Недействующий

 
АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 4 июня 2014 года N 141-ра

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2018 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратил силу с 21.02.2022 на основании распоряжения администрации Костромской области от 21.02.2022 N 34-ра.
____________________________________________________________________


В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 13 июня 2013 года "О бюджетной политике в 2014-2016 годах", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2593-р "Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года", в целях повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития:

1. Утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности управления государственными финансами Костромской области до 2018 года.

2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор
Костромской области
С.СИТНИКОВ


Приложение


Утверждена
распоряжением
администрации
Костромской области
от 4 июня 2014 года N 141-ра

Программа повышения эффективности управления государственными финансами Костромской области до 2018 года


1. Программа повышения эффективности управления государственными финансами Костромской области до 2018 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 13 июня 2013 года "О бюджетной политике в 2014-2016 годах", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 2593-р "Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года" и определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Костромской области в сфере управления государственными финансами Костромской области на период до 2018 года.

Глава 1. ИТОГИ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ И НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ


2. В 2010-2013 годах в Костромской области реализованы комплексные мероприятия по развитию собственной доходной базы областного бюджета, совершенствованию финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, повышению эффективности и результативности использования бюджетных средств.

Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Костромской области за 2012 год вырос на 16,4 процента к уровню предыдущего года, за 2013 год - на 8,7 процента к уровню 2012 года. В регионе продолжается реализация мероприятий по мобилизации доходов в бюджетную систему Костромской области, предусмотренных распоряжением администрации Костромской области от 26 марта 2013 года N 62-ра "Об увеличении поступлений доходов в консолидированный бюджет Костромской области в 2013-2015 годах".

По темпам роста поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет региона за 2013 год Костромская область занимает восьмое место в Центральном федеральном округе и 24-е место в Российской Федерации.

Для увеличения поступлений по налогу на имущество в 2012 году проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости, результаты определения которой утверждены постановлением администрации Костромской области от 26 сентября 2012 года N 377-а "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Костромской области".

Законом Костромской области от 26 ноября 2012 года N 304-5-ЗКО "О патентной системе налогообложения в Костромской области" установлена возможность применения патентной системы налогообложения на территории Костромской области, а также размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по каждому из 44 видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться данная система налогообложения.

Для создания благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства и формирования конкурентной среды разработан и принят Закон Костромской области от 23 октября 2012 года N 292-5-ЗКО "Об установлении ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения".

С 2013 года создан областной фонд стимулирования развития налогового потенциала городских округов и муниципальных районов Костромской области, установлен порядок его формирования, определения получателей и распределения средств фонда, а также рекомендуемые направления его использования.

В рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" проведено реформирование организации деятельности бюджетных учреждений. С июля 2012 года финансовое обеспечение деятельности всех государственных бюджетных и автономных учреждений осуществляется в форме субсидий на выполнение государственного задания.

Исполнительными органами государственной власти Костромской области утверждены базовые и ведомственные перечни государственных услуг, установлены порядки определения нормативных затрат, проведена работа по определению типа подведомственных государственных учреждений Костромской области.

Реализованы меры по упорядочению приносящей доход деятельности государственных учреждений Костромской области. Главными распорядителями бюджетных средств определены перечни платных услуг, утверждены порядки формирования цен для конечных потребителей. С 1 января 2012 года доходы государственных казенных учреждений Костромской области от приносящей доход деятельности в полном объеме зачисляются в областной бюджет.

В течение последних лет на постоянной основе проводилась работа по повышению эффективности расходов областного бюджета. В 2011 году обеспечена реализация постановления администрации Костромской области от 18 марта 2011 года N 88-а "Об утверждении Программы по повышению эффективности бюджетных расходов в Костромской области". Данной Программой заложены основы системной работы по совершенствованию качества управления общественными финансами, на базе которой осуществлялась последующая реализация плана мероприятий по оптимизации расходов бюджета Костромской области в 2012 году, утвержденного губернатором Костромской области 20 мая 2012 года. С 2013 года осуществляется реализация плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Костромской области на 2013-2016 годы, утвержденного губернатором Костромской области 14 ноября 2013 года.

