Действующий

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2008 ГОДЫ

D1. Повышение уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги при увеличении объема социальной поддержки наименее обеспеченных слоев населения


Существующее положение

Постановлением администрации Воронежской области от 15.12.2004 N 1109 "О стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг, возмещении расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год" в целях определения на 2005 год размера финансовой помощи, оказываемой бюджетам муниципальных образований за счет средств областного бюджета, установлен стандарт уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги в размере 100%. Законом Воронежской области от 28.12.2005 N 97-ОЗ "Об областном бюджете на 2006 год" предусмотрены субвенции бюджетам муниципальных образований на возмещение в фактических расходах по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на 2006 год в размере 350,4 млн. рублей.

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам, оплачивающим жилищно-коммунальные услуги по единому лицевому счету, в пределах социальной нормы площади жилья, нормативов потребления коммунальных услуг, а также твердого топлива при наличии печного отопления, с учетом прожиточного минимума, определяемого на момент обращения, совокупного дохода семьи и действующих льгот.

При этом в семье, в которой совокупный доход на одного человека не превышает установленного прожиточного минимума, собственные расходы на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, а также твердого топлива не должны превышать половины установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда на одного человека.

Прожиточный минимум ежеквартально определяется Главным управлением труда и социального развития администрации Воронежской области.

Для адресной помощи населению в муниципальных районных центрах созданы и действуют службы субсидий. В десяти районах области службы субсидий образованы на базе отделов (комитетов) социальной защиты населения, в 13 - на базе муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства, в трех - на базе расчетно-кассовых центров и в шести - в администрациях районов. В Воронеже служба субсидий и ее районные филиалы функционируют на базе "Муниципального информационного вычислительного центра", в Борисоглебске - на базе службы заказчика. В 2005 году среднесложившийся по Воронежской области уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг составил 78%.

Несмотря на достигнутые в этом направлении определенные результаты, еще многое предстоит сделать.

Обоснование

Необходимость преодоления кризиса в сфере жилищно-коммунального хозяйства обусловила реформирование этой отрасли, которое направлено в соответствии с Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28.04.1997 N 425, на поиск путей по рационализации и снижению издержек производителей услуг, обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества, совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля жилищно-коммунального хозяйства, а в связи с этим расширение возможности использования субвенций муниципальными образованиями в случае экономии полученных субвенций на другие направления.

Отсутствие системного анализа и оценки действующих бюджетных расходов на финансирование жилищно-коммунального хозяйства, в том числе из местных бюджетов, а также отсутствие информации у населения о причинах роста платежей за жилищно-коммунальные услуги стали предпосылками для проведения преобразований в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решение проблемы в достижении баланса интересов производителей и потребителей жилищно-коммунальных услуг, накапливаемой десятилетиями, и снижение остроты социального конфликта возможно за счет дальнейшего совершенствования методов и механизмов, направленных на социальную защиту населения. Отсутствие единого информационного пространства о потребности в предоставлении льгот в натуральной форме и фактического уровня их финансирования свидетельствует о низкой информируемости и доступности населения к действующей в области системе социальной поддержки.

План реформирования

Преобразования в этой сфере будут направлены прежде всего на совершенствование нормативно-правовой базы. Данная работа на первом этапе предполагает:

анализ и оценку Главным управлением жилищно-коммунальной политики Воронежской области совместно с Главным финансовым управлением Воронежской области до 1 марта 2007 года действующих бюджетных расходов на финансирование жилищно-коммунального хозяйства, в том числе из местных бюджетов, за последние три отчетных года;

разработку Главным финансовым управлением Воронежской области до 1 апреля 2007 года проекта закона Воронежской области "Об утверждении методики предоставления субвенций муниципальным образованиям на выполнение государственных полномочий по предоставлению населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг исходя из 100% уровня платежей граждан" и направление его губернатору Воронежской области для последующего представления в Воронежскую областную Думу для рассмотрения и принятия;

разработку Главным финансовым управлением Воронежской области до 1 мая 2007 года проекта постановления администрации области "Об утверждении порядка использования экономии субвенции, выделяемой из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Воронежской области на возмещение расходов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" и направление его губернатору Воронежской области для утверждения.

На втором этапе планируются:

публикация до 1 июля 2008 года в газете "Молодой коммунар" и размещение на официальном сайте Главного финансового управления Воронежской области www.gfu.vrn.ru в сети Интернет установленного фактического уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги по каждому муниципальному образованию;

доведение фактического уровня платежей населения за услуги отрасли не менее чем до 95% в среднем по Воронежской области до 1 июля 2008 года.

Ожидаемые результаты

Соблюдение органами местного самоуправления стандарта уровня платежей населения в размере 100% сэкономит расходы местных бюджетов на возмещение выпадающих доходов предприятий ЖКХ от применения тарифов для населения. Бремя 100% оплаты за ЖКУ для малоимущего населения будет компенсировано предоставлением субсидий из областного бюджета. Реализация намеченных в сфере ЖКХ преобразований позволит к 1 июля 2008 года довести фактический уровень платежей населения за услуги отрасли не менее чем до 95% в среднем по области.

Для достижения результатов по мероприятию "Повышение уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги при увеличении объема социальной поддержки наименее обеспеченных слоев населения" будут приняты следующие нормативные правовые акты Воронежской области:

Закон Воронежской области "Об утверждении методики предоставления субвенций муниципальным образованиям на выполнение государственных полномочий по предоставлению населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг исходя из 100% уровня платежей граждан";

постановление администрации Воронежской области "Об утверждении порядка использования экономии субвенции, выделяемой из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Воронежской области на возмещение расходов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг".

Планируемый эффект от реализации запланированных мероприятий будет заключаться в повышении рациональности использования бюджетных средств, направляемых на жилищно-коммунальное хозяйство.

Альтернативные механизмы

Альтернативы перехода на 100% оплату жилищно-коммунальных услуг в условиях рыночной экономики нет. Альтернативой могло бы быть сохранение существующего положения, что не позволит решить поставленные в программе задачи. Таким образом, выбранный механизм реформирования представляется оптимальным.

Оценка рисков

Внешним риском при реализации данного направления реформирования является изменение федерального законодательства.