РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 9 сентября 2011 года N 376-р
[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СЦЕНАРНЫХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА 2012 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2014 ГОДА]
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Алтайского края от 09.01.2018 N 4.
____________________________________________________________________
В целях определения параметров социально-экономического развития Алтайского края на среднесрочный период:
1. Утвердить прилагаемые Сценарные условия социально-экономического развития Алтайского края на 2012 год и на период до 2014 года (далее - "Сценарные условия").
2. Органам исполнительной власти Алтайского края при разработке планово-прогнозных документов, долгосрочных и ведомственных целевых программ руководствоваться Сценарными условиями.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления при разработке прогнозов социально-экономического развития на среднесрочную перспективу руководствоваться Сценарными условиями.
Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН
СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА 2012 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2014 ГОДА
Сценарные условия социально-экономического развития Алтайского края на 2012 год и на период до 2014 года (далее - "Сценарные условия") разработаны на основе сценарных условий и основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на указанный период, итогов социально-экономического развития Алтайского края в 2010 году и в январе - июне 2011 года.
Сценарные условия учитывают цели и приоритеты, соответствующие программе социально-экономического развития Алтайского края на период до 2012 года, утвержденной законом Алтайского края от 06.04.2010 N 25-ЗС, а также определяют прогнозные параметры развития Алтайского края на ближайшие три года (приложение).
В первом полугодии 2011 года продолжаются восстановительные процессы в экономике, наблюдавшиеся в 2010 году. Промышленное производство, инвестиции, оборот розничной торговли уже вышли на докризисные показатели. Объемы производства в строительном секторе за счет более длительного периода спада восстановятся только к концу прогнозного периода.
В промышленности с начала текущего года индекс производства составил 109,2%. В стоимостном выражении отгружено продукции на 105,3 млрд. рублей. Высокие темпы роста наблюдаются в отдельных видах обрабатывающих производств: производстве готовых металлических изделий, текстильном производстве, деревообработке. Так, существенно превышен прошлогодний уровень производства котлов водогрейных центрального отопления и котлов паровых (в 1,7 и 2,6 раза соответственно). В 1,5 раза увеличился объем выпуска трикотажных изделий. В обработке древесины и производстве изделий из дерева индекс производства составил 142,8%. По итогам июня положительная динамика сложилась в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака (индекс производства - 107,5%), что позволило обеспечить рост по итогам полугодия (100,7%) против спада в январе - мае текущего года (99,6%). В целом в обрабатывающем секторе промышленности объемы производства увеличились на 14%.
Объем отгруженной продукции добывающих производств в 1,7 раза превысил показатель января - июня предыдущего года. При этом индекс производства сложился на уровне 110,8% (за I полугодие 2010 года - 69,9%).
Индекс промышленного производства в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды составил 88,2%. Вызвано это снижением производства в крае электроэнергии (на 13,1%) в связи с постепенным восстановлением выработки электроэнергии на Саяно-Шушенской ГЭС и соответствующей корректировкой диспетчерских графиков энергосистемы Сибири.
В целом по 2011 году индекс промышленного производства оценивается на уровне 106%, в том числе в обрабатывающих производствах - 108,4%. Наибольший рост ожидается в производстве готовых металлических изделий, обработке древесины, производстве прочих неметаллических минеральных продуктов.
Экономическая ситуация в сельском хозяйстве края в 1 полугодии 2011 года характеризовалась ростом основных показателей. Объем валовой продукции сельского хозяйства, произведенной всеми сельхозтоваропроизводителями, составил 31,2 млрд. рублей, индекс производства - 101,9%. Посевные площади зерновых и зернобобовых культур, сахарной свеклы и подсолнечника в текущем году увеличены в целом на 367 тыс. га и составляют 5,5 млн. га. Наблюдается увеличение объемов производства основных видов животноводческой продукции.
С учетом относительно благоприятных погодных условий для растениеводческой сферы, а также продолжения тенденции роста в животноводстве в целом по году индекс производства оценивается на уровне 102,1%, а объем валовой продукции может составить около 84,9 млрд. рублей.
Несмотря на высокие темпы инвестиционной активности в целом по 2010 году (118%), в текущем году они продолжают нарастать. За первое полугодие по всем организациям прирост составил 28,8%. На развитие экономики и социальной сферы края направлено инвестиций на сумму 22 млрд. рублей. В целом по году ожидается рост на уровне 110%, а объем инвестиционных вложений оценивается в пределах 69 млрд. рублей. Ожидаемый ввод жилья в 2011 году может составить 700 тыс. кв. м. С начала 2011 года происходит постепенное улучшение показателей уровня жизни населения. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в 1 полугодии реальные располагаемые денежные доходы жителей края возросли на 5%, их прирост в целом по году составит не менее 5,5%.
