Существующее положение
Одним из неотъемлемых элементов реформы бюджетного процесса, в том числе внедрения бюджетирования, ориентированного на результаты, является осуществление мониторинга за количеством и качеством оказанных услуг. Единственным способом объективной оценки качества бюджетных услуг является установление стандартов их качества.
Предварительный анализ законодательства Воронежской области на предмет наличия стандартов качества бюджетных услуг показал, что для большинства отраслей такие стандарты отсутствуют. Исключением являются медицинские услуги населению, в отношении которых в Воронежской области разработаны и действуют стандарты качества.
Важным компонентом планирования здравоохранения Воронежской области является система финансовых и социальных норм и нормативов, устанавливающая единые требования к качеству и доступности медицинской помощи, к эффективности использования ресурсов. На основе федеральной методики расчета нормативов в Воронежской области утверждены нормативы затрат в амбулаторных и стационарных учреждениях здравоохранения.
Программа государственных гарантий, утвержденная постановлением Воронежской областной Думы от 16.02.2006 N 355-IV-ОД "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год на территории Воронежской области", является основой программно-целевого управления отраслью, а ее показатели отражают конечный результат деятельности медицинских учреждений и системы здравоохранения в целом, что необходимо в условиях бюджетирования, ориентированного на конечный результат - повышение доступности и качества медицинской помощи населению, эффективного использования государственных ресурсов в здравоохранении.
Утвержденная программой система финансовых и социальных норм и нормативов устанавливает единые требования к качеству и доступности медицинской помощи, к эффективности использования ресурсов. На основе федеральной методики расчета нормативов в Воронежской области утверждаются нормативы затрат в амбулаторных и стационарных учреждениях здравоохранения.
В настоящее время изучен опыт других субъектов Российской Федерации по внедрению бюджетирования, ориентированного на результат.
Несмотря на достижение определенных результатов в данном направлении, по отрасли "Здравоохранение" еще многое предстоит сделать.
Обоснование
В ежегодном Бюджетном послании Президента Российской Федерации ставится задача принципиальной важности - повысить результативность действий исполнительной власти и эффективность использования бюджетных средств с одновременным повышением прозрачности системы государственных и муниципальных финансов. В связи с чем требуются изменения основных принципов деятельности региональных органов государственной власти: перейти к результативной модели ее функционирования, суть которой - безусловная приоритетность интересов потребителя бюджетных услуг (ученика, пациента и т.д.); отладить механизмы принятия управленческих решений, четко определив подлежащие достижению результаты; повысить ответственность государственных органов за их реализацию; повысить удовлетворенность граждан качеством предоставляемых услуг. Отсутствие установленных стандартов качества предоставления бюджетных услуг, а также информации о результатах работы бюджетных учреждений не позволяет потребителю оценить работу бюджетных учреждений и качество бюджетных услуг, предоставляемых тем или иным бюджетным учреждением.
План реформирования
Работа по составлению, утверждению и внедрению в практику стандартов качества бюджетных услуг на первом этапе реформирования в первую очередь будет включать проведение (Главным управлением социальной политики Воронежской области, Главным управлением образования Воронежской области, Главным управлением здравоохранения Воронежской области, управлением культуры и туризма Воронежской области при взаимодействии с Главным финансовым управлением Воронежской области и Главным управлением экономического развития Воронежской области, правовым управлением администрации Воронежской области) до 1 марта 2007 года инвентаризации и оценки действующего законодательства с точки зрения наличия стандартов качества предоставления бюджетных услуг.
Учитывая, что в настоящее время как на федеральном, так и на областном уровнях отсутствуют нормативные документы, однозначно и полно определяющие стандарты качества предоставления тех или иных бюджетных услуг, в рамках реализации программы реформирования планируется на основании проведенного анализа и сформированного перечня бюджетных услуг разработать и законодательно утвердить финансовые нормативы и стандарты качества предоставления бюджетных услуг по видам бюджетных услуг в "пилотных" отраслях: культуре, образовании, здравоохранении, социальной политике.
