Действующий

О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2003 ГОДЫ" (с изменениями на: 16.12.2003)

I. ХАРАКТЕРИСТИКА СИТУАЦИИ


Современная ситуация с наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами (далее именуются - наркотики) характеризуется неуклонным ростом их незаконного распространения и потребления в немедицинских целях, что представляет угрозу здоровью нации, правопорядку и безопасности области.

Стабильно увеличивается количество лиц, потребляющих наркотики без назначения врача. По экспертным оценкам, количество потребителей наркотиков превышает 25 тысяч человек, а уровень немедицинского потребления наркотиков возрос в 20 раз за последние годы.

Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Почти две трети потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет, расширяется детская и подростковая наркомания.

Число связанных с наркотиками преступлений ежегодно увеличивается в 1,4 раза. Однако цифры выявленных правонарушений не отражают реальную обстановку, так как по оценкам экспертов, выявляются не более 10 - 15% преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Преступная среда, связанная с оборотом наркотиков, консолидируется, усиливается ее организованность. Преступления и правонарушения в этой сфере приобрели массовый характер, стали нормой жизни отдельных слоев населения.

Воронежская область стала транзитной территорией для транспортировки наркотиков с Украины и Северного Кавказа, растут объемы оборота и потребления наркотиков, облегчается возможность их приобретения.

В области происходит интенсивная структурная перестройка нелегального наркорынка: высококонцентрированные и дорогостоящие опий, героин, синтетические наркотики вытесняют традиционные: маковую соломку и марихуану.

На начало 2000 года в учреждениях здравоохранения Воронежской области на диспансерном учете состояло 2283 больных наркоманией и 110 больных токсикоманиями, а на профилактическом учете 2517 потребителей наркотических средств и 189 потребителей сильнодействующих веществ. На 100 тысяч населения приходится в среднем 193 потребителя наркотиков без назначения врача - это один из самых высоких показателей в России. Поскольку коммерческая стоимость стационарного курса лечения одного больного наркоманией достаточно высока, большое значение приобретают профилактика и антинаркотическая пропаганда.

В этих условиях комитет по здравоохранению администрации Воронежской области совместно с другими заинтересованными органами исполнительной власти осуществляли меры по обеспечению реализации областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1998 - 2000 годы", принятой постановлением областной Думы от 8 января 1998 года N 296-II-ОД. Программа включала широкий комплекс мер, направленных на стабилизацию наркоситуации, в том числе на предупреждение распространения наркомании в молодежной среде. Несмотря на исключительную социальную значимость, эта программа не была полностью профинансирована из областного бюджета, в связи с чем некоторые запланированные мероприятия остались невыполненными. Не удалось провести комплекс мероприятий по совершенствованию материально-технической базы областной наркологической службы. В Воронежской области в настоящее время практически отсутствуют условия для стационарного лечения больных наркоманией, не создан Центр медико-социальной реабилитации наркологических больных.

Тем не менее потенциал для реализации мер целевого воздействия на преступность и удержания контроля за оборотом наркотиков в Воронежской области имеется, поскольку предыдущая областная программа в большей мере была выполнена.

Новая программа нацелена на проблемы, которые могут быть решены на областном уровне. К ним относятся разработки и повсеместное внедрение методов антинаркотического воспитания личности, лечения и реабилитации больных наркоманией, организация подготовки кадров в медицинской и правоохранительной сферах, разработка методов обнаружения наркотиков, технологий уничтожения наркотикосодержащих растений и ряд других проблем.

Программа подготовлена с учетом отечественного и зарубежного опыта программно-целевого планирования борьбы со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом. Мероприятия программы связаны с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" и другими нормативными правовыми актами.

В программу включены нереализованные мероприятия предыдущей программы. Учтены ресурсные ограничения.

Выполнение мероприятий программы требует серьезной поддержки органов исполнительной власти, концентрации усилий областных и местных органов власти, привлечения негосударственных структур, общественных объединений и граждан.

В программу включены положения принципиального характера, требующие межведомственного подхода либо решения на областном уровне. Предполагается, что мероприятия узковедомственного и областного уровня будут включены в соответствующие ведомственные и районные программы и планы.