ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2010 года N 228
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОХРАНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Алтайского края от 19.03.2021 N 84, вступившего в силу в день официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 22.03.2021).
____________________________________________________________________
Во исполнение Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", закона Алтайского края от 12.05.2005 N 32-ЗС "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае" и с целью организации системной работы в области охраны культурного наследия постановляю:
1. Утвердить прилагаемую концепцию сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия Алтайского края на период до 2020 года.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Ларина Б.В.
Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную культурную, духовную, социальную и экономическую ценность, обладают постоянно накапливающимся историческим потенциалом, который в настоящее время недооценен обществом и, как следствие, не востребован в должной мере.
Принимая во внимание сложный и многообразный характер межведомственных отношений в области охраны культурного наследия, решение вопросов обеспечения его сохранности целесообразно осуществлять на основе долгосрочной государственной политики.
Деятельность по сохранению объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В осуществлении данной деятельности имеется ряд проблем, суть которых заключается в следующем:
недостаточно разработана нормативная правовая база в сфере охраны и сохранения объектов культурного наследия;
отсутствует эффективная и объективная система учета объектов культурного наследия;
отсутствуют регламенты деятельности по охране и сохранению объектов культурного наследия;
отсутствует порядок государственного контроля за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;
требует существенной доработки механизм осуществления полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, переданных органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Концепция сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия в Алтайском крае на период до 2020 года (далее - "Концепция") определяет основные приоритеты, критерии и направления охраны культурного наследия Алтайского края. В ней определены также основные проблемы в области охраны, реставрации и использования памятников, ансамблей и достопримечательных мест, проблемы реконструкции объектов культурного наследия и нового строительства в исторических центрах городов Алтайского края. Концепция призвана обеспечить деятельность по решению указанных проблем.
Особенностью данной Концепции является комплексный подход к сохранению культурного наследия, включающий инициирующую, контролирующую и координирующую функции органов государственного управления в развитии партнерских отношений с общественностью и негосударственным сектором.
Следует стимулировать междисциплинарный, межведомственный подход к сохранению культурного наследия, используя все доступные ресурсы. Задача сохранения культурного наследия должна решаться не только органами охраны объектов культурного наследия, но также теми структурами, которые занимаются вопросами земельных правоотношений, градостроительства и архитектуры, экономики и промышленного развития, экологии, транспорта, благоустройства, имущественного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства.
Сохранение культурного наследия положительно воздействует на экономический рост в различных областях: строительстве, рынке недвижимости, туризме. Мировой и российский опыт показывает, что наиболее эффективным для сохранения объектов культурного наследия является включение их в программы социально-экономического развития территорий.
Для сохранения историко-культурного наследия Алтайского края необходимо выработать систему комплексного финансирования мероприятий по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, координирующую бюджеты всех уровней, внебюджетные источники для максимально эффективного использования средств.
При разработке Концепции учитывался опыт в решении проблем сохранения памятников истории и культуры, накопленный управлением Алтайского края по культуре и архивному делу, краевым государственным учреждением культуры "Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Алтайского края". В Концепции закрепляются цели, задачи и основные направления деятельности в области охраны и сохранения объектов культурного наследия, относящиеся к компетенции органов государственной власти Алтайского края и органов местного самоуправления на период до 2020 года.
Концепция сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия в Алтайском крае на период до 2020 года разработана на основании Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р.
Алтайский край обладает значительным историко-культурным наследием. На территории региона расположено 4519 памятников истории и культуры, из них памятников архитектуры - 623, памятников археологии - 2265, памятников истории - 1631, в том числе памятников Великой Отечественной войны - 1047, памятников монументального искусства - 29, памятников гражданской войны - 555. Вновь выявленных памятников археологии - более 500.
Объектов наследия, отнесенных к категории регионального значения - 4391, федерального значения - 128, в том числе памятников истории - 8, архитектуры - 22, археологии - 98.
В соответствии с результатами мониторинга объектов культурного наследия и сведениями, предоставленными администрациями муниципальных образований края, 117 памятников истории, 30 памятников архитектуры и 1562 памятника археологии находятся в аварийном состоянии, вызванном воздействием антропогенных и природных факторов.
Особый интерес представляют памятники, связанные с периодом освоения русскими Сибири: медеплавильные и сереброплавильные заводы, рудники, шахты, гидротехнические сооружения, шлифовальная фабрика, а также оборонительные сооружения Колывано-Кузнецкой укрепленной линии. Неотделима от памятников промышленного комплекса история научно-технических открытий и изобретений, связанных с деятельностью на Колывано-Воскресенских заводах Ивана Ползунова, Козьмы и Петра Фроловых.
Горно-заводские комплексы Алтая относятся к памятникам универсальной исторической, эстетической и духовной ценности. В регионе сохранились Барнаульский и Павловский медеплавильные и сереброплавильные заводы, Змеиногорский горно-рудный комплекс, Колыванская шлифовальная фабрика, построенная на месте первого из Колывано-Воскресенских медеплавильных заводов.
Большая часть памятников архитектуры края представлена зданиями, возникшими на рубеже XIX - XX вв. Многие из них расположены в городе Бийске. В Алтайском крае сохранились памятники деревянного зодчества. К памятникам советской архитектуры принадлежат общественные здания, театры, дворцы культуры, а также жилые дома, формирующие застройку центральных улиц городов Барнаула, Бийска, Славгорода, Рубцовска, Новоалтайска.
