РЕШЕНИЕ
от 8 апреля 2014 года N 113-5-ОС
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КУРСКА НА 2014 - 2018 ГОДЫ
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Курска Курское городское Собрание решило:
1. Утвердить прилагаемую комплексную программу социально-экономического развития города Курска на 2014 - 2018 годы.
2. Органам местного самоуправления города Курска осуществлять:
разработку проектов муниципальных программ, прогнозов социально-экономического развития города Курска, проектов бюджета города на очередной финансовый год и плановый период до 2018 года на основании комплексной программы социально-экономического развития города Курска на 2014 - 2018 годы;
контроль за ходом выполнения мероприятий комплексной программы социально-экономического развития города Курска на 2014 - 2018 годы.
3. Разместить настоящее решение на сайте Главы города Курска и Курского городского Собрания в сети "Интернет".
4. Решение вступает в силу со дня его принятия.
Председательствующий
на заседании
О.М.ГЕРМАНОВА
г. Курск
11 апреля 2014 года
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КУРСКА НА 2014 - 2018 ГОДЫ
Наименование Программы | Комплексная программа социально-экономического развития города Курска на 2014 - 2018 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р (в ред. от 08.08.2009 N 1121-р) "О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года" Устав муниципального образования "Город Курск", утвержденный решением Курского городского Собрания от 12.04.2007 N 332-3-РС (в ред. от 26.02.2013 N 13-5-РС) постановление Администрации города Курска от 07.06.2013 N 1805 "О проекте комплексной программы социально-экономического развития города Курска на 2014 - 2018 годы" (в ред. от 22.11.2013 N 4170) |
Заказчик Программы | Администрация города Курска |
Основные разработчики Программы | Комитет экономики, труда и занятости Администрации города Курска, отраслевые органы Администрации города Курска |
Цель Программы | Устойчивый рост качества жизни населения на основе стабильного развития экономического потенциала города и эффективного управления |
Основные задачи | Основными задачами достижения цели Программы являются: - обеспечение устойчивых темпов роста производства конкурентоспособной промышленной продукции, ориентированной на реальные потребности рынка; - оказание финансовой, имущественной и информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; - содействие развитию и совершенствованию сети розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания; - планировочно-пространственная организация территории Курска с учетом социально-экономического развития города во взаимосвязи с природными условиями, интересами населения и субъектов предпринимательства; - организация транспортного обслуживания населения, предоставление услуг связи; - приведение жилищного фонда в соответствие со стандартами качества; обеспечение жильем нуждающихся граждан, в первую очередь, льготных категорий, установленных федеральным законодательством; - обеспечение устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения города - водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения и канализации, повышение качества жилищно-коммунальных услуг; - обеспечение экологической, общественной безопасности города, защищенности населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - формирование у населения навыков ведения здорового образа жизни; укрепление института семьи; - обеспечение мерами социальной поддержки отдельных категорий граждан, создание безбарьерной среды; - развитие системы образования, повышение качества и доступности образовательных услуг, организация мероприятий по работе с детьми и молодежью; - развитие массового спорта, физкультурно-оздоровительных услуг; - сохранение и развитие культурного потенциала города, развитие туризма; - повышение заработной платы работникам внебюджетного сектора и бюджетной сферы; - повышение уровня занятости населения, создание и сохранение рабочих мест, снижение напряженности на рынке труда; - мобилизация доходов в бюджет города, повышение эффективности бюджетных расходов; - повышение доходности от реализации муниципального имущества и земельных участков; - совершенствование работы органов местного самоуправления |
Сроки реализации Программы | 2014 - 2018 годы |
Основные мероприятия Программы | В промышленном комплексе: - реализация инвестиционных и инновационных проектов промышленными предприятиями города, модернизация, техническое перевооружение действующих производств, создание новых мощностей, внедрение энергосберегающих технологий, освоение новых видов продукции; - расширение партнерских связей предприятий города с предприятиями других субъектов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья. В сфере потребительского рынка, малого и среднего предпринимательства: - реконструкция и капитальный ремонт предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, проведение ярмарок, выставок, конкурсов "Лучший по профессии"; - предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства: субсидий; помещений в аренду на льготных условиях; консультативных и информационных услуг. В градостроительном комплексе: - внесение изменений в корректуру Генерального плана города; - разработка проектов планировки территорий города; - строительство жилья, объектов социально-культурного и коммунального назначения, создание транспортных