Действующий

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2008 ГОДЫ

B3. Формирование среднесрочных ведомственных программ расходов


Существующее положение

В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" и от 25.12.2004 N 842 "О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация", а также в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств в рамках федеральной Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах было принято постановление администрации Воронежской области от 10.02.2006 N 81 "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ", которым утверждено Положение о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, согласно которому общими требованиями, предъявляемыми к ведомственным целевым программам, являются:

четкая формулировка цели программы, соответствующей приоритетам социально-экономического развития Воронежской области, полномочиям, сферам ответственности субъекта бюджетного планирования - исполнительного органа государственной власти Воронежской области;

обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, оценки внешних условий и рисков для реализации программы;

определение системы управления реализацией программы;

осуществление реализации программы единственным субъектом бюджетного планирования. Руководитель исполнительного органа государственной власти Воронежской области несет персональную ответственность за ее реализацию.

Первым шагом на пути внедрения ведомственных программ расходов стало определение функций и задач ведомств, которые нашли свое закрепление в положениях о исполнительных органах государственной власти Воронежской области, утвержденных постановлениями администрации Воронежской области.

Несмотря на проделанную работу, еще многое предстоит сделать.

Обоснование

Право самостоятельно распоряжаться полученными бюджетными средствами предполагается после того, как будут разработаны и утверждены основные требования к результатам работы бюджетных учреждений в соответствии со стандартами качества предоставления бюджетных услуг. Утвержденная методика оценки достижения бюджетными учреждениями требуемых результатов позволит оценить эффективность бюджетных расходов и адекватно отразить условия социально-экономического развития территории.

План реформирования

Разработка и реализация ведомственных целевых программ является неотъемлемым элементом перехода на новые принципы бюджетирования и создания качественно новой системы органов исполнительной власти. На начальном этапе реформирования в срок до 1 марта 2007 года будет проведена всеми субъектами бюджетного планирования при взаимодействии с Главным управлением экономического развития Воронежской области и Главным финансовым управлением Воронежской области оценка задач и функций исполнительных органов государственной власти Воронежской области, структурных подразделений администрации Воронежской области.

Внедрение ведомственных целевых программ в практику деятельности областных ведомств потребует разработки и утверждения количественных показателей для оценки результатов осуществления функций и задач ведомств для всех главных распорядителей бюджетных средств. Для этого до 1 апреля 2007 года будет субъектами бюджетного планирования совместно с Главным управлением экономического развития Воронежской области и Главным финансовым управлением Воронежской области разработан проект постановления администрации Воронежской области "Об утверждении количественных показателей для оценки результатов исполнения функций, достижения целей и решения задач субъектов бюджетного планирования" и направлен для утверждения губернатору Воронежской области. Очередным шагом планируется до 1 июня 2007 года субъектам бюджетного планирования, Главному управлению экономического развития Воронежской области, Главному финансовому управлению Воронежской области разработать проект изменений в постановление администрации Воронежской области от 10.02.2006 N 81 "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ" в части утверждения индикаторов оценки результативности и планируемых результатов, а также процедуры корректировки предоставляемых ведомствам и (или) главным распорядителям бюджетных средств исходя из уровня достижения результатов и направить его для утверждения губернатору Воронежской области.

Ведомственные целевые программы и их результаты будут публиковаться с 1 февраля 2008 года в газете "Молодой коммунар" и размещаться на официальных сайтах администрации Воронежской области www.admin.vrn.ru и Главного финансового управления Воронежской области www.gfu.vrn.ru в сети Интернет.

В связи с реализацией отраслевыми управлениями указанных мероприятий к 1 июля 2008 года доли расходов, формируемых в рамках ведомственных программ, составят не менее 50% расходов бюджета (без учета субвенций на исполнение делегированных полномочий).

Переход на бюджетирование, ориентированное на результат, и в частности внедрение ведомственных программ, потребует создания системы мониторинга эффективности и результативности использования бюджетных средств на основе учета данных по количественным показателям эффективности и результативности. В целях совершенствования процесса обработки информации по показателям целесообразной будет разработка автоматизированной системы мониторинга за полученными результатами. Создание и применение автоматизированной системы мониторинга позволит ускорить процесс обработки данных, повысить точность в расчетах показателей и предоставит возможность использования графических и прочих инструментов, способствующих обеспечению наглядной подачи информации.

Ожидаемые результаты

Разработка ведомственных целевых программ и мониторинг за их результатами позволит существенно продвинуться на пути реализации других реформ - реформы бюджетного процесса и административной реформы. Внедрение ведомственных целевых программ в практику деятельности органов исполнительной власти Воронежской области позволит повысить их эффективность за счет ликвидации дублирования функций и регулярного отслеживания результатов реализации программ. Кроме того, это будет означать реальный переход от управления затратами к управлению результатами, поскольку объем бюджетных средств, выделяемых ведомству, будет зависеть от достигнутых им результатов, и при необходимости может корректироваться. К 1 июля 2008 года доля расходов органов государственной власти Воронежской области, формируемых в рамках ведомственных программ, будет составлять не менее 50% расходов бюджета (без учета субвенций на исполнение делегированных полномочий).

Для достижения результатов по мероприятию "Формирование среднесрочных ведомственных программ расходов" будут приняты следующие нормативные правовые акты Воронежской области:

постановление администрации Воронежской области "Об утверждении количественных показателей для оценки результатов исполнения функций, достижения целей и решения задач субъектов бюджетного планирования";

внесены изменения в постановление администрации Воронежской области от 10.02.2006 N 81 "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ" в части утверждения индикаторов оценки результативности и планируемых результатов, а также процедуры корректировки предоставляемых ведомствам и (или) главным распорядителям бюджетных средств исходя из уровня достижения результатов.

Формирование и реализация целевых ведомственных программ расходов позволит достичь эффекта, заключающегося в повышении результативности, рациональности и социальной эффективности бюджетных расходов.

Альтернативные механизмы

Переход на новые методы планирования и исполнения бюджета - бюджетирование, ориентированное на результаты, - означает неизбежность формирования ведомственных программ расходов. Альтернативой может быть формирование на начальном этапе ведомственных программ в нескольких "пилотных" ведомствах, однако администрацией Воронежской области эта альтернатива была отвергнута, поскольку это сделает невозможным формирование большей части расходов бюджета в рамках ведомственных программ к 2008 году. Кроме того, в качестве альтернативы ведомственным целевым программам можно рассматривать распространение требований к ним на областные целевые программы с последующей детализацией мероприятий до уровня среднесрочных ведомственных программ расходов.

Оценка рисков

Внешним риском при реализации данного направления реформирования является изменение федерального законодательства.

Внутренние риски будут заключаться:

в разработке и отборе оптимальных количественных показателей для оценки результатов реализации функций и задач ведомств;