Реальная заработная плата за январь - май составила 102,1%. В номинальном выражении средняя заработная плата возросла на 11,7% относительно аналогичного периода 2010 года. Наиболее высокие темпы роста заработной платы отмечаются в следующих сферах: добыче полезных ископаемых (135,8%), сельском хозяйстве (более 138,4%), строительстве (126,8%). С учетом сохранения тенденции роста заработной платы в экономике и предусмотренной в текущем году индексации оплаты труда работников бюджетных учреждений в целом по 2011 году ожидается прирост заработной платы на 14,2%, в реальном выражении - на 4,9%.
Рост уровня жизни населения способствует активному восстановлению потребительских расходов домашних хозяйств: расходы на покупку товаров за 1 полугодие увеличились на 21%, на оплату услуг - на 9%. Сохранение тенденции роста платежеспособного спроса населения обеспечит увеличение оборота розничной торговли в 2011 году в сопоставимых ценах на 12% (1 полугодие - 10,7%), платных услуг - на 2,8% (1 полугодие - 0,3%).
В 2011 году наблюдается более благоприятная в сравнении с предыдущим годом ситуация на регистрируемом рынке труда. С начала года в связи с ростом производства увеличился спрос на труд: заявленная потребность работодателей в работниках возросла на 6,5% относительно аналогичного периода 2010 года; емкость краевого банка вакансий увеличилась в 1,7 раза; коэффициент напряженности на рынке труда снизился в 2,4 раза. За I полугодие трудоустроено по направлению службы занятости населения 34,8 тыс. человек. Численность официально зарегистрированных безработных граждан к аналогичному периоду предыдущего года снизилась на 29,4%. По предварительной оценке, уровень официально зарегистрированных безработных к концу 2011 года не превысит 3%.
Стабилизация макроэкономической ситуации в крае происходит на фоне умеренных инфляционных процессов: индекс потребительских цен за 1 полугодие составил 104,3%, что на 0,7 процентного пункта ниже, чем в среднем по Российской Федерации, и на 0,4 процентного пункта ниже, чем по Сибирскому федеральному округу. В целом на 2011 год уровень инфляции в Алтайском крае при стабильной ситуации на рынке продовольственных товаров ожидается в пределах 7,9%.
Ожидаемый рост основных показателей базовых отраслей экономики края в текущем году по отношению к предыдущему году и повышение потребительского спроса со стороны населения позволяют оценивать увеличение объема валового регионального продукта по итогам 2011 года примерно на 5,1% к уровню 2010 года. Его объем может составить более 370 млрд. рублей.
Сценарные условия разрабатываются на многовариантной основе в зависимости от внешних и внутренних факторов развития. В текущем году Министерством экономического развития Российской Федерации для разработки прогноза предложен один вариант (базовый). Он связан с происходящими заметными изменениями в характере экономического роста, в значениях и роли факторов, определяющих развитие экономики. Предложенный вариант прогноза основан на минимизации влияния внешних факторов развития, связанных с умеренной динамикой цен за баррель нефти в течение прогнозного периода, и усилении внутренних факторов развития.
Базовый вариант развития экономики предполагает реализацию активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизацию производства, а также на повышение эффективности расходов бюджета. При общей социальной направленности расходов бюджета планируется рост расходов на программы жилищного строительства, здравоохранения и образования. Базовый вариант предусматривает также рост объемов выдачи банковских кредитов и сохранение сдержанной политики регулирования тарифов.
Прогнозные параметры, которые предлагается учитывать при разработке параметров краевого бюджета на 2012 - 2014 годы, рассчитаны по одному базовому варианту.
Параметры социально-экономического развития Алтайского края на среднесрочную перспективу формируются под влиянием внешних и внутренних условий (факторов). К внешним условиям (факторам), оказывающим наибольшее воздействие на социально-экономические процессы в Алтайском крае, относятся параметры инфляции, уровень роста цен и тарифов на услуги естественных монополий, динамика обменного курса рубля, налоговые условия, таможенное законодательство. В качестве внутренних условий (факторов) учитывается демографическая ситуация, скорость реализации крупных инвестиционных проектов, включая проект "Комплексное развитие Алтайского Приобья", создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь", игорной зоны, а также осуществление мероприятий по оптимизации бюджетной сферы Алтайского края.
Наиболее значимым внешним фактором прогноза социально-экономического развития края, который сказывается на всех без исключения его параметрах, является инфляция. Неблагоприятная ситуация на российском рынке сельхозпродукции вследствие засухи и неурожая 2010 года в центральной части России отразилась на сохранении высокого роста потребительских цен в начале 2011 года. Однако, достигнув к концу января уровня 102,3% за месяц (продовольственные товары - 102,5%), рост цен существенно замедлился (в июне - 100%, в том числе на продовольственные товары - 99,4%).
За январь - июнь 2011 года рост потребительских цен составил 104,3%, в том числе на продовольственные товары - 103%, на непродовольственные - 103,1%, на платные услуги - 108,5%.
