Основные показатели развития потребительского рынка товаров и услуг города Курска за 2009 - 2013 годы
N п/п | Наименование показателей | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. (оценка) | 2013 г. к 2008 г., % |
1 | Оборот розничной торговли, млн. руб. | 64795,8 | 72616,9 | 87146,1 | 98096,6 | 111303,9 | 187,2 |
Индекс физического объема к предыдущему году, в % | 95,4 | 105,2 | 110,8 | 106,9 | 106,8 | 127 | |
Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. руб. | 157,4 | 174,9 | 207,5 | 230,3 | 258 | 177,7 | |
2 | Оборот общественного питания, млн. руб. | 1926,6 | 1852,1 | 2101,4 | 2430,6 | 2759,3 | 134,5 |
Индекс физического объема к предыдущему году, в % | 95,7 | 92,4 | 104,4 | 106,8 | 106,0 | 104,5 | |
Оборот общественного питания на душу населения, тыс. руб. | 4,7 | 4,5 | 5,0 | 5,7 | 6,4 | 128 | |
3 | Объем платных услуг населению, млн. руб. | 22485,8 | 24740,9 | 27636,7 | 30934,8 | 34918,5 | 173 |
Индекс физического объема к предыдущему году, в % | 96,4 | 102,4 | 104,5 | 105,3 | 105,1 | 114,2 | |
Объем платных услуг на душу населения, тыс. руб. | 54,6 | 59,6 | 65,8 | 72,6 | 80,9 | 164,1 |
Увеличению объема розничного товарооборота способствовал ряд факторов, в том числе участие предприятий потребительского рынка в городских, областных, региональных выставках-ярмарках.
В сфере потребительского рынка были разработаны и утверждены органами местного самоуправления города Курска нормативные акты: о местах общественного питания на территории города Курска, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе розлив и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе; о схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города; о создании городской комиссии по проведению мониторинга ценовой ситуации на продовольственном рынке города Курска; об определении границ прилегающих к некоторым организациям и (или) объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Большое внимание уделялось защите прав потребителей согласно законодательству Российской Федерации. За период с 2009 по 2013 год рассмотрено около 5 тысяч обращений потребителей по вопросам, связанным с нарушениями, возникающими при продаже товаров, выполнении работ, услуг. С целью оказания правовой помощи потребителям по вопросам защиты их интересов оказывались консультации на личном приеме, по телефону "горячей линии", практическая помощь по порядку составления и предъявления письменных претензий.
В целях привлечения внимания к изучению законодательства о защите прав потребителей, формирования активной гражданской позиции, а также повышения качества и культуры обслуживания населения, правовой грамотности организованы и проведены: 54 факультативных урока со школьниками, в которых приняли участие более 1,3 тыс. чел.; 3 городских конкурса "Основы потребительских знаний"; 21 семинар с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами; 2 "круглых стола" на темы: "Применение норм действующего законодательства, связанных с приобретением мобильных телефонов", "Проблемные вопросы применения Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"; 2 акции - "Таинственный потребитель" и "Качественные товары - курянам!".
В течение 2009 - 2013 годов организованы: предоставление бесплатных консультативных услуг хозяйствующим субъектам по вопросам организации торговли, оказания услуг населению; семинары по повышению профессиональных знаний работников сферы услуг; конкурсы профессионального мастерства на звание "Лучший по профессии". Проведены 8 конкурсов: на лучшее предприятие потребительской сферы, "Лучший продавец", "Лучший официант", "Лучшая автозаправочная станция", смотр-конкурс "Проводы масленицы", конкурс среди барменов "Солнечный шейкер", конкурсы парикмахерского искусства, смотр-конкурс "Лучшая школьная столовая - 2013".
Помимо перечисленных конкурсов, ежегодно в целях создания праздничного облика города в новогодние и рождественские праздники проводится городской конкурс на лучшее новогоднее оформление объектов потребительской сферы.
В то же время на потребительском рынке города существует ряд проблем:
- неравномерное размещение на территории города объектов потребительской сферы: предприятий торговли, бытового обслуживания населения, общественного питания;
- недостаточное количество или полное отсутствие предприятий потребительской сферы в местах индивидуальной жилой застройки и новых микрорайонах многоэтажной жилой застройки;
- недостаточное количество специализированных предприятий бытового обслуживания населения - прачечных, бань, химчисток;
- дефицит квалифицированного персонала в сфере потребительского рынка.