ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2015 года N 1282-п
О ВНЕСЕНИИ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА ГОРОДА ОМСКА НА 2016 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ В ОМСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Администрации города Омска от 25.07.2024 N 576-п.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьями 172, 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Омска, постановляю:
1. Одобрить:
- прогноз социально-экономического развития города Омска на 2016 год и на период до 2018 года согласно приложению N 1 к настоящему постановлению;
- основные направления налоговой политики города Омска на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов согласно приложению N 2 к настоящему постановлению;
- основные направления бюджетной политики города Омска на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.
2. Внести на рассмотрение в Омский городской Совет проект Решения Омского городского Совета "О бюджете города Омска на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов" в установленном порядке.
3. Департаменту информационной политики Администрации города Омска опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации города Омска.
ПРОГНОЗ социально-экономического развития города Омска на 2016 год и на период до 2018 года
N п/п | Наименование показателя | Единица измерения | 2014 год (отчет) | 2015 год (оценка) | 2016 год (прогноз) | 2017 год (прогноз) | 2018 год (прогноз) | |||
первый вариант | второй вариант | первый вариант | второй вариант | первый вариант | второй вариант | |||||
1 | Среднегодовая численность населения, в том числе: | тыс. человек | 1 170,0 | 1 174,8 | 1 176,4 | 1 176,4 | 1 177,8 | 1 177,8 | 1 179,1 | 1 179,1 |
моложе трудоспособного возраста (0 - 15 лет) | тыс. человек | 185,6 | 193,3 | 200,9 | 200,9 | 207,8 | 207,8 | 214,0 | 214,0 | |
в трудоспособном возрасте (мужчины 16 - 59 лет, женщины 16 - 54 лет) | тыс. человек | 716,6 | 706,9 | 694,6 | 694,6 | 683,0 | 683,0 | 672,5 | 672,5 | |
старше трудоспособного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше) | тыс. человек | 267,8 | 274,6 | 280,9 | 280,9 | 287,0 | 287,0 | 292,6 | 292,6 | |
2 | Среднегодовая численность населения в возрасте 1 - 6 лет | тыс. человек | 81,7 | 85,3 | 88,6 | 88,6 | 91,3 | 91,3 | 93,3 | 93,3 |
3 | Среднегодовая численность населения в возрасте 6 - 17 лет | тыс. человек | 119,3 | 122,6 | 126,6 | 126,6 | 131,6 | 131,6 | 137,9 | 137,9 |
4 | Среднесписочная численность работников всех предприятий и организаций | тыс. человек | 486,1 | 484,7 | 483,4 | 483,6 | 481,7 | 481,9 | 480,0 | 480,2 |
5 | Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций | руб. | 29 619 | 30 774 | 31 975 | 32 159 | 33 573 | 33 928 | 35 588 | 36 133 |
6 | Индекс промышленного производства, к предыдущему году, в том числе по видам экономической деятельности: | % | 103,5 <*> | 102,0 | 101,4 | 102,6 | 101,8 | 103,1 | 102,4 | 104,7 |
обрабатывающие производства | % | 104,0 <*> | 102,7 | 101,8 | 102,6 | 102,1 | 103,1 | 102,7 | 104,7 | |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | % | 102,0 <*> | 94,0 | 101,0 | 102,0 | 101,5 | 102,5 | 101,7 | 102,7 | |
7 | Оборот розничной торговли <**> | млн. руб. | 268 497 | 291 508 | 319 638 | 319 779 | 352 309 | 353 555 | 386 181 | 391 281 |
8 | Индекс физического объема оборота розничной торговли, к предыдущему году <**> | % | 99,8 | 94,0 | 102,0 | 103,1 | 103,3 | 104,6 | 103,9 | 105,2 |
9 | Объем платных услуг населению | млн. руб. | 70 254 <*> | 80 332 | 87 135 | 87 269 | 94 832 | 95 195 | 103 149 | 103 950 |
10 | Индекс физического объема платных услуг населению, к предыдущему году | % | 100,3 <*> | 99,0 | 100,9 | 102,1 | 102,0 | 103,2 | 103,1 | 103,8 |
11 | Прибыль прибыльных крупных и средних организаций по всем видам деятельности | млн. руб. | 37 033 | 40 146 | 41 079 | 41 840 | 42 121 | 43 451 | 43 665 | 45 144 |
