ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2016 года N 420
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26 АВГУСТА 2013 ГОДА N 289 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"
В соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 23 июля 2012 года N 255 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Орловской области и Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Орловской области" Правительство Орловской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Орловской области от 26 августа 2013 года N 289 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Дополнительные меры по улучшению демографической ситуации в Орловской области на 2014 - 2020 годы" следующие изменения:
1) в наименовании и далее по тексту слова "на 2014 - 2020 годы" исключить;
2) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области по социальной политике С.А. Ступина.";
3) приложение изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области по социальной политике С.А. Ступина.
Председатель Правительства
Орловской области
В.В.ПОТОМСКИЙ
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 25 октября 2016 года N 420
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 26 августа 2013 года N 289
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
ПАСПОРТ государственной программы Орловской области "Дополнительные меры по улучшению демографической ситуации в Орловской области"
Наименование государственной программы Орловской области | "Дополнительные меры по улучшению демографической ситуации в Орловской области" (далее также - государственная программа) |
Ответственный исполнитель государственной программы | Департамент здравоохранения Орловской области |
Соисполнители государственной программы | - |
Участники государственной программы | Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, |
Подпрограммы (в том числе ведомственные целевые программы) | 1. Подпрограмма 1 "Формирование мотивации на крепкую семейную традицию, четкую внутреннюю структуру семьи и уважительное отношение к старшим". |
Цель государственной программы | Улучшение демографической ситуации в Орловской области |
Задачи государственной программы | 1. Укрепление института семьи и увеличение числа многодетных семей (имеющих трех и более детей). |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | 1. Темп роста числа многодетных семей (имеющих трех и более детей). |
Этапы и сроки реализации государственной программы | Государственная программа реализуется в один этап - 2014 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы | Общий объем бюджетных расходов на реализацию мероприятий государственной программы составляет 28180,0 тыс. руб., |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | 1. Увеличение числа многодетных семей (имеющих трех и более детей) на 8% по отношению к 2012 году. |
ПАСПОРТ подпрограммы 1 "Формирование мотивации на крепкую семейную традицию, четкую внутреннюю структуру семьи и уважительное отношение к старшим" государственной программы Орловской области "Дополнительные меры по улучшению демографической ситуации в Орловской области"
Наименование и номер подпрограммы государственной программы | Подпрограмма 1 "Формирование мотивации на крепкую семейную традицию, четкую внутреннюю структуру семьи и уважительное отношение к старшим" (далее также - подпрограмма 1) |
Ответственный исполнитель подпрограммы 1 | Департамент здравоохранения Орловской области |
Участники подпрограммы 1 | Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, |
Программно-целевые инструменты подпрограммы 1 | В состав подпрограммы 1 ведомственные целевые программы не входят. |
Цель подпрограммы 1 | Укрепление института семьи и увеличение числа многодетных семей (имеющих трех и более детей) |
Задача подпрограммы 1 | Забота о защите брака и семьи, связанных с ними традиционных, духовных и нравственных ценностей |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы 1 | 1. Увеличение числа многодетных семей (имеющих трех и более детей) по отношению к 2012 году. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы 1 | 2014 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы 1 | Общий объем бюджетных расходов на реализацию мероприятий подпрограммы 1 составляет 1030,0 тыс. руб., |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 1 | 1. Увеличение числа многодетных семей (имеющих трех и более детей) на 8% по отношению к 2012 году. |
ПАСПОРТ подпрограммы 2 "Сохранение и укрепление репродуктивного здоровья мужчин и женщин, снижение числа преждевременного прерывания беременности" государственной программы Орловской области "Дополнительные меры по улучшению демографической ситуации в Орловской области"
Наименование и номер подпрограммы государственной программы | Подпрограмма 2 "Сохранение и укрепление репродуктивного здоровья мужчин и женщин, снижение числа преждевременного прерывания беременности" (далее также - подпрограмма 2) |
Ответственный исполнитель подпрограммы 2 | Департамент здравоохранения Орловской области |
Участники подпрограммы 2 | - |
Программно-целевые инструменты подпрограммы 2 | В состав подпрограммы 2 ведомственные целевые программы не входят. |
Цель подпрограммы 2 | Повышение рождаемости |
Задача подпрограммы 2 | Своевременное выявление снижения репродуктивного здоровья мужчин и женщин с последующей коррекцией |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы 2 | 1. Общий коэффициент рождаемости. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы 2 | 2014 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы 2 | Общий объем бюджетных расходов на реализацию мероприятий подпрограммы 2 составляет 27150,0 тыс. руб., |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 2 | 1. Увеличение рождаемости до 12 на 1000 человек населения. |
I. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы
Главной проблемой демографического развития Орловской области с позиции обеспечения экономической безопасности является систематическое уменьшение абсолютной численности населения.
