ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 февраля 2001 года N 1890-II-ОД

О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2003 ГОДЫ"

(в редакции постановления Воронежской областной Думы от 16.12.2003 N 740-III-ОД)

В целях принятия комплексных мер по пресечению прогрессирующего злоупотребления наркотиками, эффективного контроля за их оборотом на территории Воронежской области областная Дума постановляет:

1. Утвердить региональную целевую программу "Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Воронежской области на 2001 - 2003 годы".

2. Финансирование программы осуществлять в объемах, предусмотренных законом "Об областном бюджете на 2001 год" и на последующие годы.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя председателя областной Думы Рудакова С.И.



Председатель областной Думы
А.С.ГОЛИУСОВ

     Воронеж
     Парламентский центр
     26 февраля 2001 года
     N 1890-II-ОД

Приложение
Утверждено
постановлением
Воронежской областной Думы
от 26.02.2001 N 1890-II-ОД


КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2003 ГОДЫ (РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА)

ВВЕДЕНИЕ


Региональная целевая программа "Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Воронежской области на 2001 - 2003 годы" разработана в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17 сентября 1998 года N 343-РП "О мерах по усилению противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и злоупотреблению ими".

I. ХАРАКТЕРИСТИКА СИТУАЦИИ


Современная ситуация с наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами (далее именуются - наркотики) характеризуется неуклонным ростом их незаконного распространения и потребления в немедицинских целях, что представляет угрозу здоровью нации, правопорядку и безопасности области.

Стабильно увеличивается количество лиц, потребляющих наркотики без назначения врача. По экспертным оценкам, количество потребителей наркотиков превышает 25 тысяч человек, а уровень немедицинского потребления наркотиков возрос в 20 раз за последние годы.

Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Почти две трети потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет, расширяется детская и подростковая наркомания.

Число связанных с наркотиками преступлений ежегодно увеличивается в 1,4 раза. Однако цифры выявленных правонарушений не отражают реальную обстановку, так как по оценкам экспертов, выявляются не более 10 - 15% преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Преступная среда, связанная с оборотом наркотиков, консолидируется, усиливается ее организованность. Преступления и правонарушения в этой сфере приобрели массовый характер, стали нормой жизни отдельных слоев населения.

Воронежская область стала транзитной территорией для транспортировки наркотиков с Украины и Северного Кавказа, растут объемы оборота и потребления наркотиков, облегчается возможность их приобретения.

В области происходит интенсивная структурная перестройка нелегального наркорынка: высококонцентрированные и дорогостоящие опий, героин, синтетические наркотики вытесняют традиционные: маковую соломку и марихуану.

На начало 2000 года в учреждениях здравоохранения Воронежской области на диспансерном учете состояло 2283 больных наркоманией и 110 больных токсикоманиями, а на профилактическом учете 2517 потребителей наркотических средств и 189 потребителей сильнодействующих веществ. На 100 тысяч населения приходится в среднем 193 потребителя наркотиков без назначения врача - это один из самых высоких показателей в России. Поскольку коммерческая стоимость стационарного курса лечения одного больного наркоманией достаточно высока, большое значение приобретают профилактика и антинаркотическая пропаганда.

В этих условиях комитет по здравоохранению администрации Воронежской области совместно с другими заинтересованными органами исполнительной власти осуществляли меры по обеспечению реализации областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1998 - 2000 годы", принятой постановлением областной Думы от 8 января 1998 года N 296-II-ОД. Программа включала широкий комплекс мер, направленных на стабилизацию наркоситуации, в том числе на предупреждение распространения наркомании в молодежной среде. Несмотря на исключительную социальную значимость, эта программа не была полностью профинансирована из областного бюджета, в связи с чем некоторые запланированные мероприятия остались невыполненными. Не удалось провести комплекс мероприятий по совершенствованию материально-технической базы областной наркологической службы. В Воронежской области в настоящее время практически отсутствуют условия для стационарного лечения больных наркоманией, не создан Центр медико-социальной реабилитации наркологических больных.

Тем не менее потенциал для реализации мер целевого воздействия на преступность и удержания контроля за оборотом наркотиков в Воронежской области имеется, поскольку предыдущая областная программа в большей мере была выполнена.

Новая программа нацелена на проблемы, которые могут быть решены на областном уровне. К ним относятся разработки и повсеместное внедрение методов антинаркотического воспитания личности, лечения и реабилитации больных наркоманией, организация подготовки кадров в медицинской и правоохранительной сферах, разработка методов обнаружения наркотиков, технологий уничтожения наркотикосодержащих растений и ряд других проблем.

Программа подготовлена с учетом отечественного и зарубежного опыта программно-целевого планирования борьбы со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом. Мероприятия программы связаны с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" и другими нормативными правовыми актами.

В программу включены нереализованные мероприятия предыдущей программы. Учтены ресурсные ограничения.

Выполнение мероприятий программы требует серьезной поддержки органов исполнительной власти, концентрации усилий областных и местных органов власти, привлечения негосударственных структур, общественных объединений и граждан.

В программу включены положения принципиального характера, требующие межведомственного подхода либо решения на областном уровне. Предполагается, что мероприятия узковедомственного и областного уровня будут включены в соответствующие ведомственные и районные программы и планы.