Основным фактором замедления инфляции становится снижение роста цен на продовольственные товары после их существенного роста с 4 квартала 2010 по февраль 2011 года. На ослабление роста цен на продовольствие и потребительскую инфляцию повлияло:
увеличение предложения продуктов за счет роста продовольственного импорта, в том числе в результате принятых мер по его стимулированию (отмена ввозных пошлин на картофель, ряд овощей и другие продукты);
начавшееся снижение мировых цен на сахар, масло, зерно и замедление роста цен на мясо, молочные и другие товары на мировых рынках, что отразилось на замедлении роста внутренних цен на сельхозпродукцию - в марте рост цен замедлился до 0,6% после 6,2% за январь - февраль.
Ожидается, что за год инфляция составит 7,9%. В 2012 - 2014 годах ее уровень будет зависеть от динамики потребительских расходов населения, ситуации на мировых сельскохозяйственных рынках, динамики цен и тарифов субъектов естественных монополий. В 2012 году инфляция прогнозируется в пределах 6%, в 2012 и 2013 годах - 5,5% и 4,5% соответственно, что находится в целевом диапазоне параметров инфляции в целом по России.
Определенные риски для инфляции и экономического роста в 2012 - 2014 годах могут быть связаны с ростом цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий и, прежде всего, на электроэнергию. Такая ситуация обусловлена либерализацией рынка электроэнергии и мощности, введением долгосрочного рынка мощности, а также включением энергетическими компаниями инвестиционной составляющей в регулируемые тарифы.
В связи с этим приоритетной задачей тарифной политики в 2012 - 2014 годах станет ограничение темпов роста цен и тарифов субъектов естественных монополий в условиях дальнейшей либерализации этих сфер деятельности для снижения нагрузки на потребителей.
Показатель | 2011 г. | Прогноз | ||
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Электрическая энергия | ||||
Доля потребления по нерегулируемым | 66 | 66 | 66 | 66 |
Рост конечных цен в среднем для всех | 113 - | 111 - | 110 - | 109 - |
Рост регулируемых тарифов в среднем | 110 | 110 | 110 | 110 |
Тепловая энергия | ||||
Тепловая энергия (регулируемые цены) | 116,5 | 115,4 | 110 - | 109 - |
Природный газ | ||||
Регулируемые оптовые цены, в среднем | 115,3 | 115 | 115 | 115 |
Регулируемые тарифы для населения | 113,5 | 115 | 115 | 115 |
Регулируемые тарифы для прочих | 115 | 115 | 115 | 115 |
Железнодорожные перевозки | ||||
Железнодорожные перевозки грузов | 108 | 107,4 | 106,4 | 105 - |
Пассажирские перевозки | 110 | 110 | 110 | 110 |
Электрическая энергия в полном объеме, за исключением поставляемой населению (34% от общего объема потребления), в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" с 1 января 2011 года поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам, которые складываются под воздействием спроса и предложения и не подлежат государственному регулированию.
Подлежат государственному регулированию в составе цены (тарифа) на электрическую энергию:
тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям сетевых организаций;
сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков;
оплата услуг инфраструктурных организаций оптового рынка.
При определении параметров роста тарифов на электроэнергию учтен рост необходимой валовой выручки филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Алтайэнерго", рассчитанной на долгосрочный период регулирования 2011 - 2015 годы с применением метода доходности инвестированного капитала (RAB). Также учтен переход на государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые иными территориальными сетевыми организациями с 1 января 2012 года в форме установления долгосрочных тарифов.
Необходимая валовая выручка филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Алтайэнерго" включает его затраты на услуги ОАО "ФСК ЕЭС", тарифы на которые установлены ФСТ России с применением метода доходности инвестированного капитала (RAB). Рост затрат филиала на услуги ОАО "ФСК ЕЭС" по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети с учетом тарифов, установленных ФСТ России, составит на 2012 и 2013 годы 124,3%, на 2014 год - 101,8%.
При переходе территориальных сетевых компаний к регулированию долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования, в том числе по методу доходности инвестированного капитала, в инвестиционные программы будут включаться средства на реализацию мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и снижению издержек. При этом организации обязаны обеспечить достижение показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг.
В случае принятия на федеральном уровне решения об обязательном применении социальной нормы рост регулируемых тарифов для населения может быть выше 10% в отношении объемов электроэнергии, потребляемой сверх социальной нормы, и будет отражать их экономически обоснованный уровень.
Параметры роста внутренних цен на газ в прогнозный период определялись исходя из необходимости сокращения разрыва между доходностью поставок газа на внутренний и внешний рынок, а также покрытия экономически обоснованных издержек на добычу и транспортировку газа и необходимого объема инвестиций. Также учитывалась необходимость постепенного выравнивания образовавшихся диспропорций между ценами на газ, уголь, мазут и улучшения структуры топливного баланса. Исходя из вышеуказанных факторов рост регулируемых оптовых цен на газ на 2012 - 2014 гг. предполагается в размере 115% в год для всех категорий потребителей.
Розничные цены на газ природный, реализуемый населению края, рассчитаны исходя из прогнозных параметров роста оптовых цен, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги, утверждаемых Федеральной службой по тарифам.