2015 года, реальные располагаемые денежные доходы населения за данный период составили 96,3 процента.
Среднемесячная заработная плата работников оценивается в 2016 году в 24025 рублей с ростом к уровню предыдущего года на 9,1 процента, реальная заработная плата составит 101,6 процента, реальные располагаемые денежные доходы населения - 98,6 процента.
Как и в предыдущие годы, продолжена реализация мероприятий по оптимизации сети государственных учреждений Республики Мордовия. Высвобождающиеся в результате проводимых мероприятий бюджетные средства были направлены на реализацию первоочередных мероприятий, в первую очередь, на укрепление социальной стабильности населения.
Продолжена работа по повышению открытости и прозрачности бюджетного процесса, главной целью которой является повышение информационной открытости и понятности действий органов государственной власти Республики Мордовия при формировании, утверждении и исполнении республиканского бюджета.
При формировании республиканского бюджета на 2016 год, а также к отчету об исполнении республиканского бюджета за 2015 год разработана и опубликована электронная информационная брошюра "Бюджет для граждан".