развязок. В сфере городского пассажирского транспорта: - открытие новых маршрутов; - приобретение нового подвижного состава, сборка троллейбусов, проведение капитального ремонта подвижного состава, трамвайных путей, контактной сети трамваев и троллейбусов; - совершенствование системы управления и контроля за работой городского пассажирского транспорта, в том числе на основе информационных и навигационных технологий. В сфере жилищной политики и коммунального хозяйства: - капитальный ремонт жилищного фонда, переселение жителей из аварийного жилищного фонда; - строительство, реконструкция, модернизация систем коммунальной инфраструктуры, внедрение ресурсосберегающих технологий; - улучшение жилищных условий молодых семей, участников Великой Отечественной войны, работников образования, граждан, принятых на учет до 01.03.2005, и других категорий граждан. В использовании муниципального имущества и земли: - контроль за своевременным и полным поступлением арендных платежей за пользование объектами муниципального нежилого фонда и земельными участками; - мероприятия по повышению эффективности использования муниципального имущества. В социальной сфере: - комплекс мер по формированию здорового образа жизни, укреплению института семьи; - развитие системы оказания социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней; - организация предоставления общедоступного и бесплатного образования по основным общеобразовательным программам, внедрение в образовательный процесс современных технологий; - поддержка талантливой молодежи; - предупреждение правонарушений в молодежной среде; - организация и проведение городских физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий для различных категорий населения; - организации досуга и обеспечение жителей города услугами муниципальных учреждений культуры; организация и проведение городских фестивалей, конкурсов, турниров; - расширение видов туристической деятельности. В сфере экологической безопасности: - комплекс мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду. В сфере административной реформы: - комплекс мер по повышению качества муниципального управления |
Исполнители основных мероприятий Программы | Отраслевые и территориальные органы Администрации города Курска, организации всех форм собственности, расположенные на территории города |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования программы в 2014 - 2018 годах составит 50977,4 млн. руб., в том числе: средства бюджета города Курска - 7235,4 млн. руб.; предполагаемые средства областного бюджета - 8473,8 млн. руб.; предполагаемые средства федерального бюджета - 6177,0 млн. руб.; предполагаемые собственные средства предприятий и организаций - 6991,0 млн. руб.; предполагаемые средства внебюджетных источников - 22100,2 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | В результате реализации Программы ожидается: в промышленности - увеличение объемов отгрузки промышленной продукции в 2018 году на 43% к уровню 2013 года; в строительстве - увеличение объемов работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", по крупным и средним организациям в 2018 году на 57,8% к уровню 2013 года; привлечение инвестиций в основной капитал за 5 лет в сумме более 150 млрд. рублей; увеличение среднемесячной заработной платы одного работающего в 1,7 раза; в сфере демографической политики - увеличение численности населения города за 5 лет на 12,3 тыс. чел.; повышение уровня рождаемости с 12,0 новорожденных на 1000 чел. населения в 2013 году до 12,3 новорожденных в 2018 году; снижение коэффициента смертности с 12,7 чел. в расчете на 1000 чел. населения в 2013 году до 11,9 чел. в 2018 году |
Система организации контроля за исполнением Программы | Общее руководство Программой осуществляет заказчик - Администрация города Курска (в лице заместителей главы Администрации города Курска по курируемым направлениям). Отраслевые органы Администрации города Курска в соответствии с Порядком разработки, принятия и реализации комплексной программы социально-экономического развития города Курска, утвержденным постановлением Администрации города Курска от 07.06.2013 N 1805 (в ред. от 22.11.2013 N 4170), обеспечивают: - реализацию намеченных мероприятий; - подготовку ежегодного отчета о реализации мероприятий подразделов Программы за отчетный год и весь период реализации Программы; - предоставление отчетов в срок до 25 февраля года, следующего за отчетным, в комитет экономики, труда и занятости Администрации города Курска. Функции по ведению сводного мониторинга реализации Программы осуществляет комитет экономики, труда и занятости Администрации города Курска, который подготавливает сводные отчеты о ходе реализации Программы и представляет их главе Администрации города Курска. Сводный отчет о ходе реализации Программы за весь период направляется главой Администрации города Курска в установленном порядке на утверждение в Курское городское Собрание. |
Программно-целевой подход является одним из инструментов системы управления развитием города, средством реализации органами местного самоуправления муниципального образования "Город Курск" социальной и экономической политики, механизмом воздействия на экономические процессы в пределах своих полномочий с целью формирования условий, обеспечивающих последовательное повышение качества жизни населения города, эффективное и целевое использование средств бюджета города.
