ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2016 года N 471
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 20 МАРТА 2015 Г. N 124 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОНОПРОФИЛЬНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (МОНОГОРОДОВ) РЕСПУБЛИКИ КОМИ (2015 - 2017 ГОДЫ)"
Правительство Республики Коми постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Республики Коми от 20 марта 2015 года N 124 "Об утверждении региональной программы "Социально-экономическое развитие монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Республики Коми (2015 - 2017 годы)" следующее изменение:
региональную программу "Социально-экономическое развитие монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Республики Коми (2015 - 2017 годы)", утвержденную постановлением (приложение), изложить в редакции согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Коми
Л.МАКСИМОВА
Приложение
к Постановлению
Правительства Республики Коми
от 6 октября 2016 года N 471
"Утверждена
Постановлением
Правительства Республики Коми
от 20 марта 2015 года N 124
(приложение)
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОНОПРОФИЛЬНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (МОНОГОРОДОВ) РЕСПУБЛИКИ КОМИ (2015 - 2017 ГОДЫ)"
ПАСПОРТ региональной программы "Социально-экономическое развитие монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Республики Коми (2015 - 2017 годы)"
Основание для разработки Программы | Протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации по вопросам занятости в моногородах от 12 ноября 2013 г. N ДМ-П12-84пр |
Ответственный исполнитель Программы | Министерство экономики Республики Коми |
Участники Программы | Министерство промышленности, транспорта и энергетики Республики Коми; Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми; Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми; Служба Республики Коми по тарифам; администрация муниципального образования городского округа "Воркута" Республики Коми (по согласованию); администрация муниципального образования городского округа "Инта" Республики Коми (по согласованию); администрация муниципального образования муниципального района "Усть-Вымский" Республики Коми (по согласованию); администрация муниципального образования муниципального района "Княжпогостский" Республики Коми (по согласованию) |
Цель Программы | обеспечение устойчивого социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Республики Коми |
Задачи Программы | 1) сохранение социальной стабильности; 2) улучшение качества городской среды; 3) создание условий для развития, модернизации и диверсификации экономики |
Целевые индикаторы (показатели) Программы | уровень регистрируемой безработицы; численность безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости; численность постоянного населения (среднегодовая); доля занятых на градообразующем предприятии от среднесписочной численности работников организаций муниципального образования; количество созданных (реконструированных) объектов инженерной и социальной инфраструктуры; число субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей; среднесписочная численность работников средних и малых предприятий (без внешних совместителей); объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (без субъектов малого предпринимательства) |
Сроки реализации Программы | 2015 - 2017 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы на 2015 - 2017 годы - 5 384 447,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 1 391 339,1 тыс. рублей; Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 170 141,2 тыс. рублей; республиканского бюджета Республики Коми - 3 740 530,8 тыс. рублей; за счет средств местных бюджетов - 19 301,0 тыс. рублей; внебюджетных источников - 46 602,8 тыс. рублей. Объем финансирования Программы по годам за счет средств: федерального бюджета: 2015 год - 799 508,7 тыс. рублей; 2016 год (прогноз) - 591 830,4 тыс. рублей; Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: 2015 год 113 943,1 тыс. рублей; 2016 год (прогноз) - 55 838,4 тыс. рублей; 2017 год (прогноз) - 359,7 тыс. рублей; республиканского бюджета Республики Коми: 2015 год - 1 262 861,4 тыс. рублей; 2016 год (прогноз) - 1 287 819,0 тыс. рублей; 2017 год (прогноз) - 1 189 850,4 тыс. рублей; местных бюджетов: 2015 год - 10 359,8 тыс. рублей; 2016 год (прогноз) - 8 941,2 тыс. рублей; внебюджетных источников: 2015 год - 4 296,3 тыс. рублей; 2016 год (прогноз) - 42 306,5 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Основные результаты реализации Программы к 2017 году (по отношению к 2013 году): недопущение роста уровня зарегистрированной безработицы (на конец года): Воркута - более чем 1,6 п.п; Инта - более чем 1,9 п.п; Жешарт - более чем 1,6 п.п; Емва - более чем 3,6 п.п; число созданных (реконструированных) объектов инженерной и социальной инфраструктуры (нарастающим итогом с 2014 года): Воркута - 2 единицы; Инта - 3 единицы; Жешарт - 1 единица; Емва - 1 единица; рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей: Инта - на 14 единиц; Жешарт - на 29 единиц; Емва - на 10 единиц; рост среднесписочной численности работников средних и малых предприятий (без внешних совместителей): Инта - 103,5%; Жешарт - 107,5%; Емва - 102,3%; восстановление положительной динамики изменения показателя "Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (без субъектов малого предпринимательства)" начиная с 2016 года (в 2017 году к уровню 2015 года): Воркута - 117,7%; Жешарт - 103,6%; Емва - 102,2% |
Управление Программой | координацию деятельности участников Программы, мониторинг хода реализации Программы осуществляет Министерство экономики Республики Коми |
I. Содержание проблемы и характеристика социально-экономического положения в монопрофильных муниципальных образованиях (моногородах) Республики Коми
Проблемы монопрофильных муниципальных образований в Российской Федерации наиболее ярко обозначились в 2009 году на фоне мирового финансово-экономического кризиса. Низкий уровень диверсификации экономики, ограниченное число предприятий определенного отраслевого профиля, создающих ситуацию экономической монопрофильности, их высокая зависимость от конъюнктуры мировых и внутренних цен определяли большую чувствительность этих населенных пунктов к последствиям кризиса.
