Существующее положение
В соответствии с требованиями Закона Воронежской области от 15.10.2002 N 67-ОЗ "О бюджетном процессе в Воронежской области" ежегодно оформляется План развития государственного сектора экономики, содержащий основные характеристики ГУПов и ОАО с долей Воронежской области в их уставных капиталах и технико-экономические показатели их деятельности, поступления средств от использования государственной собственности.
Доходы от эффективного использования имущества, находящегося в областной собственности, являются источником пополнения доходной части бюджета. На это направлена реализация Закона Воронежской области от 17.03.1997 N 86-з "Об управлении государственной собственностью Воронежской области", основную работу по реализации которого выполняет Главное управление государственного имущества Воронежской области совместно с отраслевыми органами исполнительной власти Воронежской области.
В области действует Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Воронежской области, утвержденная постановлением администрации Воронежской области от 28.04.2001 N 441. Концепция содержит два раздела. В первом разделе указаны цели, задачи и механизмы, направленные на повышение эффективности управления государственным имуществом Воронежской области. Во втором разделе рассматриваются вопросы, связанные с механизмами приватизации областного имущества и их эффективностью.
Одним из важнейших направлений реализации концепции является оптимизация структуры и численности областных госпредприятий.
В области последовательно проводится сокращение численности ГУПов, занятых в сферах производства товаров (услуг), где уже создана конкурентная среда.
Одновременно поддерживаются существующие ГУПы и создаются новые ГУПы, способствующие развитию рыночной инфраструктуры или решающие социальные задачи (лизинг сельхозпроизводителей, поддержка индивидуального жилищного строительства на селе, газификация области, экология, техническая инвентаризация объектов недвижимости, пассажирские перевозки и т.п.)
Важную роль в оптимизации структуры и численности областных ГУПов и реализации концепции выполняет межведомственная комиссия по контролю за эффективностью управления государственным имуществом (МВК), созданная постановлением администрации Воронежской Воронежской области от 22.02.2002 N 209.
Решения о создании, реорганизации, ликвидации, приватизации ГУПов принимаются администрацией Воронежской области только по результатам обсуждения этих вопросов на заседаниях МВК. Во внимание при этом также принимаются результаты анализа финансово-производственной деятельности ГУПов, осуществляемого Главным управлением государственного имущества Воронежской области на основе представляемой ГУПами ежеквартальной бухгалтерско-финансовой отчетности.
Кроме того, на заседаниях МВК ежегодно заслушиваются отчеты руководителей всех ГУПов о выполнении программ деятельности за отчетный год и проводится обсуждение программ деятельности каждого ГУПа на следующий год. Действующие в настоящее время механизмы не позволяют выявить факторы, влияющие на эффективность деятельности унитарных предприятий и организаций, доля уставного капитала в которых принадлежит Воронежской области. Предстоит более современными методами выработать эффективную политику.
В этой связи изучен опыт других субъектов Российской Федерации в данном направлении.
Предстоит еще многое сделать.
Обоснование
Отсутствие регламентированного порядка представления отчетности государственных унитарных предприятий и отсутствие системы критериев для сохранения областных государственных предприятий и участия Воронежской области в уставных капиталах хозяйствующих субъектов стали предпосылками к совершенствованию в системе использования областной собственности. Представляется, результаты проведенных мониторингов позволят оценить эффективность деятельности каждого государственного унитарного предприятия и в связи с этим принять администрацией области соответствующее решение. Прозрачность размещенных на сайте и опубликованных результатов деятельности государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала которых принадлежат Воронежской области, усилит контроль со стороны общественности.
План реформирования
Данное направление преобразований будет нацелено на дальнейшую оптимизацию структуры областных ГУПов, госучреждений и их численности.
Планируется до 1 января 2007 года Главному управлению государственного имущества Воронежской области провести оценку результатов деятельности государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Воронежской области, в сравнении с результатами деятельности частных предприятий за три последних отчетных года, разработать до 1 февраля 2007 года проект постановления администрации Воронежской области "Об утверждении порядка предоставления отчетности государственных унитарных предприятий" и направить его для утверждения губернатору Воронежской области. До 1 апреля 2007 года Главному управлению государственного имущества Воронежской области предстоит разработать и проект постановления администрации Воронежской области "О системе критериев для сохранения областных государственных унитарных предприятий и участия Воронежской области в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ, товариществ на основе оценки эффективности их деятельности" и направить его для утверждения губернатору Воронежской области. Кроме того, с 1 мая 2007 года в газете "Молодой коммунар" и на официальном сайте администрации Воронежской области www.admin.vrn.ru в сети Интернет управлением по делам печати и средств массовых коммуникаций Воронежской области и Главным управлением государственного имущества Воронежской области соответственно будут публиковаться реестры и результаты деятельности государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Воронежской области.
Прогнозируется, что к 1 июля 2008 года не менее 90% государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Воронежской области, будут удовлетворены установленным критериям.
Ожидаемые результаты
Основным следствием реализуемой в данной сфере политики будет увеличение доходов бюджета за счет оптимизации состава областной собственности. Суммарный объем стоимости основных фондов государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала которых принадлежат Воронежской области, имеющих эффективность ниже установленных критериев, не будет превышать 10% от стоимости всех указанных предприятий к 1 июля 2008 года. Кроме того, произойдет улучшение финансово-экономических показателей деятельности предприятий Воронежской области, чему будут способствовать внутренние преобразования в них. Важным результатом запланированных мероприятий станет рост налогооблагаемой базы частных предприятий за счет участия областных ГУПов и госучреждений в развитии рыночной инфраструктуры.
Для достижения результатов по мероприятию "Мониторинг эффективности деятельности унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Воронежской области" будут приняты следующие нормативные правовые акты Воронежской области:
постановление администрации Воронежской области "Об утверждении порядка предоставления отчетности государственных унитарных предприятий";
постановление администрации Воронежской области "О системе критериев для сохранения областных государственных унитарных предприятий и участия Воронежской области в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ, товариществ на основе оценки эффективности их деятельности".
Эффект от реализации запланированных мероприятий будет заключаться в увеличении на 5 - 10% доходов областного бюджета, поступающих от деятельности унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Воронежской области.
Альтернативные механизмы
Альтернативой могло бы стать сохранение существующего положения, однако для проведения эффективной политики при управлении государственной собственностью необходим жесткий контроль за результатами деятельности государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с участием государства. Учитывая эти обстоятельства, альтернативы предложенной схеме не предусматривается.
Оценка рисков
Внешним риском при реализации данного направления реформирования является изменение федерального законодательства.