12 | Объем инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования) | млн. руб. | 93 898 <*> | 95 914 | 103 945 | 105 896 | 113 912 | 116 723 | 125 450 | 129 161 |
13 | Объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах, к предыдущему году | % | 98,6 <*> | 93,2 | 101,0 | 102,8 | 102,9 | 103,4 | 103,7 | 104,0 |
14 | Ввод в действие жилых домов | тыс. кв.м | 640,3 | 550,0 | 495,0 | 550,0 | 445,0 | 495,0 | 400,5 | 500,0 |
15 | Сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению, декабрь к декабрю предыдущего года | % | 111,4 | 111,5 - 112,7 | 107,8 | 106,5 | 106,5 | 105,5 | 105,1 | 104,8 |
16 | Сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению, в среднем за год к предыдущему году | % | 107,5 | 115,5 - 116,5 | 107,5 | 106,4 | 106,7 | 105,7 | 105,5 | 105,2 |
________________
<*> - предварительные данные;
<**> - без учета объемов скрытой деятельности.
Прогноз социально-экономического развития города Омска на 2016 год и на период до 2018 года (далее - прогноз) разработан на основе сценарных условий социально-экономического развития города Омска на 2016 год и на период до 2018 года, итогов социально-экономического развития города Омска за восемь месяцев 2015 года и ожидаемых итогов социально-экономического развития города Омска за 2015 год, а также тенденций социально-экономического развития города Омска в предшествующие годы.
Прогноз является основой для разработки документов социально-экономического развития города Омска, в том числе планов и программ социально-экономического развития города Омска, а также проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период.
При разработке прогноза использовались следующие материалы:
- сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации;
- основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов, разработанные Центральным банком Российской Федерации;
- отчетные статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области;
- отчетные и прогнозные материалы о социально-экономическом развитии города Омска структурных подразделений Администрации города Омска.
Прогноз разработан на вариантной основе в составе двух основных вариантов - вариант 1 (базовый сценарий) и вариант 2 (оптимистичный сценарий).
Варианты прогноза базируются на наиболее вероятном развитии внешних экономических условий для Российской Федерации, а также предполагаемых действиях ряда внутренних российских факторов, в частности государственной экономической политики и структурных характеристик экономики. С другой стороны, сценарии развития экономической ситуации формируются с учетом проведения активной денежно-кредитной политики, направленной на обеспечение внутренней ценовой стабильности, то есть на снижение и стабилизацию на низком уровне инфляции в среднесрочном периоде.
Наибольшей неопределенностью среди внешних факторов, оказывающих значительное влияние на экономику России, характеризуется динамика мировых цен на нефть. Базовый сценарий предполагает сохранение среднегодового уровня цены на нефть около 50 долларов США за баррель в течение всего трехлетнего периода. Оптимистичный сценарий предполагает постепенный рост среднегодового уровня цены на нефть марки "Юралс" до 70 - 80 долларов США за баррель в 2018 году.
Во всех рассматриваемых вариантах прогноза ожидается сохранение внешних санкций в отношении российской экономики на протяжении трехлетнего периода без значимого изменения масштаба или характера их действия. Сдерживающее влияние санкций на российскую экономику будет транслироваться через повышенный уровень экономической неопределенности, сохранение ограниченного доступа российских компаний и банков к внешнему финансированию и использованию импорта высокотехнологичной продукции для осуществления инвестиций.