Негативные для экономики России процессы в моногородах проявились наиболее остро, так как территориальные образования, в которых крупные (градообразующие) предприятия определяют практически все экономические и социальные процессы, более чутко реагируют на колебания внешней среды. При наличии настолько тесной связи между функционированием градообразующего предприятия и экономико-социальными аспектами жизни поселения рыночные перспективы предприятия существенно влияют на судьбу этого поселения как такового.
Сложная, а в ряде монопрофильных городов России критическая, с тенденцией ухудшения ситуация в экономике негативным образом отразилась на занятости и уровне жизни населения, развитии социальной инфраструктуры и социальной жизни в целом. Рост социальной напряженности в относительно благополучных ранее муниципалитетах потребовал прямого государственного вмешательства.
Для решения практических вопросов, связанных с осуществлением государственной поддержки монопрофильных территорий, Министерством регионального развития Российской Федерации в декабре 2009 года был сформирован общероссийский перечень из 335 моногородов, в который вошли 4 города Республики Коми - Воркута (с градообразующими предприятиями ОАО "Воркутауголь", ЗАО "Шахта Воргашорская - 2"), Инта (ОАО "Компания "Интауголь"), Жешарт (ЗАО "Жешартский фанерный комбинат"), Емва (ООО "Завод ДВП").
На начало 2010 года в моногородах Республики Коми проживали 173 тысячи человек (18,1% к общереспубликанской численности населения), при этом на Воркуту и Инту приходилось более 86% населения моногородов.
Спад промышленного производства из-за сокращения спроса на продукцию в других секторах российской экономики, а также ориентированность выпуска продукции на экспорт, изменения внутренних и мировых цен повлекли финансовые трудности градообразующих предприятий республики.
По итогам 2009 года убыточной была деятельность всех градообразующих предприятий моногородов. Начались процессы реорганизации производств, преобразования предприятий, сокращение расходов на персонал и социальные программы, численность работников на градообразующих предприятиях снизилась в большей степени, чем в целом по организациям моногородов, усилилась напряженность на рынке труда.
На базе имущественного комплекса ОАО "Компания "Интауголь", которое решением Арбитражного суда Республики Коми от 9 августа 2007 г. признано несостоятельным (банкротом), в июне 2010 года было создано новое предприятие - ОАО "Шахта "Интауголь". ОАО "Компания "Интауголь" определением Арбитражного суда Республики Коми от 15 мая 2013 г. ликвидировано, производство по делу о несостоятельности (банкротстве) завершено. Фактором риска оставалось ухудшение финансового положения компании в связи с проблемой сохранения рынков сбыта на фоне снижения угольной генерации. Решением Арбитражного суда Республики Коми от 16 ноября 2015 г. по делу N А29-6927/2014 АО "Шахта "Интауголь" было признано банкротом, начато конкурсное производство, в развитие которого предполагается создание к октябрю 2016 года нового акционерного общества по добыче угля.
В 2011 году ООО "Завод ДВП" и ЗАО "Жешартский фанерный комбинат" были признаны банкротами. Имущество ООО "Завод ДВП" выкуплено вновь созданным предприятием ООО "Княжпогостский завод ДВП". В январе 2013 года промышленные мощности завода переданы ООО "СЛДК "Северный лес", в ноябре 2013 года Инвестиционная Компания "Таврический" (основной собственник) заключила договор аренды технологического оборудования завода с ООО "Плитный мир" (Владимирская область). С момента аренды Княжпогостского завода ДВП ООО "Плитный мир" работает стабильно при полной загрузке производственных мощностей, выполняя все социальные обязательства перед сотрудниками и республикой.
В мае 2012 года на производственной базе ЗАО "Жешартский фанерный комбинат" было создано предприятие ООО "Промышленный комбинат древесных плит", которое арендовало имущество комбината. В сентябре 2013 года созданы новые предприятия: ООО "Жешартский фанерный комбинат", на который был переведен весь персонал ООО "Промышленный комбинат древесных плит", и ООО "Лесной промышленный комбинат", который арендует имущество комбината. В марте 2015 года ЗАО "Жешартский фанерный комбинат" (в настоящее время - ООО "Жешартский ЛПК") вышел из процедуры банкротства по мировым соглашениям, которые вступили в законную силу. Несмотря на сложные экономические условия, комбинат продолжает достаточно устойчиво работать.
С июня 2012 года ЗАО "Шахта Воргашорская - 2" прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения структурного подразделения "Шахта "Воргашорская" к ОАО "Воркутауголь".
