(с изменениями на 18 апреля 2023 года)
(в ред. постановлений Правительства РС(Я) от 23.11.2016 N 428, от 14.06.2018 N 190, от 21.10.2019 N 316, от 31.08.2022 N 554, от 18.04.2023 N 172)
В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3 декабря 2010 г. N 552 "О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами", в целях совершенствования оценки платежеспособности и качества управления финансами муниципальных образований Республики Саха (Якутия) Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
(преамбула в ред. постановления Правительства РС(Я) от 14.06.2018 N 190)
1. Утвердить прилагаемую методику оценки платежеспособности и качества управления финансами муниципальных районов (городских округов) Республики Саха (Якутия).
2. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Жондоров В.А.):
2.1. Проводить оценку платежеспособности и качества управления финансами муниципальных районов (городских округов) ежегодно до 1 марта в соответствии с утвержденной методикой.
2.2. Размещать результаты оценки платежеспособности и качества управления финансами муниципальных районов (городских округов) Республики Саха (Якутия) на официальном сайте Министерства финансов Республики Саха (Якутия).
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Республики Саха (Якутия):
3.1. Утратил силу. - Постановление Правительства РС(Я) от 23.11.2016 N 428.
3.2. Разработать методику оценки платежеспособности и качества управления финансами городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района.
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 2 августа 2012 г. N 330 "Об утверждении методики оценки платежеспособности и качества управления финансами муниципальных образований Республики Саха (Якутия)".
5. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.
6. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.ЧЕКИН
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ И КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ (ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
(в ред. постановлений Правительства РС(Я) от 23.11.2016 N 428, от 14.06.2018 N 190, от 21.10.2019 N 316, от 31.08.2022 N 554, от 18.04.2023 N 172)
Настоящая методика устанавливает систему показателей, характеризующих платежеспособность и качество управления финансами муниципальных районов (городских округов) Республики Саха (Якутия) (далее - муниципальные образования).
Для расчета показателей используются данные за отчетный год (данные месячной отчетности об исполнении бюджета, статистической отчетности, долговой книги муниципального образования, бюджета, утвержденного решением муниципального образования, и др.).
Оценка платежеспособности и качества управления финансами муниципальных образований осуществляется в баллах и рассчитывается по формуле, определенной по каждому показателю, согласно настоящей методике.
Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РС(Я) от 23.11.2016 N 428.
Итоговая оценка платежеспособности и качества управления финансами определяется суммой произведений оценок по всем показателям и соответствующего им веса относительной значимости показателей по следующей формуле:
Оитог = SUM (Оi * Vуд),
где:
Оитог - итоговая оценка платежеспособности и качества управления финансами муниципальных образований;
Оi - оценка по i-му показателю;
Vуд - удельный вес показателя.
В данном блоке оценивается способность муниципальных образований Республики Саха (Якутия) обслуживать существующие долговые обязательства своевременно и в полном объеме. Показатели отражают как текущую платежеспособность муниципальных образований Республики Саха (Якутия), так и их финансовый потенциал.
Показатель Р1 "Просроченная кредиторская задолженность муниципальных образований"
Показатель отражает относительный объем просроченной кредиторской задолженности бюджета муниципального образования. Наличие просроченной кредиторской задолженности косвенно свидетельствует о недостаточной платежеспособности. В случае обращения кредиторов в суд и вынесения положительных для них судебных решений орган местного самоуправления будет вынужден погашать задолженность, что приведет к снижению ликвидности.
Показатель Р2 "Просроченная кредиторская задолженность по оплате труда и начислениям на оплату труда",
Показатель Р3 "Просроченная кредиторская задолженность по оплате коммунальных услуг"
Данные показатели характеризуют просроченную кредиторскую задолженность муниципальных учреждений муниципальных образований. Наличие данных задолженностей свидетельствует о том, что при всех равных условиях муниципальное образование будет вынуждено в первую очередь нести расходы по погашению данных задолженностей. Данная ситуация оказывает негативное влияние на уровень платежеспособности.