Значительное количество памятников истории края связано с событиями гражданской и Великой Отечественной войн. Памятники, связанные с установлением советской власти на Алтае, в основном представлены братскими могилами участников военных действий, местами боев, мемориальными зданиями. К памятникам Великой Отечественной войны относятся здания, в которых размещались госпитали, братские могилы солдат, умерших от ран в эвакуированных госпиталях, мемориальные комплексы, монументы и обелиски, бюсты Героев Советского Союза.
Небольшую группу объектов культурного наследия составляют памятники монументального искусства.
Археологические памятники на территории края представлены поселениями, курганами, грунтовыми могильниками, горными выработками и другими объектами, отражающими историю развития человека с эпохи палеолита до этнографической современности.
К наиболее значимым объектам культурного наследия края в г. Барнауле относятся:
комплекс зданий и сооружений Барнаульского сереброплавильного завода XVIII - XIX вв. (ул. Ползунова, 37), в составе которого две плавильные фабрики, важня, кузница, контора, плотина;
здания исторической застройки на улице Ползунова: канцелярия Колывано-Воскресенских заводов (ул. Ползунова, 41), инструментальный магазин (ул. Ползунова, 39), лаборатория горная (ул. Ползунова, 46), Народный дом (ул. Ползунова, 35), аптека горная (ул. Ползунова, 42);
ансамбль Демидовской площади с обелиском, посвященным 100-летию горного дела на Алтае;
усадьба купца Полякова конца XIX - начала XX вв. - единственная сохранившаяся купеческая усадьба с памятниками архитектуры: торговый дом Полякова (просп. Ленина, 14), дом Полякова (ул. Гоголя, 44), склады купца Полякова (ул. Гоголя, 42);
дом Лесневского (ул. Ползунова, 56) - один из немногих памятников Алтайского края стиля модерн в деревянной архитектуре;
частная гимназия Будкевич (просп. Красноармейский, 14) - яркий образец архитектуры начала XX века;
аптека Крюгера (ул. Пушкина, 64) - единственный в крае объект, имеющий деревянный резной декор в интерьерах;
ансамбли площади Октября, площади Советов, проспекта Ленина и проспекта Строителей - примеры советской архитектуры;
мемориал Славы на площади Победы - памятник истории и монументального искусства.
В г. Бийске наиболее ярко представлена купеческая архитектура: улицы Толстого и Советская, имеющие плотную застройку конца XIX - начала XX вв., пассажи Фирсова и Второва (ул. Толстого, 144 - 146), дом Осипова (ул. Толстого, 148 - 150), здание бывшего народного дома (ул. Советская, 25), здание бывшего городского собрания (ул. Советская, 21а), усадьба купца Асанова (ул. Ленина, 144). К памятникам храмовой архитектуры относятся Успенский собор и бывшее архиерейское подворье, которое передается в собственность Алтайской епархии.
В г. Камне-на-Оби сохранился дом купца Винокурова (ул. Ленина, 49). Двухэтажное здание имеет внутренний двор, оригинальные интерьеры.
Поселок Колывань Курьинского района привлекателен благодаря сохранившемуся месторасположению первого медеплавильного завода и Колыванской шлифовальной фабрики. Фабричный комплекс, состоящий из производственных корпусов, гидротехнических сооружений, остается действующим производством, продолжая традиции камнерезного искусства.
Сохранившийся в г. Змеиногорске горно-рудный комплекс XVIII - XIX вв. включает в себя гидротехнические сооружения и систему подземных и наземных рудников и шахт. Ряд сооружений, таких, как Бергамт, Дом офицеров, музей истории развития горного дела на Алтае являются уникальными.
Одним из значимых объектов промышленной архитектуры является конный манеж в пос. Заводском Тюменцевского района. Манеж - круглое в плане сооружение диаметром 37 метров. Он интересен оригинальным инженерно-конструктивным решением перекрытия центрального объема диаметром 21 метр с применением висячих стропил.
Особое место в культурном наследии края занимают памятные места, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей: В.М.Шукшина (с. Сростки Бийского района), Г.С.Титова (с. Полковниково Косихинского района), М.Т.Калашникова (с. Курья).
Концепция разработана с учетом положений следующих нормативных правовых актов:
Федеральный закон от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе";
Целью данной Концепции является сохранение объектов культурного наследия в Алтайском крае, обеспечение общедоступности культурных ценностей для всех граждан, создание условий для всеобщего патриотического и эстетического воспитания населения, совершенствование системы государственного управления в сфере охраны и сохранения объектов культурного наследия.
Реализация положений Концепции призвана обеспечить:
совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина на доступ к культурным ценностям;
повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления в Алтайском крае в сфере охраны и сохранения объектов культурного наследия;
улучшение технического состояния объектов культурного наследия;
создание системы охраны объектов культурного наследия на краевом и муниципальном уровнях;
совершенствование законодательной базы, обеспечивающей деятельность по сохранению историко-культурного наследия;
совершенствование порядка учета объектов культурного наследия;
подготовку учетной документации на объекты культурного наследия в соответствии с требованиями законодательства, вступившими в силу с 1 января 2010 года;