В настоящее время в Орловской области, как и в целом по Российской Федерации, сохраняется напряженная демографическая ситуация. На начало 2016 года численность населения составила 759721 человек, из которых 505864 человека (66,6%) - горожане и 253857 человек (33,4%) - сельские жители. По сравнению с 2014 годом население Орловской области сократилось на 5510 человек (на 0,7%). По итогам 2015 года сократилась естественная убыль населения с 5,4 до 5,2, в то время как по Российской Федерации и Центральному федеральному округу (далее - ЦФО) отмечался рост численности населения на 0,2% и на 0,4% соответственно.
Сокращение числа жителей Орловской области произошло преимущественно за счет естественной убыли населения.
Для Орловской области характерен процесс демографического старения населения. По состоянию на 1 января 2016 года 16,2% жителей Орловской области находятся в возрасте 65 лет и старше. В структуре населения вышеуказанных возрастов женщины составляют 69,4%.
Численность населения моложе трудоспособного возраста (мужчины и женщины до 16 лет) на 1 января 2016 года составила 121,8 тыс. человек, увеличившись за год на 1,4%. Удельный вес данной группы населения в общей численности населения составил 16,0%. Численность населения в трудоспособном возрасте (мужчины 16 - 59 лет, женщины 16 - 54 лет) имела тенденцию к снижению и на начало 2016 года составила 423,3 тыс. человек (97,7% к 1 января 2015 года), удельный вес этой категории населения снизился с 59,6% в 2012 году до 55,7% в 2016 году. Численность населения старше трудоспособного возраста (мужчины 60 лет и более, женщины 55 лет и более) в 2015 году увеличилась на 1,3% и составила 214,6 тыс. человек. Удельный вес данной группы населения на начало 2016 года составил 28,3% общей численности населения против 27,6% годом ранее.
В 2014 - 2015 годах коэффициент естественной убыли в целом по области остается стабильным и составляет 5,2 на 1000 человек против 5,8 в 2011 году и 6,4 в 2010 году.
В 2015 году умерло 12473 человека, что на 1,0% ниже уровня 2014 года. В 2014 - 2015 годах коэффициент смертности остался неизменным и составил 16,4 в расчете на 1000 человек, что выше значения данного показателя в целом по России (13,1) и ЦФО (13,9). Высокий уровень смертности населения объясняется целым рядом причин, среди которых: чрезмерные стрессовые нагрузки, курение, неправильное питание, загрязнение окружающей среды, наследственные факторы.
В целом по области среди всех умерших 21,4% приходится на население трудоспособного возраста (в среднем более трех тысяч человек в год). Показатель ожидаемой продолжительности жизни напрямую зависит от состояния здоровья и уровня смертности населения.
В связи со снижением смертности населения показатель ожидаемой продолжительности жизни в Орловской области по сравнению с 2014 годом вырос на 0,5 года и составил в 2015 году 70,38 года. Для мужчин ожидаемая продолжительность выросла на 0,64 года и составила 63,96 года. У женщин ожидаемая продолжительность жизни также выросла на 0,27 года и составила 76,83 года. Таким образом, несмотря на более высокий темп роста значения данного показателя для мужчин, ожидаемая продолжительность их жизни на 12,87 года ниже, чем продолжительность жизни женщин. В сельской местности в 2015 году ожидаемая продолжительность жизни населения на 2,84 года была ниже, чем в городской (71,34 года против 68,5), при этом у мужчин эта разница более заметна: 64,66 года в городских поселениях против 62,55 в сельских, у женщин - 77,62 и 75,14 года соответственно.
