Действующий

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2008 ГОДЫ

E2. Совершенствование процедуры принятия решений об осуществлении новых инвестиционных проектов


Существующее положение

Инвестиционные проекты в области реализуются в рамках программ экономического и социального развития Воронежской области, а также федеральных и областных целевых программ. Для получения государственной (областной) поддержки инвестиционные проекты проходят обязательную экспертизу в органах государственной власти, которую осуществляет Главное управление экономического развития Воронежской области (ГУЭР) с участием Главного финансового управления Воронежской области с учетом предложений заинтересованных структурных (отраслевых) подразделений администрации Воронежской области. При положительном заключении ГУЭР инвестиционной проект направляется на оценку в экспертный совет при администрации Воронежской области. Экспертиза инвестиционных проектов включает в себя:

оценку экономической обоснованности и эффективности проектов (экономическая экспертиза);

оценку соответствия проектов действующему законодательству (правовая экспертиза);

оценку соответствия проектов действующим экологическим нормам и требованиям (экологическая экспертиза);

оценку соответствия проектов иным нормам, требованиям и условиям, предъявляемым к проекту, в зависимости от направлений инвестиционной деятельности.

При отборе объектов для включения в областную целевую программу осуществляется оценка эффективности и срока окупаемости бюджетных средств, направляемых на строительство объектов, с учетом эксплуатационных расходов.

В соответствии с Законом Воронежской области от 10.07.2002 N 44-ОЗ "О программе экономического и социального развития Воронежской области на 2002 - 2006 годы" и постановлением администрации Воронежской области от 07.07.2005 N 582 "О порядке разработки и реализации областных целевых программ" до включения инвестиционного проекта в программу осуществляется его оценка по показателям экономической, бюджетной, социальной эффективности с учетом эксплуатационных расходов будущих периодов. После утверждения программы Воронежской областной Думой расходы на реализацию инвестиционных проектов предусматриваются законом Воронежской области об областном бюджете на очередной финансовый год в структуре расходов на программу и выделяются в отдельном приложении к данному закону.

Еще многое предстоит сделать в этом направлении.

Обоснование

Оценка бюджетной и социальной эффективности реализуемых в области инвестиционных проектов за последние три года не дала необходимого результата, который мог быть увязан с бюджетным процессом, и классифицируется недостаточной.

Посредством ежеквартального мониторинга о ходе реализации инвестиционных проектов и бухгалтерской отчетности возможно устранить существующий пробел. Регламентируемый метод оценки эффективности реализации целевых программ и проектов позволит объективно разделить программы по значимости, эффективности, необходимости и впоследствии увязать с бюджетными расходами на предусматриваемые проектом цели.

Удовлетворение регламентированной системе критериев (мониторингу ограничений) будет основанием для досрочного прекращения (переработки) реализации инвестиционных проектов.

Доступ общественности к информации об эффективном развитии области позволит обеспечить доверие населения к правильности выбранного направления бюджетной политики Воронежской области.

План реформирования

Несмотря на наличие нормативных правовых актов в области в части вопросов, касающихся организации и осуществления инвестиционной деятельности, на первом этапе реформирования планируется Главному управлению экономического развития Воронежской области до 1 марта 2007 года для выявления факторов инициации новых инвестиционных проектов провести оценку используемых процедур принятия решений об осуществлении новых инвестиционных проектов за последние три отчетных года. Кроме того, в целях совершенствования правового регулирования Главному управлению экономического развития Воронежской области планируется последовательно разработать до 1 апреля 2007 года проект постановления администрации Воронежской области "Об утверждении запрета для инициации новых инвестиционных проектов в случае, если эксплуатационные расходы будущих периодов превышают финансовый эффект от их реализации" и направить его для утверждения губернатору Воронежской области, до 1 мая 2007 года разработать проект постановления администрации области "Об утверждении методики оценки эффективности реализации целевых программ и проектов и порядка корректировки средств областного бюджета, направляемых на реализацию целевых программ и проектов" и направить его для утверждения губернатору Воронежской области. До 1 июля 2007 года Главным управлением экономического развития Воронежской области будет разработан проект постановления администрации Воронежской области "Об утверждении порядка включения в бюджет расходов на осуществление новых инвестиционных проектов с учетом эксплуатационных расходов будущих периодов" и направлен губернатору Воронежской области для утверждения.

На втором этапе планируются публикация до 1 июля 2008 года в газете "Молодой коммунар" и размещение на сайтах администрации Воронежской области www.program-vrn.ru и www.investvrn.ru в сети Интернет результатов оценки новых инвестиционных проектов с учетом эксплуатационных расходов будущих периодов до утверждения их законом о бюджете раздельно по каждому проекту. Конечный результат будет достигнут к началу очередного года. С 1 января 2008 года в расходах бюджета за последний отчетный год не будет расходов на новые инвестиционные проекты, по которым эксплуатационные расходы будущих периодов превышают положительный финансовый эффект от их реализации.

Ожидаемые результаты

Реализация намеченных мероприятий будет способствовать окончательной ликвидации пробелов в нормативной базе, регулирующей осуществление инвестиционных проектов в Воронежской области, и исключению расходов на новые инвестиционные проекты, по которым эксплуатационные расходы будущих периодов превышают положительный финансовый эффект от их реализации, с 1 января 2008 года.

Для достижения результатов по мероприятию "Совершенствование процедуры принятия решений об осуществлении новых инвестиционных проектов" будут приняты следующие нормативные правовые акты Воронежской области:

постановление администрации Воронежской области "Об утверждении запрета для инициации новых инвестиционных проектов в случае, если эксплуатационные расходы будущих периодов превышают финансовый эффект от их реализации";

постановление администрации Воронежской области "Об утверждении методики оценки эффективности реализации целевых программ и проектов и порядка корректировки средств областного бюджета, направляемых на реализацию целевых программ и проектов";

постановление администрации Воронежской области "Об утверждении порядка включения в бюджет расходов на осуществление новых инвестиционных проектов с учетом эксплуатационных расходов будущих периодов".

Эффект от реализации запланированных мероприятий будет заключаться в экономии бюджетных средств путем исключения из бюджета неэффективных инвестиционных проектов и составит в первый год после завершения программы порядка 15 млн. рублей.

Альтернативные механизмы

В качестве альтернативы новым государственным инвестиционным проектам можно рассматривать реализацию новых инвестиционных проектов субъектами малого и среднего предпринимательства. Однако для повышения результативности этого процесса следует дополнить и усилить государственную поддержку инвестиционной деятельности с целью ликвидации проблемных участков в их деятельности и повышения ее эффективности. В связи с этим планируемый механизм реформирования представляется оптимальным с точки зрения финансовых затрат.

Оценка рисков

Внешним риском при реализации данного направления реформирования является изменение федерального законодательства.