Комплексная программа социально-экономического развития города Курска на 2014 - 2018 годы (далее - Программа) - это документ, определяющий приоритеты и основные направления социально-экономической политики Администрации города Курска на среднесрочную перспективу.
Программа разработана на основе:
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации";
концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р (в ред. от 08.08.2009 N 1121-р);
стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Курской областной Думы от 24.05.2007 N 381-IV ОД;
программы социально-экономического развития Курской области на 2011 - 2015 годы, утвержденной Законом Курской области от 28.02.2011 N 15-ЗКО (в ред. от 17.08.2012 N 86-ЗКО, от 17.12.2012 N 129-ЗКО);
Устава муниципального образования "Город Курск", утвержденного решением Курского городского Собрания от 12.04.2007 N 332-3-РС (в ред. от 23.10.2007 N 394-3-РС, от 27.04.2012 N 236-4-РС, от 27.04.2012 N 237-4-РС, от 12.10.2012 N 265-4-РС, от 26.02.2013 N 13-5-РС);
постановления Администрации города Курска "О разработке проекта комплексной программы социально-экономического развития города Курска на 2014 - 2018 годы" от 07.06.2013 N 1805 (в ред. от 22.11 2013 N 4170).
Для выполнения мероприятий Программы потребуется привлечение значительных финансовых ресурсов из федерального и областного бюджетов, а также из внебюджетных источников.
Конкретизация мероприятий Программы будет определяться в муниципальных программах города Курска, разрабатываемых в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При разработке Программы использованы данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области (далее - Курскстат), планы развития ряда крупных и средних хозяйствующих субъектов.
Программа состоит из введения и 7 разделов. В первом разделе "Итоги социально-экономического развития города Курска за 2009 - 2013 годы. Нерешенные проблемы":
подведены итоги деятельности Администрации города Курска за прошедшие 5 лет по основным направлениям социально-экономического развития города Курска;
освещены проблемы, над которыми будет работать Администрация в среднесрочной перспективе.
В разделе 2 "Оценка конкурентных возможностей города. SWOT-анализ. Потенциал и "точки роста":
представлена общая информация о городе Курске;
приведены сведения о месте города Курска, определенном рейтинговыми агентствами по системе показателей, среди других городов России;
приведены результаты анализа конкурентных преимуществ города Курска, сильных и слабых сторон, возможностей и угроз дальнейшего развития города.
В разделе 3 "Миссия, стратегические цели и основные направления социально-экономического развития города Курска" сформулированы миссия, стратегические, тактические и локальные цели, построено дерево целей, определены приоритетные направления развития города на среднесрочный период, а также обоснование сроков (этапов) реализации Программы.
Основные направления развития города Курска определены с учетом потребностей населения, особенностей экономики города, возможностей ресурсного обеспечения, в том числе финансового, и реализуемых на территории города федеральных, областных и муниципальных программ.
Раздел 4 "Система программных мероприятий по устойчивому росту качества жизни населения на основе стабильного развития экономического потенциала города и эффективного управления в 2014 - 2018 годах" содержит предложения, которые планируется реализовать в рамках Программы (в виде текстового и табличного материалов), по 20 подразделам.
Раздел 5 "Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения" отражает информацию о:
согласованности интересов и координации действий всех участников Программы;
взаимодействии с государственными органами исполнительной власти Курской области;
непрерывном прогнозировании социально-экономического развития города Курска;
привлечении частных инвестиций для реализации Программы;
рациональном использовании бюджетных средств, их концентрации на решении первоочередных социально-экономических проблем;
ежегодном уточнении объемов и направленности бюджетного финансирования;
системном мониторинге социально-экономического развития города Курска на основе фактических показателей, достигнутых в ходе реализации Программы, относительно программных целевых показателей.