Одной из мер, предпринятых Правительством Республики Коми для того, чтобы ситуация в моногородах республики стабилизировалась и оставалась прогнозируемой и управляемой, стала разработка комплексных инвестиционных планов модернизации (КИПов) моногородов. Все КИПы моногородов были рассмотрены и одобрены на общественных слушаниях, а затем утверждены на муниципальном уровне. Распоряжением Правительства Республики Коми от 14 марта 2011 года N 61-р КИПы моногородов были утверждены и на республиканском уровне.
На первый план в КИПах выступили вопросы реализации новых инвестиционных производственных и инфраструктурных проектов. По каждому моногороду республики был сформирован перечень инвестиционных предложений и проектов, направленных на развитие и диверсификацию экономики моногородов, создание новых и модернизацию существующих производств, организацию новых рабочих мест.
В 2010 - 2011 годах Министерством регионального развития Российской Федерации была предложена фактически только одна модель развития моногородов: индустриальная диверсификация. При этом средства федерального бюджета направлялись на мероприятия по развитию инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимой для реализации и обеспечивающей полноценное функционирование в будущем крупных инвестиционных проектов, проектов-миллиардников.
Учитывая объективные трудности и нецелесообразность организации новых крупных производств в условиях Крайнего Севера и на территориях небольших городских поселений, моногорода республики не смогли рассчитывать на данный вид государственной поддержки.
В 2012 - 2013 годах дополнительных средств на поддержку моногородов в федеральном бюджете предусмотрено не было, так как происходило постепенное освоение ранее выделенных средств ограниченным кругом моногородов.
Таким образом, проблемы большинства российских моногородов остались нерешенными, а государственная политика в их отношении потребовала корректировки.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 года N 6616п-П16 федеральным органом исполнительной власти, ответственным за координацию деятельности по обеспечению стабильного развития моногородов России, определено Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Министерство).
В 2014 году Министерством разработаны и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года N 709 утверждены критерии отнесения населенных пунктов к категории монопрофильных, на основании которых ежегодно актуализируется перечень российских моногородов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года N" 1398-р утвержден перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), в составе которых остались МОГО "Воркута", МОГО "Инта", МОГП "Емва" и МОГП "Жешарт" Республики Коми и в зависимости от рисков ухудшения социально-экономического положения были отнесены:
Воркута, Инта, Жешарт - к категории 3 "Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) со стабильной социально-экономической ситуацией";
Емва - к категории 2 "Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2015 года N 668-р внесены изменения в перечень российских моногородов, в соответствии с которыми моногорода Воркута, Инта, Жешарт переведены во 2 категорию, моногород Емва - в 1 категорию (моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением, в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций).
Общая характеристика моногородов Республики Коми по состоянию на 1 января 2016 года представлена в таблице 1. В среднесрочной перспективе развитие моногородов республики будет связано как с поддержкой градообразующих предприятий, стимулированием развития малого и среднего предпринимательства, так и с формированием новых направлений специализации сферы производства и предоставления услуг, повышением инвестиционной привлекательности территорий моногородов, реализацией крупных и малых, промышленных и инфраструктурных инвестиционных проектов, в том числе в рамках территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР).
Создание ТОСЭР в моногородах позволит снизить социальную напряженность, развивать и диверсифицировать экономику моногородов за счет:
активизации использования природно-ресурсного потенциала;
повышения инвестиционной привлекательности территории и привлечения внешних инвесторов;
создания новых постоянных и временных рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий, в том числе субъектами малого и среднего предпринимательства;
обеспечения роста среднемесячной заработной платы работников организаций;
увеличения налоговых поступлений в местный бюджет.
Особое внимание будет уделено повышению уровня развития социальной и технической инфраструктуры, характеризующего, как и уровень жизни населения, общую социально-экономическую ситуацию и определяющего в перспективе дальнейшее развитие любого города.
К числу общих проблем развития моногородов Республики Коми, комплексное решение которых позволит обеспечить программно-целевой метод с применением государственного регулирования и государственной поддержки, относятся:
ограниченность сферы приложения труда;
низкая предпринимательская активность населения;
низкая инвестиционная и инновационная активность местных предприятий;
устаревшие технологии, износ основных фондов предприятий, в том числе градообразующих;
высокая степень морального и физического износа основных фондов и материально-технической базы всех сфер жизнедеятельности;
несоответствие территориального устройства и благоустройства городских территорий современным требованиям.
Использование программно-целевого метода позволит:
обеспечить единый подход к развитию моногородов Республики Коми;
скоординировать действия заинтересованных органов исполнительной власти Республики Коми и местного самоуправления;
сформировать план мероприятий, обеспечивающих решение проблем и создающих предпосылки для устойчивого социально-экономического развития моногородов Республики Коми, в разрезе задач, ресурсов, ответственных исполнителей и сроков осуществления;
консолидировать расходы на указанные цели за счет всех источников финансирования.
II. Правовые основы, регулирующие деятельность органов государственной власти и организаций в сфере содействия развитию монопрофильных муниципальных образований (моногородов)
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года N 1398-р.
Комплекс мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности территорий монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации Д.Медведевым 19 августа 2014 года N 5307п-П16.
Основные направления поддержки моногородов Фондом:
а) софинансирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований на основании соглашений, заключаемых между Фондом и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;