Состояние функциональных сфер деятельности предприятий
(по результатам анализа машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий Воронежской области, выполненного ВТК Воронежского госуниверситета по проекту программы INCO "Copernicus")
Управление предприятиями
Руководящий состав предприятий в большинстве имеет значительный стаж работы (общий, в данной должности и на данном предприятии). Наибольший - у генеральных директоров и технических руководителей, сравнительно меньший - у руководителей финансовой и маркетинговой служб.
Возраст старше 50 лет у большинства генеральных директоров и технических руководителей и около половины остальных категорий руководителей.
В среднем 10% руководителей до 35 лет работают в финансовой, экономической, бухгалтерской и маркетинговой службах, в остальных - руководители старше.
Большинство руководящего состава имеет высшее образование.
Не имеют высшего образования 40% руководителей финансовой службы, по 7% - экономической, производственной, маркетинговой.
Руководители, как правило, не имеют ученых степеней.
Среди руководителей предприятий наибольшую долю в уставном капитале имеют половина генеральных директоров. За ними следуют - треть руководителей производственных и технических служб. Не имеют акций 40% руководителей финансовой и маркетинговой служб, 13 - 17% - руководителей всех остальных служб.
Велика доля руководителей, не являющихся собственниками предприятий, большинство руководства - это мелкие акционеры.
На большинстве обследованных предприятий действует линейно-функциональная структура управления. В небольших масштабах используются другие типы: линейно-масштабная, дивизиональная, система с ограниченным функционализмом, программная (проектная), матричная, сетевая.
Выработка целей предприятия происходит в процессе обсуждения, при участии подчиненных.
Меры по реорганизации структуры управления внедрены только на одном из обследованных предприятий.
Основные меры по реорганизации структуры на большинстве предприятий, по которым в настоящее время проводится работа или они считаются целесообразными - это: слияние подразделений, упразднение нерентабельных производств и выделение отдельных подразделений в самостоятельные.
На трети предприятий проводятся работы или принимаются меры по децентрализации производственных, сбытовых операций; созданию совместных предприятий, холдингов, проектных структур; организации отделений по видам продукции, формированию при высшем руководстве специальных штабных групп.
Большая часть респондентов считает нецелесообразным или невозможным создание инновационных фирм, отделение общекорпоративного уровня управления от производственно-хозяйственного, создание штабных групп, появление функций и подразделений по организационному развитию предприятий; организацию отделений по видам продукции, проектных структур, финансово - промышленных групп, корпораций, транснациональных компаний, создание холдингов.
Создаются дочерние предприятия на 26% предприятий, филиалы - на 16%, 11% предприятий входят в другие коммерческие и некоммерческие организации.
Значительная доля акций принадлежит внешним акционерам - юридическим лицам (на 63% предприятий), трудовому коллективу (на 44%) и внешним акционерам - физическим лицам (на 31%), государству (на 25%).
Отсутствует или незначителен пакет акций у банков, финансово - промышленных групп, иностранных инвесторов.
На 40% предприятий управление осуществляется по доверительной схеме. На этих предприятиях более сильно влияние крупных акционеров, мелкие акционеры - пассивны.
На 60% предприятий - управление самостоятельное. Влияние крупных акционеров слабее, чем при управлении по доверительной схеме. Активность мелких акционеров на этих предприятиях наблюдается на каждом пятом из этих предприятий.
Наблюдается тенденция уменьшения пакета акций у работников акционерных обществ. Неизменны доли в уставном капитале государства, внешних акционеров, администрации, мелких акционеров. Состав внешних акционеров, в основном, не меняется.
Уставный капитал увеличивается на трети предприятий.
Признается влияние реорганизации собственности на рост объемов производства и реализации продукции, увеличение прибыльности и расширение рынков сбыта.