В этой связи предстоит объемная работа, связанная с определением количества потенциальных получателей бюджетных услуг, т.е. лиц, которым бюджетная услуга или ее элемент могут быть предоставлены. Кроме потенциальных получателей бюджетных услуг необходимо выделить фактических получателей бюджетных услуг, т.е. лиц, которым бюджетная услуга планируется к предоставлению в плановом периоде. Необходимо также определить себестоимость бюджетных услуг и выявить факторы, влияющие на ее величину в зависимости от места предоставления.
Выделение групп потенциальных получателей направлено на более точное определение потребности в бюджетной услуге на плановый год и плановые кварталы, что способствует более точному планированию расходов органов исполнительной власти и бюджета в целом. Количество потенциальных получателей будет использоваться при расчетах показателей эффективности деятельности бюджетных учреждений совместно с прочими показателями.
При расчете количества фактических получателей бюджетной услуги будет учитываться пропускная способность поставщиков бюджетных услуг, количество населения, проживающего на территории, обслуживаемой поставщиком бюджетных услуг.
Для определения численности получателей бюджетных услуг представляется целесообразным использовать различные инструменты и методы статистического исследования, в том числе:
исследование статистических и отчетных данных;
прогнозирование численности категорий и групп получателей бюджетных услуг.
В силу того, что статистические наблюдения по многим отраслям органами государственной статистики не ведутся, ряд количественных параметров бюджетных услуг может быть определен только экспертным путем при участии сотрудников отраслевых департаментов администрации Воронежской области и подведомственных им учреждений.
В результате этой работы Главным управлением социальной политики Воронежской области, Главным управлением образования Воронежской области, Главным управлением здравоохранения Воронежской области, управлением культуры и туризма Воронежской области с участием Главного финансового управления Воронежской области, Главного управления экономического развития Воронежской области и правового управления администрации Воронежской области будет разработан до 1 июля 2007 года проект закона Воронежской области "Об утверждении стандартов качества предоставления бюджетных услуг" (по видам бюджетных услуг в отраслях: культура, образование, здравоохранение, социальная политика) и направлен губернатору Воронежской области для последующего его представления в Воронежскую областную Думу для рассмотрения и принятия.
Очередным шагом разработки стандартов качества и мониторинга предоставляемых бюджетных услуг на втором этапе планируется разработка Главным управлением социальной политики Воронежской области, Главным управлением образования Воронежской области, Главным управлением здравоохранения Воронежской области, управлением культуры и туризма области совместно с Главным финансовым управлением Воронежской области и Главным управлением экономического развития Воронежской области до 1 марта 2008 года проекта постановления администрации Воронежской области "Об утверждении порядка оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг стандартам и основных требований к результатам работы бюджетных учреждений в соответствии со стандартами качества предоставления бюджетных услуг" и его направление губернатору Воронежской области для утверждения.
К 1 июля 2008 года будет обеспечена публикация на периодической основе в газете "Молодой коммунар" и размещение на официальном сайте Главного финансового управления Воронежской области www.gfu.vrn.ru в сети Интернет стандартов предоставления бюджетных услуг и результатов работы бюджетных учреждений в соответствии со стандартами качества предоставления бюджетных услуг. Прогнозируется проведение социального опроса населения по вопросу соответствия качества предоставляемых услуг.
В итоге к 1 июля 2008 года не менее 50% бюджетных расходов будут иметь стандарты качества предоставления бюджетных услуг.
Ожидаемые результаты
Установление стандартов качества позволит реально повысить качество услуг, которые оказывают населению бюджетные учреждения и организации, поскольку будет законодательно закреплен гарантированный уровень предоставления услуг, ниже которого учреждение не может опускаться. Публикация стандартов качества и результатов работы бюджетных учреждений в соответствии со стандартами качества предоставления бюджетных услуг в СМИ и сети Интернет сделает доступной для населения информацию о том, каково должно быть качество получаемой им услуги, услуги какого качества предоставляются бюджетными учреждениями и организациями, что является основой для защиты потребителями своих прав. В результате к 1 июля 2008 года не менее половины бюджетных расходов будут иметь стандарты качества предоставления бюджетных услуг.
Для достижения результатов по мероприятию "Установление стандартов качества предоставления бюджетных услуг" будут приняты следующие нормативные правовые акты Воронежской области:
Закон Воронежской области "Об утверждении стандартов качества предоставления бюджетных услуг";