Прогноз социально-экономического развития города Омска на 2017 год и на период до 2019 года (далее - прогноз) разработан на основе сценарных условий социально-экономического развития города Омска на 2017 год и на период до 2019 года, итогов социально-экономического развития города Омска за истекший период 2016 года и ожидаемых итогов социально-экономического развития города Омска за 2016 год, а также тенденций социально-экономического развития города Омска в предшествующие годы.
Прогноз относится к документам стратегического планирования развития города Омска.
Прогноз содержит систему ожидаемых в среднесрочной перспективе показателей социально-экономического развития города Омска, основанную на реализации различных условий развития и используемую для принятия решений в управлении экономикой и социальной сферой города Омска.
Прогноз является основой для разработки планов и программ социально-экономического развития города Омска, а также проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период.
При разработке прогноза использовались следующие материалы:
- сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации;
- прогноз социально-экономического развития Омской области на 2016 год и на период до 2018 года, одобренный распоряжением Правительства Омской области от 2 ноября 2015 года N 169-рп;
- отчетные статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области;
- отчетные и прогнозные материалы о социально-экономическом развитии города Омска структурных подразделений Администрации города Омска.
Прогноз разработан на вариантной основе в составе двух основных вариантов - вариант 1 (базовый сценарий) и вариант 2 (целевой сценарий).
Прогноз рассматривает развитие российской экономики в условиях сохраняющейся геополитической нестабильности, применения к России на протяжении всего прогнозного периода санкционного режима со стороны Европейского союза и США, поддерживающего жесткие ограничения доступа российских компаний к мировому рынку капитала, и ответных экономических мер.
Базовый вариант характеризует развитие российской экономики в условиях сохранения консервативных тенденций изменения внешних факторов при сохранении консервативной бюджетной политики, в том числе в части социальных обязательств государства.
Вариант разработан исходя из умеренной динамики цен на нефть марки "Urals" на уровне 40 долларов США за баррель в 2016 - 2019 годах.
В социальной сфере базовый вариант предусматривает повышение уровня жизни населения на основе умеренного увеличения социальных обязательств государства и бизнеса. Следствием этого будет сдержанная динамика потребительского спроса.
На фоне низкого потребительского спроса инфляция замедлится до 5,2 - 5,5 процента в 2016 году против 10,9 процента в 2015 году с дальнейшим замедлением ее роста до 4 процентов к 2019 году.
В 2016 году положительным фактором восстановления экономики остается рост экспорта товаров, к которому добавляется фактор замедления снижения запасов материальных оборотных средств с переходом к их последующему росту. Ожидается, что начиная с 2017 года восстановится положительная динамика инвестиций в основной капитал и рост доходов населения, что будет способствовать росту инвестиционного и потребительского спроса при сохранении положительной динамики внешнеэкономического спроса.
Целевой вариант ориентирует на достижение целевых показателей социально-экономического развития и решение задач стратегического планирования.
Предполагается выход российской экономики на траекторию устойчивого роста темпами не ниже среднемировых, снижение инфляции до уровня 4 процентов в 2017 году и рост производительности труда не менее чем на 5 процентов в среднесрочной перспективе при одновременном обеспечении макроэкономической сбалансированности.
Внешние условия сохраняются на уровне базового варианта, но для достижения намеченных целей предполагается смена ориентации экономики на инвестиционную модель развития при сдерживании в первые годы прогнозного периода роста расходов на потребление и социальных обязательств государства и бизнеса.
Снижение инфляции до 4 процентов в 2017 году предполагает существенное сдерживание внутреннего спроса, прежде всего спроса домашних хозяйств. Рост инвестиций в основной капитал в 2017 году также не достигнет темпов, необходимых для динамичного роста экономики, вследствие значительной инерционности инвестиционного процесса и ограниченности финансирования.
Вместе с тем начиная с 2018 года, с учетом снижения процентной ставки и создания благоприятных условий для кредитования бизнеса, начала реализации крупных инвестиционных проектов и мер экономической политики, направленных на активизацию факторов экономического роста и повышение эффективности экономики, темпы роста экономического роста будут непрерывно возрастать, что, прежде всего, касается темпов роста промышленного производства.
В качестве основного варианта для разработки параметров проекта бюджета города Омска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов предлагается первый вариант прогноза.
Показатели прогноза на 2017 год и на период до 2019 года уточнены по сравнению с показателями прогноза социально-экономического развития города Омска на 2016 год и на период до 2018 года, одобренного постановлением Администрации города Омска от 12 октября 2015 года N 1282-п "О внесении проекта бюджета города Омска на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов в Омский городской Совет". При этом осуществлено уточнение следующих показателей прогноза на 2017 - 2018 годы:
- среднегодовой численности населения и ее структуры - в результате получения оценок численности населения города Омска и ее половозрастной структуры на начало 2016 года, анализа динамики естественного и миграционного движения населения в 2016 году и корректировки на этой основе прогнозных оценок демографического развития в периоде 2017 - 2018 годов;
- среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних организаций - в результате анализа динамики заработной платы в истекшем периоде 2016 года, динамики темпов роста омской экономики в 2016 году, а также прогнозной оценки темпов роста экономики и заработной платы в 2017 - 2018 годах;
- индекса промышленного производства - в результате анализа динамики промышленного производства в истекшем периоде 2016 года и прогнозных оценок развития промышленности в 2017 - 2018 годах;
- оборота розничной торговли и объема платных услуг населению - в результате анализа динамики оборота розничной торговли и объема платных услуг в истекшем периоде 2016 года и уточнения оценок развития потребительского спроса в 2017 - 2018 годах;
- прибыли прибыльных крупных и средних организаций по всем видам деятельности - в результате анализа динамики прибыли, полученной омскими крупными и средними организациями в истекшем периоде 2016 года, и изменения прогнозных оценок роста прибыли в 2017 - 2018 годах;