Показатель Р4 "Отношение муниципального долга (без учета муниципальных гарантий) к доходам бюджета"
Для расчета данного показателя под долгом муниципального образования понимаются долговые обязательства муниципального образования Республики Саха (Якутия) перед сторонними кредиторами, по которым муниципальное образование выступает заемщиком. Долговые обязательства муниципального образования составляют обязательства по ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам); бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций. В объем муниципального долга для целей расчета данного показателя не включаются муниципальные гарантии. Для расчета значения данного показателя рассчитывается сумма объемов действующих долговых обязательств. Далее полученное значение относится к общей сумме доходов бюджета без учета субвенций из регионального бюджета. Чем выше уровень долговой нагрузки, тем выше риск невыполнения долговых обязательств.
Показатель Р5 "Отношение объема выданных муниципальных гарантий к доходам бюджета"
Показатель отражает практику ограничения муниципальным образованием объема выдаваемых муниципальных гарантий. Муниципальные гарантии являются условными долговыми обязательствами, необходимость выплат по которым определяется финансовым состоянием заемщика, в обеспечение исполнения обязательств которого выдана муниципальная гарантия. В силу специфики муниципальных гарантий как обязательств для объема действующих муниципальных гарантий необходимо устанавливать отдельное ограничение, закрепляемое нормативно-правовым актом. В обратном случае возникает риск увеличения муниципального долга в отсутствие долгосрочных ограничений на объем выданных муниципальных гарантий, кроме установленных федеральным законодательством. В этой ситуации возникает риск необходимости масштабных выплат по действующим договорам о предоставлении муниципальных гарантий в результате ухудшения финансового состояния всех получателей муниципальных гарантий (принципал) и их неспособности обслуживать гарантированные обязательства. Значительные выплаты по муниципальным гарантиям, особенно в пределах текущего финансового года, способны серьезно ухудшить финансовое состояние муниципального образования.
Показатель Р6 "Отношение просроченных обязательств к доходам бюджета"
Данный показатель отслеживает практику добросовестного (своевременно и в полном объеме) обслуживания и погашения долговых обязательств муниципального образования. При этом долговые обязательства муниципального образования дифференцируются по типам кредиторов: отдельно рассматриваются обязательства перед сторонними кредиторами и обязательства перед бюджетами других уровней - выданные им кредиты, а также гарантии муниципального образования по долговым обязательствам третьих лиц перед бюджетами других уровней. Наличие просроченных обязательств перед сторонними кредиторами характеризует низкую платежеспособность, так как все доходы муниципального образования будут направлены на погашение данной задолженности.
Показатель Р7 "Доля прочих расходов местного бюджета за исключением первоочередных расходов в общем объеме расходов бюджета"
Значительная доля социально значимых расходов свидетельствует о недостаточной финансовой гибкости. Сокращение доходов бюджета муниципального образования приведет к необходимости решения вопроса: снижать общий объем расходов на оплату труда, социальные выплаты или реструктурировать свои долговые обязательства.
К первоочередным расходам местных бюджетов относятся такие расходы как фонд оплаты труда, расходы на оплату коммунальных услуг, расходы на обслуживание муниципального долга и публичные обязательства.
Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РС(Я) от 31.08.2022 N 554.
В данном блоке оценивается качество управления финансами муниципальных образований Республики Саха (Якутия). Методика ориентирована на оценку результатов управления финансами. Высокая оценка качества управления финансами муниципального образования отражает эффективное, а не формальное внедрение лучших практик управления финансами. В рамках данного раздела оцениваются достигаемые органами местного самоуправления результаты в выполнении требований финансовой дисциплины и достижении эффективного распределения финансовых ресурсов.
Показатель Р8 "Предельный объем муниципального долга"
Показатель отражает выполнение требования к объему муниципального долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации. В соответствии со статьей 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предельный объем муниципального долга не должен превышать 50% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Показатель Р9 "Предельный размер дефицита бюджета"
Данный показатель отражает соблюдение ограничения дефицита бюджета, установленного пунктом 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 5% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Показатель Р10 "Предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга"