Недействующий

 
АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 9 сентября 2011 года N 376-р

[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СЦЕНАРНЫХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА 2012 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2014 ГОДА]

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Алтайского края от 09.01.2018 N 4.
____________________________________________________________________


В целях определения параметров социально-экономического развития Алтайского края на среднесрочный период:

1. Утвердить прилагаемые Сценарные условия социально-экономического развития Алтайского края на 2012 год и на период до 2014 года (далее - "Сценарные условия").

2. Органам исполнительной власти Алтайского края при разработке планово-прогнозных документов, долгосрочных и ведомственных целевых программ руководствоваться Сценарными условиями.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления при разработке прогнозов социально-экономического развития на среднесрочную перспективу руководствоваться Сценарными условиями.

Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН

     


Утверждены
Распоряжением
Администрации края
от 9 сентября 2011 года N 376-р



 СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА 2012 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2014 ГОДА

Сценарные условия социально-экономического развития Алтайского края на 2012 год и на период до 2014 года (далее - "Сценарные условия") разработаны на основе сценарных условий и основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на указанный период, итогов социально-экономического развития Алтайского края в 2010 году и в январе - июне 2011 года.

Сценарные условия учитывают цели и приоритеты, соответствующие программе социально-экономического развития Алтайского края на период до 2012 года, утвержденной законом Алтайского края от 06.04.2010 N 25-ЗС, а также определяют прогнозные параметры развития Алтайского края на ближайшие три года (приложение).


Основные тенденции социально-экономического развития Алтайского края в январе - июне и оценка параметров 2011 года

В первом полугодии 2011 года продолжаются восстановительные процессы в экономике, наблюдавшиеся в 2010 году. Промышленное производство, инвестиции, оборот розничной торговли уже вышли на докризисные показатели. Объемы производства в строительном секторе за счет более длительного периода спада восстановятся только к концу прогнозного периода.

В промышленности с начала текущего года индекс производства составил 109,2%. В стоимостном выражении отгружено продукции на 105,3 млрд. рублей. Высокие темпы роста наблюдаются в отдельных видах обрабатывающих производств: производстве готовых металлических изделий, текстильном производстве, деревообработке. Так, существенно превышен прошлогодний уровень производства котлов водогрейных центрального отопления и котлов паровых (в 1,7 и 2,6 раза соответственно). В 1,5 раза увеличился объем выпуска трикотажных изделий. В обработке древесины и производстве изделий из дерева индекс производства составил 142,8%. По итогам июня положительная динамика сложилась в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака (индекс производства - 107,5%), что позволило обеспечить рост по итогам полугодия (100,7%) против спада в январе - мае текущего года (99,6%). В целом в обрабатывающем секторе промышленности объемы производства увеличились на 14%.

Объем отгруженной продукции добывающих производств в 1,7 раза превысил показатель января - июня предыдущего года. При этом индекс производства сложился на уровне 110,8% (за I полугодие 2010 года - 69,9%).

Индекс промышленного производства в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды составил 88,2%. Вызвано это снижением производства в крае электроэнергии (на 13,1%) в связи с постепенным восстановлением выработки электроэнергии на Саяно-Шушенской ГЭС и соответствующей корректировкой диспетчерских графиков энергосистемы Сибири.

В целом по 2011 году индекс промышленного производства оценивается на уровне 106%, в том числе в обрабатывающих производствах - 108,4%. Наибольший рост ожидается в производстве готовых металлических изделий, обработке древесины, производстве прочих неметаллических минеральных продуктов.

Экономическая ситуация в сельском хозяйстве края в 1 полугодии 2011 года характеризовалась ростом основных показателей. Объем валовой продукции сельского хозяйства, произведенной всеми сельхозтоваропроизводителями, составил 31,2 млрд. рублей, индекс производства - 101,9%. Посевные площади зерновых и зернобобовых культур, сахарной свеклы и подсолнечника в текущем году увеличены в целом на 367 тыс. га и составляют 5,5 млн. га. Наблюдается увеличение объемов производства основных видов животноводческой продукции.

С учетом относительно благоприятных погодных условий для растениеводческой сферы, а также продолжения тенденции роста в животноводстве в целом по году индекс производства оценивается на уровне 102,1%, а объем валовой продукции может составить около 84,9 млрд. рублей.

Несмотря на высокие темпы инвестиционной активности в целом по 2010 году (118%), в текущем году они продолжают нарастать. За первое полугодие по всем организациям прирост составил 28,8%. На развитие экономики и социальной сферы края направлено инвестиций на сумму 22 млрд. рублей. В целом по году ожидается рост на уровне 110%, а объем инвестиционных вложений оценивается в пределах 69 млрд. рублей. Ожидаемый ввод жилья в 2011 году может составить 700 тыс. кв. м. С начала 2011 года происходит постепенное улучшение показателей уровня жизни населения. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в 1 полугодии реальные располагаемые денежные доходы жителей края возросли на 5%, их прирост в целом по году составит не менее 5,5%.

Реальная заработная плата за январь - май составила 102,1%. В номинальном выражении средняя заработная плата возросла на 11,7% относительно аналогичного периода 2010 года. Наиболее высокие темпы роста заработной платы отмечаются в следующих сферах: добыче полезных ископаемых (135,8%), сельском хозяйстве (более 138,4%), строительстве (126,8%). С учетом сохранения тенденции роста заработной платы в экономике и предусмотренной в текущем году индексации оплаты труда работников бюджетных учреждений в целом по 2011 году ожидается прирост заработной платы на 14,2%, в реальном выражении - на 4,9%.

Рост уровня жизни населения способствует активному восстановлению потребительских расходов домашних хозяйств: расходы на покупку товаров за 1 полугодие увеличились на 21%, на оплату услуг - на 9%. Сохранение тенденции роста платежеспособного спроса населения обеспечит увеличение оборота розничной торговли в 2011 году в сопоставимых ценах на 12% (1 полугодие - 10,7%), платных услуг - на 2,8% (1 полугодие - 0,3%).

В 2011 году наблюдается более благоприятная в сравнении с предыдущим годом ситуация на регистрируемом рынке труда. С начала года в связи с ростом производства увеличился спрос на труд: заявленная потребность работодателей в работниках возросла на 6,5% относительно аналогичного периода 2010 года; емкость краевого банка вакансий увеличилась в 1,7 раза; коэффициент напряженности на рынке труда снизился в 2,4 раза. За I полугодие трудоустроено по направлению службы занятости населения 34,8 тыс. человек. Численность официально зарегистрированных безработных граждан к аналогичному периоду предыдущего года снизилась на 29,4%. По предварительной оценке, уровень официально зарегистрированных безработных к концу 2011 года не превысит 3%.

Стабилизация макроэкономической ситуации в крае происходит на фоне умеренных инфляционных процессов: индекс потребительских цен за 1 полугодие составил 104,3%, что на 0,7 процентного пункта ниже, чем в среднем по Российской Федерации, и на 0,4 процентного пункта ниже, чем по Сибирскому федеральному округу. В целом на 2011 год уровень инфляции в Алтайском крае при стабильной ситуации на рынке продовольственных товаров ожидается в пределах 7,9%.

Ожидаемый рост основных показателей базовых отраслей экономики края в текущем году по отношению к предыдущему году и повышение потребительского спроса со стороны населения позволяют оценивать увеличение объема валового регионального продукта по итогам 2011 года примерно на 5,1% к уровню 2010 года. Его объем может составить более 370 млрд. рублей.


Характеристика базового варианта прогноза социально-экономического развития Алтайского края в 2012 - 2014 годах

Сценарные условия разрабатываются на многовариантной основе в зависимости от внешних и внутренних факторов развития. В текущем году Министерством экономического развития Российской Федерации для разработки прогноза предложен один вариант (базовый). Он связан с происходящими заметными изменениями в характере экономического роста, в значениях и роли факторов, определяющих развитие экономики. Предложенный вариант прогноза основан на минимизации влияния внешних факторов развития, связанных с умеренной динамикой цен за баррель нефти в течение прогнозного периода, и усилении внутренних факторов развития.

Базовый вариант развития экономики предполагает реализацию активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизацию производства, а также на повышение эффективности расходов бюджета. При общей социальной направленности расходов бюджета планируется рост расходов на программы жилищного строительства, здравоохранения и образования. Базовый вариант предусматривает также рост объемов выдачи банковских кредитов и сохранение сдержанной политики регулирования тарифов.

Прогнозные параметры, которые предлагается учитывать при разработке параметров краевого бюджета на 2012 - 2014 годы, рассчитаны по одному базовому варианту.

Параметры социально-экономического развития Алтайского края на среднесрочную перспективу формируются под влиянием внешних и внутренних условий (факторов). К внешним условиям (факторам), оказывающим наибольшее воздействие на социально-экономические процессы в Алтайском крае, относятся параметры инфляции, уровень роста цен и тарифов на услуги естественных монополий, динамика обменного курса рубля, налоговые условия, таможенное законодательство. В качестве внутренних условий (факторов) учитывается демографическая ситуация, скорость реализации крупных инвестиционных проектов, включая проект "Комплексное развитие Алтайского Приобья", создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь", игорной зоны, а также осуществление мероприятий по оптимизации бюджетной сферы Алтайского края.


Внешние условия (факторы), формирующие сценарии социально-экономического развития Алтайского края


Наиболее значимым внешним фактором прогноза социально-экономического развития края, который сказывается на всех без исключения его параметрах, является инфляция. Неблагоприятная ситуация на российском рынке сельхозпродукции вследствие засухи и неурожая 2010 года в центральной части России отразилась на сохранении высокого роста потребительских цен в начале 2011 года. Однако, достигнув к концу января уровня 102,3% за месяц (продовольственные товары - 102,5%), рост цен существенно замедлился (в июне - 100%, в том числе на продовольственные товары - 99,4%).

За январь - июнь 2011 года рост потребительских цен составил 104,3%, в том числе на продовольственные товары - 103%, на непродовольственные - 103,1%, на платные услуги - 108,5%.

Основным фактором замедления инфляции становится снижение роста цен на продовольственные товары после их существенного роста с 4 квартала 2010 по февраль 2011 года. На ослабление роста цен на продовольствие и потребительскую инфляцию повлияло:

увеличение предложения продуктов за счет роста продовольственного импорта, в том числе в результате принятых мер по его стимулированию (отмена ввозных пошлин на картофель, ряд овощей и другие продукты);

начавшееся снижение мировых цен на сахар, масло, зерно и замедление роста цен на мясо, молочные и другие товары на мировых рынках, что отразилось на замедлении роста внутренних цен на сельхозпродукцию - в марте рост цен замедлился до 0,6% после 6,2% за январь - февраль.

Ожидается, что за год инфляция составит 7,9%. В 2012 - 2014 годах ее уровень будет зависеть от динамики потребительских расходов населения, ситуации на мировых сельскохозяйственных рынках, динамики цен и тарифов субъектов естественных монополий. В 2012 году инфляция прогнозируется в пределах 6%, в 2012 и 2013 годах - 5,5% и 4,5% соответственно, что находится в целевом диапазоне параметров инфляции в целом по России.

Определенные риски для инфляции и экономического роста в 2012 - 2014 годах могут быть связаны с ростом цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий и, прежде всего, на электроэнергию. Такая ситуация обусловлена либерализацией рынка электроэнергии и мощности, введением долгосрочного рынка мощности, а также включением энергетическими компаниями инвестиционной составляющей в регулируемые тарифы.

В связи с этим приоритетной задачей тарифной политики в 2012 - 2014 годах станет ограничение темпов роста цен и тарифов субъектов естественных монополий в условиях дальнейшей либерализации этих сфер деятельности для снижения нагрузки на потребителей.


Прогноз роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий в 2012 - 2014 годах в среднем по Алтайскому краю (в среднем за год к предыдущему году, %)

 Показатель             

2011 г.
 оценка

 Прогноз          

2012 г.

2013 г.

2014 г.

 1                   

 2    

 3    

 4    

 5    

 Электрическая энергия                           

Доля потребления по нерегулируемым
ценам                                

 66  

 66  

 66  

 66  

Рост конечных цен в среднем для всех
категорий потребителей               

 113 -
 115  

 111 -
 113  

 110 -
 112  

 109 -
 110  

Рост регулируемых тарифов в среднем
для населения                        

 110  

 110  

 110  

 110  

 Тепловая энергия                           

Тепловая энергия (регулируемые цены)

 116,5

 115,4

 110 -
 111  

 109 -
 110  

 Природный газ                               

Регулируемые оптовые цены, в среднем
для всех                             

 115,3

 115  

 115  

 115  

Регулируемые тарифы для населения    

 113,5

 115  

 115  

 115  

Регулируемые тарифы для прочих
потребителей                         

 115  

 115  

 115  

 115  

 Железнодорожные перевозки                         

Железнодорожные перевозки грузов     

 108  

 107,4

 106,4

 105 -
 105,5

Пассажирские перевозки
железнодорожным транспортом в
регулируемом секторе                 

 110  

 110  

 110  

 110  


Электрическая энергия в полном объеме, за исключением поставляемой населению (34% от общего объема потребления), в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" с 1 января 2011 года поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам, которые складываются под воздействием спроса и предложения и не подлежат государственному регулированию.

Подлежат государственному регулированию в составе цены (тарифа) на электрическую энергию:

тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям сетевых организаций;

сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков;

оплата услуг инфраструктурных организаций оптового рынка.

При определении параметров роста тарифов на электроэнергию учтен рост необходимой валовой выручки филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Алтайэнерго", рассчитанной на долгосрочный период регулирования 2011 - 2015 годы с применением метода доходности инвестированного капитала (RAB). Также учтен переход на государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые иными территориальными сетевыми организациями с 1 января 2012 года в форме установления долгосрочных тарифов.

Необходимая валовая выручка филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Алтайэнерго" включает его затраты на услуги ОАО "ФСК ЕЭС", тарифы на которые установлены ФСТ России с применением метода доходности инвестированного капитала (RAB). Рост затрат филиала на услуги ОАО "ФСК ЕЭС" по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети с учетом тарифов, установленных ФСТ России, составит на 2012 и 2013 годы 124,3%, на 2014 год - 101,8%.

При переходе территориальных сетевых компаний к регулированию долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования, в том числе по методу доходности инвестированного капитала, в инвестиционные программы будут включаться средства на реализацию мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и снижению издержек. При этом организации обязаны обеспечить достижение показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг.

В случае принятия на федеральном уровне решения об обязательном применении социальной нормы рост регулируемых тарифов для населения может быть выше 10% в отношении объемов электроэнергии, потребляемой сверх социальной нормы, и будет отражать их экономически обоснованный уровень.

Параметры роста внутренних цен на газ в прогнозный период определялись исходя из необходимости сокращения разрыва между доходностью поставок газа на внутренний и внешний рынок, а также покрытия экономически обоснованных издержек на добычу и транспортировку газа и необходимого объема инвестиций. Также учитывалась необходимость постепенного выравнивания образовавшихся диспропорций между ценами на газ, уголь, мазут и улучшения структуры топливного баланса. Исходя из вышеуказанных факторов рост регулируемых оптовых цен на газ на 2012 - 2014 гг. предполагается в размере 115% в год для всех категорий потребителей.

Розничные цены на газ природный, реализуемый населению края, рассчитаны исходя из прогнозных параметров роста оптовых цен, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги, утверждаемых Федеральной службой по тарифам.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»