В рамках исполнения мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов проведена оптимизация бюджетной сети и штатной численности работников областных государственных учреждений; реализованы мероприятия по повышению адресности предоставления мер социальной поддержки; создана региональная нормативная правовая база, регулирующая вопросы формирования и использования в бюджетном процессе государственных программ Костромской области.

3. В результате проведенных преобразований в бюджетной сфере к началу 2014 года в Костромской области достигнуты следующие результаты в сфере повышения эффективности управления государственными финансами:

осуществлен переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, начиная с 2014, года областной бюджет принимается на трехлетний период;

сформировано 11 государственных программ Костромской области в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением администрации Костромской области от 26 марта 2013 года N 58-ра "Об утверждении Перечня государственных программ Костромской области";

создана система управления объемами и качеством государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) за счет средств областного бюджета;

организована оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях области;

усилен контроль за расходованием бюджетных средств на всех стадиях осуществления государственных закупок;

налажен контроль за соблюдением норматива формирования расходов на содержание органов государственной власти области;

действует система мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств;

создан резервный фонд Костромской области, определен порядок его формирования и использования;

утвержден перечень расходных обязательств муниципальных образований Костромской области, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

Вместе с тем не все мероприятия были реализованы в полной мере и дали ожидаемый эффект. На практике не удалось увязать стратегическое планирование с бюджетным планированием, недостаточно активно внедряются способы оптимизации бюджетных расходов. Отсутствуют действенные методы оценки эффективности деятельности государственных учреждений, а также методы оценки результативности использования ими бюджетных средств. Необходимо принять дополнительные меры по повышению эффективности распределения бюджетных средств, обоснованию расходов бюджета на стадии формирования государственных программ.

Характерной чертой бюджетной политики на современном этапе является необходимость повышения эффективности и результативности бюджетных расходов. В этом направлении требуется повысить эффективность государственного управления, обеспечить решение приоритетных задач социально-экономического развития области в условиях ограниченности ресурсов.

Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Костромской области в условиях замедления темпов экономического роста увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти региона, а также по модернизации управления общественными финансами в Костромской области.

Глава 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


4. Цель Программы - повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития Костромской области.

Исходя из текущей экономической ситуации и задач, определенных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения задач Программы по следующим направлениям:

обеспечение сбалансированности и устойчивости областного бюджета;

установление приоритетов в расходовании бюджетных средств;

повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг (выполняемых работ);

оптимизация бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;

завершение полноценного внедрения программно-целевых методов управления в бюджетный процесс по формированию и исполнению областного бюджета;

совершенствование системы межбюджетных отношений в Костромской области;

усиление роли финансового контроля в управлении бюджетным процессом.

5. Содержанию реформ по указанным направлениям посвящены соответствующие разделы Программы. Реализация предлагаемых мер создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности управления государственными финансами Костромской области по конкретным направлениям.

Перечень нормотворческих, координационных и контрольно-надзорных мероприятий по реализации Программы приведен в приложении N 1 к Программе.

План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Костромской области в рамках реализации Программы приведен в приложении N 2 к Программе.

Глава 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА


6. Решение задач социально-экономического развития Костромской области будет осуществляться в условиях, призванных обеспечить долгосрочную сбалансированность областного бюджета и минимизацию бюджетных рисков.

Необходимым условием достижения целей социально-экономического развития области является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы. Эффективная и ответственная бюджетная политика является важнейшей предпосылкой для улучшения качества жизни населения.

7. Стратегией социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года (далее - Стратегия) в качестве стратегических целей развития Костромской области определены повышение уровня благосостояния и качества жизни жителей региона, выстраивание конкурентоспособной модели экономики области на основе современных методов управления, эффективного оборота и расходования ресурсов, выполнения экономических, финансовых, социальных обязательств перед обществом.

