Бюджетная политика на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в области расходов бюджета города Омска отвечает принципам консервативного бюджетного планирования и ориентирована на эффективное использование бюджетных средств.
Основными направлениями бюджетной политики в области расходов определены:
1. Совершенствование структуры расходов городского бюджета и повышение их эффективности.
Отсутствие возможностей для наращивания общего объема расходов бюджета города Омска требует выявления резервов экономии по каждому из направлений использования бюджетных средств.
При планировании бюджетных ассигнований на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов следует четко определить приоритеты расходования бюджетных средств, уделив особое внимание социально-экономическому развитию города Омска. Деятельность органов местного самоуправления и муниципальных учреждений города Омска должна быть нацелена на достижение конкретных, общественно значимых результатов, определенных Стратегией социально-экономического развития города Омска до 2025 года, утвержденной постановлением Администрации города Омска от 9 июля 2014 года N 938-п.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов необходимо ясное понимание последствий реализации любых мер муниципальной политики с точки зрения их влияния на темпы продвижения к достижению поставленных целей и задач.
В связи с чем на первый план выходит задача повышения эффективности и обоснованности показателей муниципальных программ города Омска. Муниципальные программы города Омска являются наиболее значимым инструментом бюджетирования, ориентированного на результат, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование.
Все программно-целевые методы управления города Омска должны отвечать приоритетам социально-экономического развития города Омска, а также разрабатываться и реализовываться с учетом оценки бюджетной эффективности расходов бюджета города Омска, позволяющей соизмерять затраты и результаты выполнения программных мероприятий, оценивать степень достижения поставленных целей и задач.
Это принципиальная позиция: ресурсы бюджета города Омска должны быть мобилизованы на приоритетных направлениях, а их отдача должна быть максимальной.
С целью повышения эффективности бюджетных расходов необходимо также обеспечить широкое вовлечение граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, общественного контроля за их эффективностью и результативностью, развитие практики инициативного бюджетирования и муниципально-частного партнерства.
2. Повышение эффективности оказания муниципальных услуг и выполнения работ.
Целям оптимизации расходных обязательств города Омска должно отвечать и дальнейшее повышение эффективности и качества оказываемых муниципальными учреждениями города Омска муниципальных услуг, выполняемых работ. Для этого должна быть продолжена работа по:
- оптимизации сети муниципальных учреждений города Омска, а также упорядочению осуществления ими приносящей доход деятельности;
- повышению обоснованности планирования и распределения средств бюджета города Омска на оказание муниципальных услуг и выполнение работ.
Предстоит дальнейшее совершенствование и проведение углубленного анализа нормативных затрат на оказание муниципальных услуг в целях выявления существенной дифференциации в стоимости однотипных муниципальных услуг и принятия мер по оптимизации затрат на их оказание. Требуют решения вопросы обоснованности затрат на содержание не используемого для выполнения муниципального задания имущества, поскольку данные расходы не будут применяться при расчете объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания, начиная с муниципального задания на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов в соответствии с бюджетным законодательством;
- повышению рациональности и экономности использования бюджетных средств муниципальными учреждениями города Омска (в частности, при проведении закупок);
- усилению контроля за выполнением муниципальными учреждениями города Омска муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), включая проведение оценки соблюдения стандартов качества муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями города Омска, с изучением мнения населения о качестве оказываемых муниципальных услуг;
- обеспечению исполнения мер социального характера, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N N 596 - 602, N 606;
- поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. Бюджетная политика в части субсидирования юридических лиц и предоставления грантовой поддержки должна быть направлена не только на поддержку развития малого и среднего предпринимательства, но и на привлечение внебюджетных источников и средств бизнес-сообщества для расширения спектра муниципальных услуг и повышения их качества.
3. Поэтапный переход к бездефицитному бюджету города Омска.
Переход к бездефицитному бюджету планируется осуществить за счет:
- мобилизации доходов бюджета города Омска, в том числе за счет автоматизации всех систем бюджетного процесса, включая систему управления имущественно-земельным комплексом, увязки их с геоинформационными системами, планами развития города Омска, налоговым и доходным потенциалом города Омска;
- минимизации рисков, связанных с управлением муниципальным долгом;
- обеспечения установленного уровня софинансирования расходных обязательств в целях максимального привлечения средств других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- определения приоритетности бюджетных расходов, в том числе за счет минимизации принятия новых расходных обязательств, исходя из обоснованности социальной и бюджетной эффективности их реализации.