Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КУРСКА НА 2009 - 2013 ГОДЫ


1.1.5. Образование


Муниципальная система образования характеризуется многообразием типов и видов подведомственных учреждений и включает в себя:

- 60 дневных общеобразовательных учреждений, из них: 1 лицей, 3 гимназии и 15 школ с углубленным изучением отдельных предметов;

- 2 вечерние (сменные) общеобразовательные школы;

- 1 прогимназию;

- 10 учреждений дополнительного образования;

- 65 дошкольных образовательных учреждений;

- 7 учреждений, обеспечивающих функционирование системы образования.

В общеобразовательных учреждениях города обучается 38089 школьников.

В Курске создана дифференцированная образовательная сеть. С 1 сентября 2006 года осуществлен переход на предпрофильную подготовку учащихся 9-х классов всех школ. На базе общеобразовательных учреждений функционируют 143 класса с углубленным изучением отдельных предметов, 137 профильных классов, 18 кадетских классов, 86 специальных (коррекционных) классов VII вида.

Развитая сеть общеобразовательных учреждений позволяет в положительной динамике решать вопрос качества общеобразовательной подготовки обучающихся. Одним из показателей качества образовательной деятельности являются результаты участия школьников в олимпиадах по общеобразовательным предметам различного уровня. В 2007 году победителями и призерами 2-го этапа Всероссийской олимпиады стали 256 учащихся, в 3-м этапе учащиеся школ города заняли 93 призовых места, в том числе 7 учащихся заняли призовые места по двум предметам. В целях поддержки и поощрения одаренных детей 35 учащихся получали стипендии Губернатора Курской области и 96 учащихся - стипендии главы Администрации города Курска.

Общеобразовательные учреждения и педагогические работники города Курска активно участвуют в реализации приоритетного национального проекта "Образование". В 2006 году в конкурсе общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные программы, победителями признаны коллективы гимназий NN 4, 44, лицея N 2, школ NN 6, 57, в 2007 году - школ NN 7, 27, 31, 59, 18, ставших обладателями миллионных грантов. Полученные средства направлены на оснащение образовательного процесса. Приобретены компьютерные классы, интерактивные аппаратно-программные комплексы, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия, учебная мебель.

Почти пятая часть школьников занимается во вторую смену. В 2011 году ожидается увеличение количества детей, обучающихся во 2-ю смену, в связи с увеличением в 1,9 раза по отношению к 2008 году количества первоклассников. Самые низкие показатели обеспеченности общеобразовательными учреждениями наблюдаются в центральной части города и микрорайонах интенсивной жилой застройки, в связи с чем требует решения вопрос строительства школ в Северном жилом районе, в Юго-Западном микрорайоне N 2 (по проспекту Клыкова), а также 2-й очереди школы N 5 по улице Мирной. В 2010 году планируется строительство пристройки к школе N 19, что позволит принять дополнительное количество учащихся.

Получила дальнейшее развитие система дошкольного образования. В 2007 году дополнительно открыто 11 групп, в которые зачислены 255 детей, принят в муниципальную собственность детский сад от Курского ОАО "Прибор" на 215 мест. Сдан в эксплуатацию детский сад N 135 по ул. Мыльникова. В 2008 году ведется работа по возврату бывших зданий детских дошкольный образовательных учреждений, ранее переданных различным учреждениям.

Детские дошкольные образовательные учреждения посещают около 13 тысяч детей. В них функционируют специальные группы для детей с нарушениями речи, заболеваниями опорно-двигательной системы, пищеварительного тракта, тяжелыми нарушениями зрения, задержкой психического развития, функционируют отдельные дошкольные учреждения для детей с туберкулезной интоксикацией.

Самой острой проблемой в дошкольном образовании является сложившийся дефицит мест в детских дошкольных учреждениях, что нарушает реализацию одного из основных положений Федерального закона "Об образовании" - общедоступности дошкольного образования. Очередь на обеспечение детей местами в детские сады насчитывает свыше 11 тысяч человек. Потребность в детских дошкольных учреждениях имеется не только в микрорайонах новой жилой застройки (проспекты Победы, Клыкова, Хрущева), но и в существующих микрорайонах: пос. Волокно, привокзальной части Железнодорожного округа.

Большинство зданий образовательных учреждений требуют проведения капитального ремонта. Недостаточное финансирование отрасли не обеспечивает проведение необходимых ремонтных работ в полном объеме, в связи с чем техническое состояние многих зданий образовательных учреждений и жизнеобеспечивающих систем (отопление, водоснабжение, канализация) не соответствует санитарным требованиям.

В целях обеспечения безопасных условий муниципальных образовательных учреждений города в 2006 году утверждена муниципальная целевая программа "Безопасность муниципальных образовательных учреждений города Курска" на 2005 - 2008 годы. В ходе ее реализации проведена работа по обеспечению противопожарной безопасности: 96 образовательных учреждений оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, в 69 установлена голосовая система оповещения о пожаре, 75 оснащены "тревожной" кнопкой, в 10 установлена система видеонаблюдения. На выполнение мероприятий программы в 2006 - 2007 годах необходимо было выделить средства бюджета города в сумме 99,9 млн. руб., фактически выделено 30,2 млн. руб., что составляет 30,2% от потребности. Недостаточное финансирование не позволило установить автоматическую пожарную сигнализацию, систему голосового оповещения о пожаре и "тревожную" кнопку во всех образовательных учреждениях города.

В муниципальной системе образования работает свыше 12 тыс. чел., в том числе 7,3 тыс. педагогических работников. Квалификационные категории получили 5,7 тыс. педагогов, в том числе 1,2 тыс. - высшую категорию, 2,5 тыс. - I категорию, 2 тыс. - II категорию. Почетное звание "Заслуженный учитель Российской Федерации" присвоено 36 педагогическим работникам.

Среднемесячная начисленная заработная плата в расчете на одного работника муниципальных образовательных учреждений составила в 2007 году 6763 руб., что на 32% меньше уровня средней заработной платы работников по городу. Низкий уровень заработной платы является основной причиной нежелания молодых специалистов работать в этой отрасли. В настоящее время в системе образования работает около 12% педагогических работников пенсионного возраста.

Таким образом, основными проблемами образовательной системы города Курска являются:

- недостаточное ресурсное обеспечение отрасли;

- недостаточная обеспеченность образовательными учреждениями;

- низкий уровень заработной платы работников образования.