Раздел 6 "Ресурсное обеспечение Программы" содержит сводную информацию об объемах финансирования мероприятий Программы как за весь период ее реализации, так и по годам. В разделе определены возможные источники финансирования (средства бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетные средства), по каждому подразделу дан прогноз ресурсных потребностей для реализации мероприятий Программы.
Раздел 7 "Ожидаемый эффект от реализации Программы" содержит систему целевых показателей социально-экономического развития города Курска и информацию об ожидаемых результатах, которые предполагается получить в ходе реализации Программы.
В течение 2009 - 2013 годов социально-экономическое развитие города Курска осуществлялось в соответствии с комплексной программой социально-экономического развития города Курска, утвержденной решением Курского городского Собрания от 28 ноября 2008 года N 108-4-ОС.
Многие направления работы, заложенные в данной программе, были конкретизированы в целевых программах. В 2013 году на территории города Курска осуществлялась реализация 17 долгосрочных и 10 ведомственных целевых программ.
С 2009 года реализуется План мероприятий по повышению конкурентоспособности экономики города Курска.
Наиболее проблемные вопросы выносились на рассмотрение городской комиссии по оперативным вопросам и рабочей группы по проведению мониторинга социально-экономической ситуации на территории города Курска.
Оценивая итоги развития за истекшие 5 лет, можно отметить главное: в городе удалось сохранить стабильную и прогнозируемую экономическую обстановку, способствующую росту благосостояния курян, несмотря на влияние мирового финансово-экономического кризиса.
Проводимая Администрацией города Курска совместно с Администрацией Курской области работа привела к положительной динамике целого ряда показателей социально-экономического развития города Курска.
В течение последних пяти лет в городе Курске имела место положительная демографическая тенденция увеличения численности населения, что явилось результатом реализации как государственной политики, в том числе приоритетного национального проекта "Здоровье", так и муниципальной политики путем выполнения мероприятий целевой программы "Улучшение демографической ситуации в городе Курске". Численность населения Курска с 2009 года возросла на 20,4 тыс. чел. и составила к концу 2013 года 431,2 тыс. чел.
Одной из важных демографических и экономических характеристик является половозрастная структура населения. Превышение численности женщин над численностью мужчин составляет 48,3 тыс. чел., удельный вес женщин в общей численности населения - 55,6%, мужчин - 44,4%. На протяжении ряда лет данное соотношение не меняется.
Тип возрастной структуры населения остается регрессивным. По данным Курскстата, на 1 января 2013 года доля лиц моложе трудоспособного возраста (до 16 лет) в общей численности населения составляет 14,4%, старше трудоспособного - 23,8% (в 2009 году - 21,4%), что свидетельствует о недостаточном уровне рождаемости, увеличении процентной доли пенсионеров и демографическом "старении" населения. Колебания уровня рождаемости через определенные промежутки времени находят свое отражение в соответствующих колебаниях численности населения трудоспособного возраста. В 2009 и 2010 годах, по данным Всероссийской переписи населения, удельный вес населения трудоспособного возраста составлял 64,0% и 63,2% соответственно, а к концу 2012 года - 61,8%.
Уровень рождаемости (12,0 новорожденных на тысячу человек населения) продолжает оставаться одним из лучших среди областных центров Центрального федерального округа: в течение последних пяти лет город Курск стабильно входит в тройку лидеров.
Уровень смертности снизился с 13,4 чел. в расчете на 1000 чел. населения в 2009 году до 12,7 в 2013 году, но продолжает превышать уровень рождаемости. Естественная убыль населения уменьшилась в 2013 году по сравнению с 2009 годом в 2,2 раза. Тем не менее, она продолжает иметь место, то есть количество умерших за 5 лет превышает число родившихся на 2356 чел., или 8,4% (за 2009 - 2013 годы умерло 27644 чел., родилось 25288 чел.).
В структуре общей смертности населения по-прежнему первое место занимают болезни системы кровообращения (54,6%), на втором месте - злокачественные новообразования (17,6%), на третьем - внешние причины смерти (7,6%).
С каждым годом неуклонно увеличивается вклад миграционной составляющей в рост численности населения областного центра. Механическое движение населения в 2009 - 2013 годах характеризовалось превышением числа прибывших в город (54009 чел.) над выбывшими (30610 чел.).
Несмотря на позитивные демографические процессы, происходящие в городе, сохраняются следующие проблемы: