Наиболее важным внешним фактором прогнозов социально-экономического развития края являются показатели инфляции. Формирование в 2007 году - начале 2008 года тенденции к опережающему росту цен на сельскохозяйственные и продовольственные товары может превратиться в долгосрочную тенденцию. В 2008 году ожидаемый уровень инфляции в Алтайском крае оценивается не менее 113% по отношению к декабрю 2007 года, что на 2,5 - 4 процентных пункта выше показателя, предложенного в параметрах прогноза Российской Федерации (109 - 110,5%).
На последующие годы прогнозируется снижение темпов инфляции: в 2009 году до 107,5%, в 2010 году - до 107% (по обоим вариантам). В 2011 году тенденция снижения продолжится только по 2 варианту - 106,8%), первый вариант не исключает ускорения инфляции до 108,5% в связи со слабой результативностью мер по развитию конкуренции (особенно на продовольственных и сельскохозяйственных рынках), а также недостатком инструментов сдерживания роста тарифов естественных монополий в условиях их дерегулирования.
Одной из особенностей прогноза цен и тарифов на товары (услуги) естественных монополий на 2009 - 2011 годы является одновременное повышение регулируемых тарифов и свободных цен в либерализуемых секторах в условиях постепенного расширения доли свободного рынка.
Темпы роста цен (тарифов) на услуги естественных монополий в течение прогнозируемого периода в связи с принятым решением о доведении их до уровня экономически обоснованных затрат будут превышать установленный Правительством Российской Федерации уровень инфляции.
(в % к уровню декабря предыдущего года)
Товары (услуги) | Темпы роста цен | |||
2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Электроэнергия | 110 | 112 | 112,5 | 113,5 |
доля свободного рынка | 22 | 44 | 73 | 77,5 |
для всех категорий |
|
|
|
|
доля регулируемого рынка | 78 | 56 | 27 | 22,5 |
регулируемые тарифы в |
|
|
|
|
регулируемые тарифы для |
|
|
|
|
Природный газ | ||||
в том числе для всех |
|
|
|
|
для населения | 125 | 125 | 130 | 140 |
Железнодорожные |
| 117,1 - | 109,7 - | 110 - |
Железнодорожные |
|
|
|
|
Тепловая энергия | 118 | 118,5 | 118 | 120 |
Решения Правительства Российской Федерации о реализации реформы электроэнергетики являются основными предпосылками для роста цен и тарифов на электроэнергию, начиная с текущего года. В целом в 2009 - 2011 годах прогнозируется рост средних цен на электроэнергию на свободном рынке в 1,8 раза. При этом доля электроэнергии, реализуемой по нерегулируемым государством ценам, повысится с 22% (от всей отпущенной электроэнергии) в 2008 году до 78% в 2011 году. В регулируемом секторе рост тарифов на электроэнергию в Алтайском крае прогнозируется ниже установленного в Российской Федерации: 119% в 2009 году для конечных потребителей и 125% - для населения.
Из-за увеличения в 2009 году темпов роста регулируемых тарифов на электроэнергию по сравнению с предыдущим прогнозом планируется пересмотр величины субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике и заключение ими уточненных соглашений с Минпромэнерго России и ФСТ России о поэтапном доведении цен (тарифов) на розничных рынках электрической энергии до экономически обоснованного уровня.
Учитывая принятые Правительством Российской Федерации решения о необходимости перехода в 2011 году к равнодоходности поставок газа ОАО "Газпром" на внутренний и внешний рынки, в среднесрочной перспективе планируется ускоренный рост тарифов на природный газ, который составит в 2009 - 2011 годах 2,1 раза.
В связи с более высоким ростом цен на газ и тарифов на электроэнергию тарифы на тепловую энергию увеличатся в пределах, необходимых для покрытия возрастающих затрат на энергоносители и на реализацию инвестиционных программ теплоснабжающих организаций в субъектах Российской Федерации, ориентированных на сокращение значительных потерь в теплосетях, создание новой инженерной инфраструктуры.
С 2010 года предусмотрена отмена регулирования на федеральном уровне предельных индексов повышения тарифов на коммунальные услуги (кроме тепловой энергии). При этом прогнозируется, что рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги не превысит 19,5 - 20% в год. Такая динамика тарифов предполагает реализацию новых подходов к регулированию поставок энергии, газа коммунальным хозяйствам в сочетании с мерами по стимулированию повышения их эффективности. Дополнительный рост расходов населения на оплату коммунальных услуг, вызванный повышенной динамикой тарифов, для малообеспеченных слоев населения будет компенсирован соответствующей адресной поддержкой, заложенной в параметры федерального бюджета на 2009 - 2011 годы.
Темпы роста тарифов на услуги железнодорожного транспорта установлены, прежде всего, с учетом роста реальной заработной платы работников железнодорожного транспорта, а также включения в тариф грузовых перевозок части инвестиционных расходов, необходимых для реализации дополнительных проектов по развитию железных дорог. В целом за 2009 - 2011 годы тарифы на железнодорожные перевозки грузов в регулируемом секторе возрастут в 1,4 - 1,5 раза, на пассажирские перевозки - в 1,4 раза.
Прогноз изменения тарифов на услуги связи учитывает доведение их до уровня экономически обоснованных затрат с учетом нормативной прибыли, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи". В прогнозный период планируется прирост тарифов на услуги телеграфной связи - 25% ежегодно; на услуги почтовой связи в 2009 - 2010 годах - 20%, в 2011 году - 15%.
В соответствии с основными направлениями налоговой политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов изменения налоговых условий будут направлены на ускорение технологического обновления и развитие малого бизнеса, стимулирование частных расходов на образование, здравоохранение и жилье:
внедрение дополнительных механизмов ускоренной амортизации основных средств и, прежде всего, технологического оборудования;
упрощение и совершенствование налогообложения и налогового администрирования малого бизнеса;
включение в затраты компаний расходов на профессиональную подготовку и переподготовку сотрудников, что уменьшает налогооблагаемую прибыль;
увеличение объема вычетов из подоходного налога, связанных с расходами физических лиц на образование и здравоохранение, добровольное пенсионное обеспечение и оплату процентов по ипотечным кредитам.
Приоритетным направлением таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе является стимулирование импорта производств (вместо импорта товаров) на территорию России путем диверсификации ставок таможенных пошлин. Будут установлены минимальные пошлины на материалы, сырье, комплектующие и максимальные - на готовые изделия, что создает более привлекательные условия для изготовления товаров на таможенных территориях по сравнению с их импортом и способствует организации (переносу) производств на российские территории. Кроме того, усилится регулирующая функция таможенного тарифа для защиты внутренних рынков, а также стимулирование развития производственно-технологической кооперации путем развития "таможенных режимов переработки".
Политика Правительства Российской Федерации по увеличению заработной платы в 2009 - 2011 годах будет строиться на реализации следующих мер:
доведение минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения, повышение его с 1 января 2009 года до 4330 рублей;
введение новых систем оплаты труда работников бюджетной сферы, направленных на стимулирование высоких конечных результатов деятельности.
Выполнение задачи по доведению социальной пенсии до прожиточного минимума пенсионера, а также другие дополнительные меры будут способствовать улучшению пенсионного обеспечения граждан. К 2011 году средний размер пенсии превысит прожиточный минимум пенсионера по первому и второму вариантам прогноза соответственно на 36 и 55% (в 2007 году - на 3,4%).
Будет продолжена ежегодная индексация пособий семьям с детьми, рассчитываемая исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного законом о федеральном бюджете, а также реализация мер поощрения семей, воспитывающих детей. Кроме того, предполагается разработка и осуществление дополнительных адресных мер по поддержке незащищенных слоев населения в связи с прогнозируемым увеличением цен (тарифов) на услуги естественных монополий.