Промышленный комплекс Воронежской области насчитывает более 300 крупных и средних предприятий таких ведущих отраслей промышленности, как машиностроение и металлообработка, радиоэлектронная и авиакосмическая, химическая, легкая, строительных материалов и электроэнергетика.
При этом экономическая ситуация в промышленности области, сложившаяся к концу 90-х годов, может быть охарактеризована как кризисная: объем промышленного производства к уровню 1990 года снизился более чем в 3 раза, почти половина предприятий стали убыточными, кредиторская задолженность в 2 раза превышала дебиторскую и на конец периода ее сумма составляла более 15 миллиардов рублей, значительно ухудшилась структура промышленного производства: удельный вес машиностроения и металлообработки снизился почти в 2 раза, а по многим позициям производство высокотехнологичной продукции практически было прекращено.
Последние 2 года характеризуются устойчивыми темпами развития промышленности области. Так, темпы роста объема произведенной продукции в сопоставимых ценах к предыдущему периоду составили: в 2001 году - 113,2%, в 2002 году - 116,5%. Предприятия промышленности по итогам 2001 и 2002 годов имели прибыль в размере 2071,5 млн. рублей и 2083,9 млн. рублей. Темпы роста налоговых поступлений от промышленного комплекса области в 2001 году к уровню 2000 года - 152,7%, а в 2002 году к уровню 2001 года - 109,0%.
Однако в настоящее время практически не сокращается сумма кредиторской задолженности предприятий, более сорока процентов промышленных предприятий остаются убыточными. Это свидетельствует о том, что в полной мере не преодолены негативные последствия искаженной рыночной экономики, сложившейся в последнее десятилетие.
Значительное влияние на развитие промышленного комплекса может оказать создание стимулирующей нормативно - правовой базы, проведение эффективной промышленной политики. В настоящее время на федеральном уровне, несмотря на неоднократные декларативные заявления, отсутствует четкая государственная долгосрочная промышленная политика. Принятие различных законов и подзаконных актов не отражает ключевой роли промышленного комплекса в экономике страны и не соответствует современным требованиям.
Учитывая создавшееся положение на областном уровне в 2002 году был принят закон "О развитии промышленной деятельности в Воронежской области", статья 8 которого предусматривает создание концепции развития промышленности на среднесрочную перспективу.
Необходимость разработки Концепции развития промышленности Воронежской области на 2003 - 2007 годы обусловлена объективными причинами:
- отсутствием приоритетных направлений промышленного развития на федеральном уровне;
- высокой значимостью промышленного комплекса в экономике области;
- потребностью в формировании четких целей, задач, приоритетов промышленного развития на среднесрочную перспективу;
- недостаточной координацией деятельности субъектов промышленности по развитию и модернизации промышленного производства;
- распылением имеющихся ресурсов по поддержке промышленности области;
- остротой социальных и экономических проблем в промышленном комплексе области, появлением новых проблем в последнее время.
Для работы над Концепцией развития промышленности Воронежской области на основании распоряжения администрации Воронежской области от 03.08.2001 N 1392-р была создана временная рабочая группа. В состав группы вошли виднейшие ученые Центрального Черноземья, руководители крупных промышленных предприятий, сотрудники областной и городской администрации: 6 докторов и 7 кандидатов наук.
В ходе работы над Концепцией в адрес главного управления по промышленности, транспорту и связи поступили более 40 поправок и дополнений. Все поступившие предложения были рассмотрены и учтены при подготовке окончательного варианта Концепции.
Концепция развития промышленности Воронежской области разработана в соответствии с проектом "Доктрины развития Воронежской области", с учетом реализующейся "Программы экономического и социального развития Воронежской области на 2002 - 2006 годы". При работе над настоящим документом использовался передовой опыт других регионов: Нижегородской, Самарской, Костромской, Липецкой, Тамбовской, Ярославской, Томской, Оренбургской областей, Удмуртской республики, города Москвы.
Концепция определяет основы промышленной деятельности в Воронежской области, порядок формирования, утверждения и реализации промышленной политики органов государственной власти и местного самоуправления области и имеет целью создание в Воронежской области условий для развития и поддержки промышленности, оптимизации ее состава и структуры, а также обеспечения занятости населения.
Данный документ направлен на установление юридической, административной и экономической основы для разработки конкретных Программ развития промышленности Воронежской области. При разработке концепции использовались системный и программно-целевой подходы к формированию промышленной политики на 2003 - 2007 годы.
Представленная Концепция состоит из 8 глав и трех приложений. В первой главе дан анализ состоянию и тенденциям развития промышленного производства области в 1991 - 2001 годах, экономическое положение основных отраслей промышленности в 2002 году, отмечены основные проблемы и факторы развития промышленности области. Объективность оценки текущего состояния промышленности и перспектив ее развития базируется на анализе функциональных сфер деятельности предприятий, проведенном Воронежским государственным университетом, и отраслевых тенденциях развития промышленности области, основанных на данных самих предприятий (приложения к Концепции N 2 и N 3).
Во второй главе Концепции указаны миссия, цель и задачи, приоритеты развития промышленности Воронежской области. При выборе приоритетов учитывалось место, занимаемое промышленностью области в межрегиональном разделении труда и инновационная направленность развития экономики области.
Концепцией (глава 3) определены основные стратегии структурного развития промышленного комплекса области:
- создание и развитие вертикально интегрированных структур;
- развитие стабильно работающих крупных и средних предприятий промышленности;
- реформирование неплатежеспособных промышленных предприятий.
В данной главе дается количественная оценка для каждой группы предприятий, формируются направления их развития, определяется степень участия органов власти в этом процессе.
Учитывая отраслевые тенденции и основные стратегии развития промышленного комплекса в Концепции указаны основные направления промышленной политики:
- реструктуризация и повышение эффективности работы промышленных предприятий;
- обеспечение инвестирования в промышленную деятельность;