На прогнозном горизонте предполагается сохранение действующих ограничений на ввоз отдельных видов импортных товаров, установленных в ответ на введение внешних санкций в отношении России, однако их расширения не ожидается. Соответственно, данный фактор не будет оказывать дополнительного влияния на динамику цен потребительских товаров.
В части внутренних условий одним из важных факторов является влияние государственной политики. На прогнозном горизонте бюджетная политика будет оказывать сдержанное влияние на экономический рост. Возможности расширения расходов бюджета будут ограничиваться сокращением относительно предыдущих лет поступлений нефтегазовых доходов, которое будет наибольшим в базовом сценарии и наименьшим - в оптимистичном сценарии.
Сохранение консервативного подхода к государственным расходам позволит ограничить бюджетный дефицит и обеспечить долгосрочную устойчивость государственных финансов с учетом объективных изменений внешних условий и растущей нагрузки на бюджет со стороны пенсионной системы. Вместе с тем продолжение работы по повышению эффективности бюджетных расходов и принятие мер, направленных на улучшение делового климата, будут способствовать преодолению структурных ограничений для роста экономики. При этом сохранение умеренных темпов индексации оплаты труда в бюджетном секторе и тарифов на услуги естественных монополий позволит предотвратить нежелательный рост инфляционных рисков, а также создаст условия для оптимизации издержек производителей.
В рамках всех представленных вариантов прогноза в среднесрочной перспективе продолжат действовать структурные ограничения для роста российской экономики, в том числе связанные с неблагоприятными демографическими тенденциями и невысокой мобильностью трудовых ресурсов. Их воздействие, в том числе, будет затруднять подстройку экономики к фундаментальному ухудшению внешнеэкономических условий относительно предыдущих лет и ограничивать восстановление экономического роста.
Важным условием повышения долгосрочного потенциала роста экономики должны стать структурные изменения, связанные с перетоком производственных ресурсов из менее конкурентоспособных отраслей в более конкурентоспособные. Кроме того, крайне важными будут меры государственной политики в направлении улучшения делового климата, поддержки повышения качества трудовых ресурсов и роста производительности. В случае если их реализация позволит экономике более динамично преодолевать ресурсные ограничения на среднесрочном горизонте, не исключен выход темпов экономического роста на более высокий уровень, чем в рассмотренных сценариях, без дополнительного роста инфляционного давления в экономике.
На прогнозном горизонте будут сформированы условия для снижения инфляционных ожиданий в экономике и последовательного замедления инфляции. Их фактором будет являться сохранение большую часть периода относительно сдержанной динамики доходов и потребительского спроса в условиях реализации консервативной бюджетной политики и последовательной денежно-кредитной политики, направленной на снижение инфляции в среднесрочном периоде.
В качестве основного варианта для разработки параметров проекта бюджета города Омска на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов предлагается первый вариант прогноза.
Показатели прогноза на 2016 год и на период до 2018 года уточнены по сравнению с показателями прогноза социально-экономического развития города Омска на 2015 год и на период до 2017 года, одобренного постановлением Администрации города Омска от 9 октября 2014 года N 1360-п "О внесении проекта бюджета города Омска на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов в Омский городской Совет". При этом осуществлено уточнение следующих показателей прогноза на 2016 - 2017 годы:
- среднегодовой численности населения и ее структуры - в результате получения оценок численности населения города Омска и ее половозрастной структуры на начало 2015 года, анализа динамики естественного и миграционного движения населения в 2015 году и корректировки на этой основе прогнозных оценок демографического развития в периоде 2016 - 2017 годов;
- среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних организаций - в результате анализа динамики заработной платы в истекшем периоде 2015 года, динамики темпов роста омской экономики в 2015 году, а также прогнозной оценки темпов роста экономики и заработной платы в 2016 - 2017 годах;
- индекса промышленного производства - в результате анализа динамики промышленного производства в истекшем периоде 2015 года и прогнозных оценок развития промышленности в 2016 - 2017 годах;
- оборота розничной торговли и объема платных услуг населению - в результате анализа динамики оборота розничной торговли и объема платных услуг в истекшем периоде 2015 года и уточнения оценок развития потребительского спроса в 2016 - 2017 годах;
- прибыли (убытка) крупных и средних организаций по всем видам деятельности - в результате анализа динамики прибыли (убытков), полученных омскими крупными и средними организациями в истекшем периоде 2015 года, и изменения прогнозных оценок роста прибыли в 2016 - 2017 годах;
- объема инвестиций в основной капитал - в результате анализа инвестиционной активности организаций в истекшем периоде 2015 года и изменения прогнозных оценок объемов инвестиций в основной капитал в 2016 - 2017 годах;
- ввода в действие жилых домов - в результате уточнения прогнозных оценок ввода жилья в 2016 - 2017 годах;
- сводного индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению - в результате уточнения оценки инфляции по ожидаемым итогам 2015 года, корректировки прогнозной оценки инфляции в 2016 - 2017 годах.