II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Главной целью программы является обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота. В последующем - поэтапное сокращение распространения наркомании, связанных с ней преступности и правонарушений.

Программа рассчитана на 2001 - 2003 годы.

Программа предлагает решение следующих задач:

- обновление нормативной правовой базы в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в связи с принятием Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах";

- совершенствование антинаркотической программы;

- коррекция списков наркотических средств, психотропных и

сильнодействующих веществ;

- проведение комплексных профилактических операций "Мак" и "Допинг";

- расширение межведомственного сотрудничества;

- определение фактических масштабов распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков;

- формирование негативного общественного отношения к незаконному потреблению наркотиков;

- совершенствование системы правоохранительных органов за счет оптимизации их организационного построения, повышения эффективности управленческой деятельности, улучшения кадровой и материально-технической оснащенности, управления взаимодействия структурных подразделений, в том числе межведомственного взаимодействия, внедрения передового опыта;

- сохранение и закрепление профессионального кадрового ядра службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, обеспечение правовых, социальных, материальных и морально-психологических условий и необходимых гарантий для службы и быта сотрудников этой службы и членов их семей;

- оснащение наркологического диспансера необходимым лабораторно-диагностическим оборудованием;

- совершенствование системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего, молодежью и несовершеннолетними;

- совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, потребляющих наркотики без назначения врача;

- завершение разработки методологии и методики проведения антинаркотической профилактической работы;

- обеспечение функционирования молодежных клубов антинаркотической направленности по месту жительства;

- широкое внедрение в практику новых концепций и методов лечения, реабилитации и ресоциализации больных наркоманией;

- завершение переподготовки специалистов в области профилактики и лечения наркомании;

- завершение разработки новых методов уничтожения наркосодержащих растений.

III. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ


Программа включает мероприятия по приоритетным направлениям в сфере незаконного оборота наркотиков:

- организационные и правовые меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;

- профилактика злоупотребления наркотиками;

- лечение и реабилитация лиц, потребляющих наркотики без назначения врача;

- обеспечение контроля за производством и распространением наркотиков;

- пресечение незаконного оборота наркотиков;

- международное сотрудничество в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Указанные программные мероприятия рекомендованы областной межведомственной комиссией по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.

IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Для реализации первоочередных мероприятий программы необходимо 30 млн. рублей, ежегодные затраты составляют по 10 млн. рублей. Из общего объема финансирования на воссоздание материально-технической базы областной наркологической службы требуется 21,320 млн. рублей, для развития материально-технической базы ОБНОН КМ ГУВД ВО - 7,479 млн. рублей, на прочие текущие расходы - 1,191 млн. рублей. Для развития материально-технической базы Управления Госнаркоконтроля России по Воронежской области в 2003 году 2,419 млн. рублей.

(абзац в ред. постановления Воронежской областной Думы от 16.12.2003 N 740-III-ОД)

Финансирование программы производится из средств областного бюджета.

Кроме того, из средств областного бюджета планируется дополнительное финансирование увеличения штатной численности отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков ГУВД области и его техническое дооснащение.

V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Активизация деятельности постоянно действующих межведомственных комиссий по контролю за профилактикой наркомании, токсикомании, алкоголизма районных администраций позволит улучшить взаимодействие государственных, муниципальных, общественных и иных структур.

Включение в состав комиссий районных врачей-наркологов позволит активизировать их организационную и лечебно-профилактическую работу.

Главные врачи районов области отчитываются в постоянно действующих межведомственных комиссиях о проводимой профилактической работе с населением по формированию здорового образа жизни.

Контроль за деятельностью органов здравоохранения на местах по вопросу профилактики наркомании среди населения возложить на областной наркологический диспансер, поручив последнему организацию ежегодных научно-практических конференций по актуальным вопросам формирования здорового образа жизни.

VI. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ


Исполнители программы несут ответственность за своевременное и полное выполнение мероприятий при условии достаточного бюджетного финансирования.

Учреждения и ведомства, указанные первыми в графе "ответственные" мероприятий программы, являются ответственными за выполнение соответствующих мероприятий и представляют в областную администрацию доклады о работе над программой в установленном порядке.

VII. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Предполагается, что в результате реализации мероприятий программы будут достигнуты:

- определение фактических масштабов распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков и связанных с этим потерь общества;

- приостановление роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, а в перспективе - поэтапное сокращение наркомании и связанной с ней преступности до уровня минимальной опасности для общества;

- уменьшение темпов роста потерь общества от преступности, связанной с наркотиками, оптимизация затрат на профилактику и реабилитацию наркоманов, а также на деятельность правоохранительных органов по борьбе с наркопреступностью, снижение уровня вовлеченности финансовых ресурсов населения в наркобизнес, а также степени негативного воздействия криминальных финансовых средств на экономическую и общественно-политическую жизнь в Воронежской области;

- обеспечение своевременной коррекции списков наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ с целью приближения их к потребностям практики в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков;

- повышение антинаркотической ориентации общества, что повлечет в перспективе моральное и физическое оздоровление людей;

- сокращение незаконного спроса на наркотики;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»