Достижение этих целей может быть обеспечено при наличии благоприятных условий для жизни населения, а также эффективной деятельности исполнительных органов государственной власти Костромской области, что требует обоснованной оценки ресурсного потенциала региона в достижении поставленных целей.

Модель постоянного роста бюджетных расходов, особенно учитывая принятие решений об увеличении "длящихся" социальных обязательств, исчерпала свои возможности. В сложившейся ситуации принятие финансово необеспеченных решений, какими бы полезными они не были, приведет к потере устойчивости областного бюджета, недоверию к проводимой финансовой политике в регионе.

Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости областного бюджета необходимо скоординировать действия исполнительных органов государственной власти Костромской области для совершенствования действующей системы социально-экономического и бюджетного планирования.

8. Разработка бюджетной стратегии, определяющей долгосрочную политику в сфере управления доходной и расходной частями областного бюджета, управления государственным долгом Костромской области и в сфере межбюджетных отношений, является важным направлением повышения эффективности бюджетных расходов.

При этом показатели бюджетной стратегии, прогноза социально-экономического развития Костромской области и Стратегии должны быть соотнесены между собой, в результате чего будут увязаны показатели стратегического и бюджетного планирования в долгосрочной и среднесрочной перспективе, повысится обоснованность принимаемых стратегических решений с точки зрения требуемых бюджетных и иных связанных с ними ресурсов, стратегические ориентиры развития региона будут четко определять приоритетные направления расходования бюджетных средств.

9. Исходя из вышеизложенного для увязки целей и задач среднесрочного и долгосрочного планирования необходимо:

1) в течение срока действия Программы корректировать положения Стратегии с учетом меняющегося состояния социально-экономического развития Костромской области;

2) разработать долгосрочный прогноз социально-экономического развития региона с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период на основе данных, представляемых исполнительными органами государственной власти Костромской области и органами местного самоуправления, являющийся основой для разработки бюджетной стратегии на соответствующий период;

3) разработать бюджетную стратегию, определяющую финансовые возможности достижения основных целей и результатов государственной политики при обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы и повышении эффективности бюджетных расходов;

4) скорректировать мероприятия и показатели государственных программ Костромской области с учетом показателей Стратегии и долгосрочного прогноза социально-экономического развития области.

10. В бюджетной стратегии на соответствующий период устанавливаются предельные объемы прогнозных расходов областного бюджета на реализацию каждой государственной программы на весь срок ее реализации. Предельные объемы ("потолки") расходов позволят определить среднесрочные приоритеты в распределении бюджетных расходов, сформировать полноценные, обеспеченные финансированием государственные программы, создать стимулы для ответственных исполнителей по выявлению и использованию резервов для перераспределения расходов и, следовательно, повышения эффективности использования бюджетных средств.

11. Долговая политика Костромской области основывается на безусловном выполнении установленных бюджетным законодательством ограничений по размеру государственного долга субъекта Российской Федерации и расходов на его обслуживание и осуществляется с учетом необходимости обеспечения сбалансированности областного бюджета.

В целях снижения рисков рефинансирования краткосрочных банковских кредитов, обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости областного бюджета, равномерного распределения долговой нагрузки во времени ставится задача использования для целей обеспечения сбалансированности областного бюджета среднесрочных и долгосрочных заемных источников финансирования дефицита областного бюджета. Выбор инструментов среднесрочных и долгосрочных заимствований (кредиты кредитных организаций, государственные ценные бумаги) будет осуществляться в зависимости от текущей ситуации на финансовом рынке.

Глава 4. УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ В РАСХОДОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ


12. Бюджетная политика в сфере расходов будет направлена на безусловное исполнение действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов.

13. Приоритетные направления бюджетных расходов в течение срока действия Программы включают обеспечение мероприятий по исполнению Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" (далее - указы Президента Российской Федерации), определяющих основные направления развития страны на ближайшие годы. Достижение целевых показателей "дорожных карт" по реализации указов Президента Российской Федерации будет обеспечено в рамках реализации государственных программ Костромской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»