Среднегодовая численность населения города Омска составила в 2014 году 1170,0 тыс. человек. В 2015 - 2018 годах ожидается рост среднегодовой численности населения до 1174,8 - 1179,1 тыс. человек. Прогноз перспективной численности населения основывается на тенденциях демографического развития с учетом принятых на государственном и муниципальном уровнях решений, влияющих на рост показателей рождаемости и снижение уровня смертности.
С 2010 года начал действовать неблагоприятный демографический фактор - снижение численности женщин активного репродуктивного возраста (20 - 29 лет) при одновременном увеличении численности женщин в возрасте 30 - 39 лет. Кроме того, отмечается постарение возрастной модели рождаемости (рождаемость детей женщинами в более поздних возрастах). Эти факторы уже начали оказывать влияние на некоторую стабилизацию рождаемости: в 2014 году по сравнению с 2013 годом рождаемость выросла всего на 2,8 процента; в прогнозном периоде влияние этих факторов будет усиливаться.
Продолжает сокращаться численность населения в трудоспособном возрасте. В течение 2015 - 2018 годов эта тенденция будет устойчивой, что будет приводить к уменьшению численности экономически активного населения. Это связано с тем, что в трудоспособный возраст продолжат вступать относительно малочисленные поколения 1990-х годов рождения, а выбывать - многочисленные поколения рожденных в 50-е годы прошлого века.
Значительное увеличение численности населения старших возрастов уже приводит к росту демографической нагрузки, что потребует от государства как дополнительных расходов на выполнение социальных обязательств по пенсионному и социальному обеспечению, так и увеличения расходов на оказание качественной медицинской помощи.
За счет роста рождаемости в предыдущие годы будет продолжаться увеличение численности детей дошкольного возраста (дети в возрасте 1 - 6 лет). В связи с этим одной из главных задач остается удовлетворение значительного роста потребности в детских дошкольных учреждениях. В то же время с 2014 года начала увеличиваться численность школьников (детей в возрасте 6 - 17 лет). Соответственно, будет возрастать нагрузка в действующих школах и сохранится потребность в строительстве школ в новых жилых микрорайонах города Омска.
Прогнозная оценка развития занятости населения в 2015 - 2018 годах базируется на тенденциях демографического развития (уменьшение численности населения в трудоспособном возрасте), а также на структурных изменениях в занятости населения (перераспределение работающих между крупными, средними предприятиями и предприятиями малого бизнеса).
Для экономики города Омска актуальным остается проведение политики по техническому перевооружению действующих предприятий, а также трудосберегающей политики.
Ограниченные финансовые возможности бюджетной системы по индексации заработной платы бюджетников в условиях невысоких темпов роста в отраслях экономики и оптимизации предприятиями издержек на труд замедляют рост номинальной заработной платы. По итогам 2015 года ожидается, что номинальная заработная плата работников крупных и средних организаций вырастет на 3,9 процента (в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличение составило 5,5 процента).