В 2015 году ожидаемая продолжительность жизни в Орловской области сложилась на 3,62 года ниже целевого значения, установленного в указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" (74 года).
Число родившихся в Орловской области в 2015 году относительно 2014 года увеличилось на 142 человека и составило 8582 человека (101,79%). Коэффициент рождаемости в расчете на 1000 населения по сравнению с 2011 годом увеличился на 6,7% и составил 11,2.
Наметившийся рост числа родившихся еще не означает коренной перелом сложившихся тенденций, так как суммарный коэффициент рождаемости в Орловской области (среднее число детей, рожденных женщиной на протяжении всего репродуктивного периода от 15 до 50 лет) в 2014 году составил 1,6 и остается намного ниже уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения (2,150), и ниже целевого значения, установленного в указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", - 1,753.
В настоящее время семья как социальный институт оказалась ослабленной и перестала на должном уровне выполнять основные функции, прежде всего, репродуктивную и воспитательную.
В настоящее время (на 1 июля 2016 года) в Орловской области зарегистрировано 5996 многодетных семей. В структуре многодетных семей преобладают семьи с тремя детьми - 80,5%. Семьи с четырьмя и более детьми составляют 19,5%. Ежегодно становятся многодетными около 800 семей.
Так, например, в области с четырьмя детьми - 866 семей, с пятью детьми - 186 семей, с шестью детьми - 62 семьи, с семью детьми - 34 семьи, с восьмью детьми - 9 семей, с девятью детьми - 9 семей, с десятью детьми - 2 семьи и 11 детей имеет 1 семья.
В областном центре проживает 1386 многодетных семей. Троих детей имеют 1174 семьи (84,7%), четверых - 159, пятерых - 32, шестерых - 12, семерых - 4, восьмерых - 4, одна семья имеет 9 детей.
Факторы, влияющие на положение дел в области демографии, подразделяются на материальные и духовно-нравственные.
Материальные - состояние среды обитания и уровень благосостояния семей, обеспеченность жильем, материальное стимулирование рождаемости, степень социальной защищенности семей, качество и доступность медицинского обслуживания, образования, в том числе дошкольного, и другие.
Духовно-нравственные - формирование у населения установок здорового образа жизни, нравственных и личностных ценностей, возрождение системы массового санитарно-гигиенического просвещения, поднятие престижа материнства, отцовства, многодетности, ориентация молодежи на создание крепкой семьи.
Демографические процессы крайне инерционны и не могут быть объяснены изменениями за короткий промежуток времени. Однако проводимая работа способствовала созданию условий для улучшения отдельных показателей, характеризующих улучшение демографических процессов в области.
Учитывая сложившуюся ситуацию в Орловской области, необходимо продолжить реализацию активных мер демографической политики, направленных на повышение рождаемости, снижение смертности, создание правовых, экономических и социальных условий для формирования предпосылок к стабилизации и улучшению демографической ситуации.
Разнонаправленность факторов, влияющих на демографическую ситуацию, обусловливает включение мер, влияющих на ее материальную составляющую, в целый ряд государственных программ.
Целесообразно применение программно-целевого метода и для решения духовно-нравственной составляющей демографии, который позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить их комплексное решение на протяжении ряда лет в части взаимосвязи между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения, распределять полномочия и ответственность, проводить мониторинг реализации государственной программы.
Использование программно-целевого метода принесет наибольший эффект от вложения бюджетных средств, позволит усилить отдельные направления для достижения поставленной цели и получить наибольшие социально-экономические результаты.
Настоящая государственная программа включает в себя дополнительные меры к реализуемым на территории области мероприятиям в рамках государственных программ в сфере образования, здравоохранения, труда и занятости, жилищной политики и сельского хозяйства, направленные на укрепление института семьи.
Мероприятия в рамках государственной программы не дублируют иные действующие программы и не финансируются из иных источников.
II. Цель и задачи государственной программы
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, отмечается, что повышение темпов экономического развития, структурные изменения экономики, вызванные переходом к инновационному типу ее развития, приводят к возрастанию роли человеческого капитала.